warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

В журнале «Дельфис» № 2 (38) за 2004 год в статье «Диалог с растением» мы рассказывали об опытах по взаимодействию человека и растения на уровне мысли. Опыты проводились по следующей схеме: человек, мысленно объединяя себя с растением, с помощью воображения создавал у себя то или иное настроение или мыслеобраз тех изменений, которые хотел получить у растения. Такое взаимодействие производилось три раза в день в течение нескольких месяцев. При положительном воздействии растение развивалось лучше, при отрицательном — хуже. При воздействии мыслеобразом у растений наблюдались изменения, соответствующие этому мыслеобразу, либо близкие к нему. Эксперименты позволили ощутить, как велика сила человеческой мысли, и подтвердили убеждение в том, что «субстанция мысли везде одна, она представляет связующую мощь между мирами» [1]. За прошедшее время у автора накопились новые факты. О них и рассказано в предлагаемом читателю материале.

В лаборатории сознания

Жизнь мира есть эволюция хаоса по иерархической координате.

В.Шмаков [2]

 

Никогда не производилось сравнения между сознанием самого низкого дикаря и сознанием самого высокого мыслителя. Конечно, такая работа требует долгих наблюдений. Но различие таких сознаний будет поражающе. Оно позволит судить не только о многоразличии человечества, но и направит мысль на сознание мира животного и растительного.

Аум [3]

Все ли мысли воспринимаються растениями?

Анализируя результаты, мы попытались ответить на вопрос: «Все ли мысли воспринимаются растениями?» Оказалось, что далеко не все. Растения не могли воспринять те мыслеобразы, в которых присутствовал элемент абстракции, например — «больше» или «меньше»; и наоборот, хорошо воспринимали те, которые были сформированы из ощущений человека. Сопоставив чувственные ощущения, которые были восприняты растениями, с теми, что способен получать человек с помощью своих органов чувств, мы обнаружили любопытную картину.

Человек с помощью зрения может различать не только свет и тень, но и любоваться цветом, его оттенками. Сочетание этих возможностей позволяет воспринимать формы, ориентироваться в пространстве. Работая с колеусом, экспериментатор любовался розовыми пятнами, присутствующими в окраске листьев, и хотел, чтобы они стали полностью розовыми. Через некоторое время у растений, кроме обычных, появлялись и совершенно розовые листья. Когда экспериментатор хотел жёлтых — появлялись листья с преобладанием желтизны, хотел только зелёных — появлялись не пёстрые, как обычно, а полностью зелёные листья. Удавалось также получать желаемое сочетание окрасок.

 

Обычный вид растения

 

Результат воздействия мыслеобразом с преобладанием розовой окраски

 

Даже у гераней, листьям которых преимущественно зелёные, вырастали листья с большими розовыми пятнами при работе с этим цветом. Человек воображал разные варианты формы листьев, цветков, и растение отвечало соответствующими изменениями. Когда он любовался цветущей розой, через некоторое время на рядом стоящей сенполии появлялись цветы, повторяющие форму розы. А когда экспериментатор, глядя на цветущую белую пятилепестковую сенполию, пожалел, что давно погибла белая махровая, через некоторое время на первой появились несколько цветков, имеющих второй слой лепестков. Она «старалась» стать махровой.

Мыслеобразы, созданные человеком на основе зрения, были восприняты растениями. Но опыты показали, что они воспринимали мыслеобразы формы не только как складывающиеся из сочетаний границ цветов или света и тени, но и сформированные чувством осязания человека. Например, чтобы зрительно получить то или иное сочетание окраски пёстрых листьев колеуса, человек иногда сворачивал листья. И на растениях вырастали листья, свёрнутые характерным образом. Изменённые листья чётко передавали именно то, что хорошо ощущал человек рукой, но не видел в момент взаимодействия. Он мысленно, помогая имитацией рук, вытягивал лепестки сенполии, и вместо широких лепестков появлялись узкие. Вместо пышного махрового цветка возникала форма ромашки.

