Смех как категория культуры1
Когда произносят слово «культура», порой складывается мнение, что говорят о чём-то академичном, очень серьёзном, почти скучном. Вообще разговоры о культуре частенько навевают скуку. И не потому, что мировой культуре чужд юмор, шутка, смех. А скорее потому, что те, кто с умным видом берутся рассуждать о культуре, сами в ней мало что понимают... Как говаривал JIao-Цзы, «говорящий не знает, знающий молчит».
На самом деле, вечнозелёное древо всемирной культуры в определённом смысле произрастает на врождённой человеческой потребности смеяться. Умение посмотреть на себя со стороны, увидеть в своём быту смешное, найти в себе и в своей нелёгкой жизни повод для шутки очень часто спасает человека и человечество в целом от гибели. И это не преувеличение. Всем известно, как в человеческом обществе ценят шутку и как не любят людей, совсем лишённых чувства юмора. Представьте себе на минутку, что люди вокруг вас вдруг лишились возможности посмеяться и стали абсолютно серьёзно относиться к своему и чужому бытию. Бараны, столкнувшиеся лбами на небезызвестном мосту, были категорически лишены чувства юмора. Иначе их встреча не закончилась бы столь трагически. Слава Богу, среди «человеческого стада» до сих пор всегда находились особи, способные оценить любую ситуацию с юмористической точки зрения.
Однако юмор заключается в том, что некоторые люди, полагающие, что они неуклонно поднимаются по лестнице духовного восхождения, вдруг, ни с того ни с сего, теряют способность смеяться и, более того, начинают обвинять сам смех и его сторонников в низкопробности, лишают его права оставаться предметом культуры и способом совершенствования человека и личности. Полагаю, читателю уже стало очевидно, куда приведут нас такие пастыри, если вдруг им придёт желание столкнуться лбами...
Ежели бы кому-нибудь (не приведи господи!) пришла в голову мысль изъять из сокровищницы нашей культуры все произведения, где, так или иначе, участвует смех, вообразите себе, чего бы мы лишились! Наши детки никогда бы не узнали рассказов А.Чехова, К.Чапека, О'Генри, Марка Твена, Д.К.Джерома, А.Аверченко, не прочли бы книг И.Ильфа и Е.Петрова, Эразма Роттердамского, Дж.Бокаччо, Ф.Рабле, не смогли бы оценить японскую гравюру и нецке, не увидели бы на сцене пьес Гольдони и Гоцци, А. Островского и Н.Гоголя, не посмотрели бы множества кинокомедий, давно ставших классикой, и лишились бы целого ряда музыкальных произведений. А басни Лафонтена и Крылова, а стихи Бернса и Беранже, наконец, пословицы и поговорки, народные шутки, весёлые анекдоты и забавные прибаутки? Вот здесь, конечно, мне могут возразить, что бытовой юмор не всегда так хорош, как хотелось бы. Но, ведь, надо уметь отделить зерно от плевел... Мы не говорим здесь о казарменном гоготе и похабных шутках. Во всём и всегда есть две стороны.
Как бы то ни было, человеческая культура немыслима без своей «смеховой» составляющей. Смех во все времена играл роль общественного, если так можно выразиться, «антистрессина». Люди давно поняли, что жизнь слишком сложна и, подчас, непереносима, и стали вводить в свой быт осознанное смеховое начало. Достаточно вспомнить, какую функцию выполнял при европейских королях знаменитый шут. Кто не помнит, тому советую перечитать парочку пьес Шекспира — «Короля Лира» и «Двенадцатую ночь», чтобы освежить свою память. Шут выпускал из короля и придворных «социальный» пар, он очень часто был единственным при дворе, кто брал на себя смелость говорить властелину правду, сдобренную приличной толикой всяких шуток и глупостей. Он показывал королю кривое зеркало, в котором тот, как ни странно, вдруг прозревал свой подлинный облик. Частенько такая процедура помогала правителю не совершать необдуманных поступков, смирять честолюбие и страсти. Как жаль, что придворные шуты давно исчезли из близкого окружения нынешних властителей! Может быть, поэтому в современном мире правители и их придворные иногда сами выглядят как шуты?
Простой народ в старые времена не очень-то отставал от своих властелинов в смысле любви к шутке и прибаутке. По всем странам разгуливали бродячие трубадуры, мейстерзингеры и скоморохи, забавлявшие народ всякими весёлыми представлениями. В таких бродячих коллективах обычно были акробаты, комики и барды. Они помогали крестьянам и горожанам взглянуть на свою жизнь со стороны и посмеяться всем вместе над её смешными и, подчас, глупыми сторонами. Бродячие артисты во всех странах и во все времена осуществляли социальную и духовную терапию населения, причём делали это легко.
Особую роль в смеховой культуре, безусловно, всегда играл театр. Существовало два «высоких» жанра — трагедия и комедия. И если трагедия говорила о вершинах человеческого духа, о глубинах его сознания и звала к подвигу, раздвигая границы привычного материального мира и вознося зрителя в поднебесье, то комедия ставила перед зрителем всё то же кривое зеркало, в котором он вдруг узнавал подлинное лицо мещанства и быта. Комедия разбивала иллюзию серьёзности жизни обывателя, давая ему вдоволь посмеяться над его собственным убогим мирком. И в результате — в обоих случаях — «катарсис», очищение, достигнутое разными способами. Помимо этого, театр всегда нёс объединительную функцию, соединяя зрителей в зале и актеров в иные моменты представления в единое целое. Комедия во все времена не останавливалась лишь на безобидной шутке, иногда она достигала вершин фарса и гротеска, освобождая человека от пут социальной зависимости. Смеясь, человек обретал свободу и познавал свою подлинную сущность. Такой, например, была итальянская комедия масок — комедия дель арте, из которой вышли Гоцци, Гольдони, а затем и великий Мольер. Не случайно комедианты не всегда пользовались благосклонностью власть предержащих, — частенько их доля была весьма и весьма нелёгкой.
В XX веке культура смеха приобрела особое значение. В эпоху глобальных катаклизмов, экономических кризисов, революций и ядерных угроз частная жизнь человека потеряла какую бы то ни было ценность. Человек стал лишь песчинкой в космической игре загадочных сил. С одной стороны, XX век дал миру множество героев, но, с другой стороны, породил невиданное доселе царство мещанского потребления. И здесь, как никогда прежде, человеку нужен смех, чтобы не сойти с ума, чтобы не стать марионеткой в чужой игре, чтобы познать себя и не потерять человеческого достоинства. Достаточно вспомнить, какую удивительную роль играли в «эпоху застоя» в нашей стране политические анекдоты. Они давали возможность сохранить свой разум, когда государственный фарс мы вынуждены были воспринимать как эталон серьёза.
В духовном плане добродушный смех, весёлая, незлобная шутка очищают человека от наслоений всяких житейских стереотипов и приближают его к познанию радости как основы духовного бытия. Недаром ощущение радости как первоосновы играет большую роль в философской системе замечательного индийского мыслителя Шри Ауробиндо. В России, как ни странно, такое же значение радости придавал крупнейший реформатор театрального искусства Е.Вахтангов, оставивший в голодные и холодные 20-е годы в качестве своего философского завещания искромётный спектакль «Принцесса Турандот» по пьесе К.Гоцци.
«Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно», — так гласит небезызвестный афоризм. Не стоит бояться смеха и бежать от него в пещеру «псевдосерьёза». Человек должен двигаться к постижению своей духовной свободы, и смех как категория культуры является одним из путей...
- Ваши рецензии