Сохранять и приумножать сокровища культуры
(Беседа с председателем Международной Лиги защиты Культуры Ф.М.Бурлацким)
А.П.Кабанова: Международная Лига защиты Культуры существует в России. Пожалуйста, несколько слов об истории её создания.
Ф.М.Бурлацкий: Создана она три года назад. Инициатором этого был Международный Центр Рерихов и лично её вице-президент Людмила Васильевна Шапошникова. Тогда был создан исполком, и я получил предложение возглавить Лигу. Я давно интересовался духовным наследием семьи Рерихов, знал об идеях, связанных с «Пактом Рериха». Тогда ещё я многого не знал, но, тем не менее, решился возглавить Лигу.
Корр.: Каковы задачи Лиги?
Ф.М.Б.: Главное—это пропаганда идей Рерихов, расширение круга людей, принимающих их идеи, людей, для которых духовная сущность человека имеет первостепенное значение. Мы видим свою практическую цель в том, чтобы апеллировать к нашей российской, международной общественности, к властям с тем, чтобы радикально изменить место и роль Культуры в жизни общества. Эта задача очень нелёгкая, так как финансирование культурных учреждений у нас в сравнении с советскими временами уменьшилось в 20 раз. Положение нашей интеллигенции сейчас может быть сравнимо лишь с положением интеллигенции в самых отсталых странах Африки.
Корр.: Чем конкретно занимается Лига, каковы её основные направления?
Ф.М.Б.: За эти три года у нас возникли филиалы, примерно, в 40 регионах. Это и Россия, и страны СНГ, а также Индия, Китай, Германия, США. Очень сильная группа у нас в северо-западном регионе, в Петербурге. Там работу возглавляет академик РАН Г.Н.Фурси и М.Н.Чирятьев. Они планируют создание сети своих филиалов, в которую войдут центры в Мурманске, Архангельске и других городах.
Что же касается направлений нашей деятельности, то она охватывает широкий круг проблем. Петербургская группа, например, особенно интересуется наукой. Ею проведено несколько крупных конференций, в том числе и здесь, в Москве, посвященных положению российской науки, её возрождению.
Московское отделение особенно много внимания уделяет проблемам образования и высшего, и среднего. В Саратове и Ростове занимаются тем же. Но в большинстве регионов решаются чисто прагматические задачи, связанные со спасением местных музеев, библиотек, особенно детских. И в Москве мы стараемся помогать, например, Ленинской библиотеке. Последнее время мы больше внимания стали уделять проблемам семьи, воспитания детей. Мы участвуем во многих мероприятиях, которые проводятся другими центрами. Пытаемся им помочь в борьбе с беспризорниками, в решении задач, связанных с детскими домами, и многое другое.
Корр.: Вот Елена Ивановна Рерих в своих письмах, говоря о нашей стране, часто называет её «Новой Страной», подчёркивая, что именно она должна осуществить Космическую миссию — удержать Планету в равновесии. Как Вы — историк, политолог, хорошо знающий и нашу страну и другие страны, как Вы воспринимаете точку зрения Елены Ивановны в свете того, что сейчас происходит в мире?
Ф.М.Б.: Ну, прежде всего, вопрос в том, есть ли вообще мессианские народы? Вы хорошо знаете, что мессианским народом считали себя иудеи, и не без основания. Ведь и Христос, и Моисей, и пророки принадлежат к этому народу. Тем не менее, я не считаю этот народ мессианским, потому что, хоть и не в равной степени, но с достаточным основанием, каждый народ, наверное, может считать себя носителем какой-то миссии. Ну, например, американцы, которые сейчас считают себя носителями определённой миссии, без религиозного оттенка, и они полагают, что имеют моральное право...
Корр.: Учить других жить?
Ф.М.Б.: Именно, как представители народа, который больше других преуспел и в технике, и в военном деле, они считают, что имеют право направлять жизнь всего человечества. Но я решительно против такой точки зрения. И считаю, что американцы дискредитировали себя, особенно своими действиями в Югославии, в Косово. Разве не чудовищна расправа с целым народом из-за того, что у него плохой президент, который ведёт неправильную политику — геноцид албанцев. Но нельзя лечить один геноцид — другим, теперь уже геноцидом сербов.