 

В лаборатории  сознания

Красула зацвела после положительного  воздействия в течение месяца

 

Используя металлы и минералы как посредники, держа их в руке при взаимодействии, мы наблюдали изменение окраски листьев колеуса. При работе с кварцем преобладающим всегда становился розово-красный цвет, олово дало преобладание зелёного, свинец — коричнево-бордового цвета. Это не удивительно, ведь известно, что многие растения чувствительны к содержанию минералов в почве, к её кислотности. Существует даже наука геоботаника, когда залежи металлов отыскивают по произрастающим на поверхности растениям-индикаторам. Попытаемся связать это со вкусовыми ощущениями человека. Человек пробует всё на вкус языком, а у растения чувствительным органом является тончайший корневой волосок [4]. Он выделяет углекислоту (при необходимости — и более сильные кислоты), и, растворённая в воде, она разрушает почвенные минералы, высвобождая важные элементы. Этот сложный аппарат находит нужные элементы, если их недостаёт в почвенном растворе. Значит, и вкусовые ощущения не чужды растениям.

Обоняние человека — это способность ощущать запахи. Растения ими пользуются в борьбе за выживание (аллелопатия). Особенно в засуху с их помощью один вид отвоёвывает территорию у другого. Запахами растения привлекают опыляющих их насекомых. В последнее время появились сообщения, что обоняние — ещё и средство общения между растениями: запахами они могут предупреждать друг друга об опасности [5].

Поэтому мы экспериментировали и с запахами. Воображая, что растение должно пахнуть, и постоянно нюхая его, нам удавалось получать запахи у кактусов и сенполий. Мы специально обращали внимание на оттенки запаха, и растения его  изменяли, усиливая приятные человеку оттенки.

Таким образом, то, что связано с нашим обонянием, им тоже знакомо. А как же быть со слухом? Конечно, у них нет ушей, но нет сомнения в том, что они способны реагировать на воздействие музыки. И для того, чтобы самостоятельно убедиться в этом, мы провели несколько опытов. Для большей убедительности приведём следующий пример из книги А.П.Дуброва «Музыка и растения». В 1979 году в знаменитую книгу рекордов Гиннеса было записано имя американского фермера-исследователя Дана Карлсона, вырастившего в домашних условиях самое большое растение в мире. С помощью ежедневного проигрывания растениям музыкальных скрипичных произведений И.С.Баха и А.Вивальди и музыки, напоминающей щебетание птиц, а также поливая их особым раствором для внекорневой подкормки, он вырастил растение страстоцвета пурпурного длиной в 180 м (при обычном его размере в 54 см) [6]. С каждым годом публикаций на подобные темы становится всё больше и больше.

 

В лаборатории  сознания

Реакция красулы — человек, ухаживающий за растением, пережил стресс

 

Суммируя вышесказанное о способности растений к восприятию всего, что связано с нашими чувственными ощущениями, можно предположить, что при эволюционном движении сознания по иерархической спирали на витке, соответствующем уровню растений, происходило освоение чувственного восприятия мира. Чувства, заложенные в качестве возможностей у растений, у животных и человека приобрели специфические органы восприятия.

Выводы, сделанные нами на основе опытов, согласуются с утверждениями известного русского философа Владимира Шмакова: «Три царства природы связаны иерархическим законом, как по внешним признакам, так и по внутреннему естеству. Каждое последующее царство, сохраняя всё содержание предыдущего, выявляет и некоторое новое начало, особенно ему присущее… Каждый высший организм представляет собой все фазисы развития низших организмов, с приспособлением лишь нового высшего фазиса … Всякое сознание есть органическое единство трёх категорий — чувства, разума и воли… Человеческое сознание актуально обладает всеми тремя категориями и свободно может центрироваться на любой из них. В противоположность этому, в царстве растений актуально раскрывается только чувство… Все инстинкты растений суть инстинкты чувства» [7].