Более того, я должен это сказать, к большому моему сожалению, что в XXI веке мы, всё человечество, идём к американской модели мира. И такой мир, вероятно, сможет быть благоприятным только для небольшой группы богатых стран, которые строят своё благополучие за счёт 80% остального, довольно бедного, человечества.
Я уже не говорю о страшной идее мессианства, которую нёс германский фашизм. Известно, чем это кончилось. Поэтому я отношусь к самой мысли о мессианской роли того или другого народа довольно скептически. Что же касается Елены Ивановны Рерих, то её мысль я принимаю в той степени, в какой она касается духовных начал русского, российского народа. В силу исторических причин российский человек, не только русский, в массе своей (прошу прощения у своих оппонентов!) всё-таки добрее людей западных, терпеливее, поскольку он не прошёл многовекового опыта капитализма, построенного на расчёте и стяжательстве. В силу может быть экономической отсталости страны наши люди добрее, терпимее, они больше склонны к взаимопомощи, к общине. А отсюда не столько наша миссия, сколько ощутимый вклад в культуру общечеловеческую и мировую историю. Если американцы внесли в неё в большей степени технологическое начало, явились здесь пионерами, хотя теперь это оспаривают японцы и другие нации, то мы, прежде всего через свою культуру, являемся носителями нравственно-духовного начала, что очень важно.
Корр.: Отсюда, наверное, и русский Космизм — и Фёдорова, и Циолковского, и Вернадского, и, наконец, Рерихов.
Ф.М.Б.: Возможно. И я думаю, что Елена Ивановна Рерих в своих размышлениях о российском народе, его духовных качествах опиралась во многом на тот изумительный взлёт русской культуры, который дали всего какие-то 50—60 лет прошлого века и начало этого столетия.
Что касается культуры советского времени, то, конечно, революция дала колоссальный толчок к образованию. Вся неграмотная Россия, а это было 80% населения, вся она стала грамотной. И прекрасно были поставлены и среднее, и высшее образование. О Шекспире, например, у нас знали и писали больше, чем в Европе или Америке. Но тем не менее железным занавесом мы были отгорожены от мировой культуры, не только от американской в худшем её проявлении. У нас до сегодняшнего дня не было от неё прививки, и потому последние годы она захлестнула нас, особенно через телевидение.
Мы за развитие и возрождение российской культуры: и русской, и всех народов, населяющих нашу страну. И где бы мы ни выступали, мы отстаиваем эту позицию.
Корр.: А какие известные деятели культуры с вами сотрудничают?
Ф.М.Б.: Самые известные. Это и академик Лихачёв, кстати, на конференцию он обратился с «Декларацией прав Культуры», которая была горячо поддержана. Академик Раушенбах, директор музея изобразительных искусств Антонова, дирижёр Светланов, критик Рассадин. Всех не перечислишь. Мы тесно сотрудничаем в Индии — с институтом. Махариши, в Германии — с Дельфийским движением.
Корр.: Что это за движение?
Ф.М.Б.: Оно предлагает возродить античную традицию Олимпиад, но не только в спорте, а и на поприще искусства: состязания поэтов, музыкантов, художников, певцов...
Корр.: Ваши впечатления от недавно прошедшей конференции как завершающей акции Марша мира.
Ф.М.Б.: Впечатление внушительное, ведь акции Марша прошли более чем в 100 городах России, странах СНГ, а также в Индии. Сама конференция была очень представительной. В ней приняли участие работники МИДа России, отделения ЮНЕСКО в Москве, посольства Индии, РАН, РАЕН, МГУ, Ленинской библиотеки, представители национальных диаспор Москвы, многие культурные и общественные организации, ваш журнал «Дельфис». В своей резолюции конференция призвала глав государств — членов ООН содействовать неукоснительному соблюдению международных договоров и соглашений, направленных на защиту Мира и Культуры.
Ещё конференция решила обратиться к посольству Индии с просьбой о восстановлении и защите всех памятных мест Индии, связанных с семьёй Рерихов, а также к губернатору Санкт-Петербурга В.А.Яковлеву с предложением: в год 125-летия со дня рождения Н.К.Рериха помочь созданию на родине художника мемориального Музея (Культурного Центра) имени Н.К.Рериха.
Одним словом, конференция призвала все народы мира к защите, сохранению и приумножению сокровищ Культуры как единственному фундаменту процветания человечества.
- Ваши рецензии