 

В лаборатории  сознания

За розами ухаживал больной человек — два растения справа. Контрольное растение — слева

 

Таким образом, при чутком обращении с растениями, пользуясь опытом, полученным с помощью своих органов чувств, человек со временем ещё больше может расширить возможности селекции. Он будет избавлен от возможности ждать случайных изменений, а будет способен менять окраску листьев и цветов, вкус и запах плодов по собственному усмотрению.

Гений принадлежит виду

Нам хочется поделиться ещё одним наблюдением. Мы замечали, что изменённый лист появлялся у того же вида растений, принадлежавших людям, которым рассказывали об опыте и показывали фотографии. При работе с изменением формы листа колеуса удавалось получать аналогичные изменения у растений этого же вида, росших в общественных помещениях. Для этого нужно было несколько раз произвести мимолётное воздействие мыслеобразом. Видимо, воспринятый мыслеобраз становится достоянием множества растений данного вида и используется по необходимости.

Каждому знакома такая ситуация: читаешь вроде бы полезные вещи, но они проскальзывают, не оставляя следа. Но если в контексте идёт удивительный для тебя факт, то и всё остальное приобретает смысл и врезается в сознание. В гомеопатии, при приготовлении лекарств, для передачи информации необходимы встряхивания. Видимо, для того, чтобы что-то изменило наше сознание, также нужно, чтобы это его потрясло. Аналогичную реакцию мы замечали и у растений, с той лишь разницей, что в волнении находился экспериментатор, а реакцию наблюдали у растения. Однажды, поработав с растениями, экспериментатор стал быстро разлиновывать конверты на столе рядом с каллой и диффенбахией. При этом он спешил и волновался: открытки были адресованы людям, которых он очень уважал, и ему хотелось, чтобы получилось красиво, а отправлять корреспонденцию надо было срочно. Экспериментатор переживал, что расстояния между линейками получились неодинаковые: между верхними больше, чем между последующими. Каково же было удивление, когда через некоторое время на листьях каллы обнаружили разлинованные листья! Они были разлинованы очень чётко с одного края и менее чётко с другого. Расстояния между линейками были тоже неодинаковыми: сначала больше, потом меньше. И как будто прочерчены карандашом по линейке: с лицевой части впадинка, а с тыльной — выпуклость. Позже появился и разлинованный цветок. Похожие линеечки возникли  и на одной стороне листьев диффенбахии.

Нам удалось осмотреть много растений диффенбахии. На всех мы находили листья с характерными линеечками. Только на некоторых наиболее яркие линии были с противоположной стороны, как будто есть растения левши и правши. Казалось, отреагировал весь вид: разлинованное растение встретили не только у нас в Ульяновской области, но и в Саратове. А вот в Екатеринбурге посмотрели несколько растений данного вида, но изменений не обнаружили.

Метерлинк в своём произведении «Источники весны», описывая «неувядаемо-зелёные поля», раскинувшиеся «на вечно тёплых берегах Средиземного моря», обращает внимание на «чужестранные деревья, молчаливые пришельцы, нечто вроде бедных родственников, одетых в лохмотья». Несколько искривлённых дубов, буков и платанов «стоят здесь, чёрные, подобно больным в пасхальное воскресенье на паперти церкви, прозрачной от солнечного блеска … Они не поняли светлого языка, не воспринимают очаровательных нравов юга, — пишет он. — Всё равно: в опредёленный час, когда снег падал в трёхстах верстах отсюда, их стволы дрогнули от холода, и они сняли с себя одежду перед зимним сном, несмотря на дерзкие обещания травы и ста тысяч цветов…» [8]. Эти строки как нельзя лучше подталкивают к мысли, что растения одного вида связаны энергетическим эгрегором. Опыт растений одного вида словно стекается в эту копилку, и все проявления особей оттуда управляются. По выражению Метерлинка, «гений принадлежит виду, всеобщей жизни или природе», а «отдельная особь почти лишена разума».

Личность всё-таки проявляется

Отдельное растение — это, видимо, лишь центр восприятия, который собирает результаты внешних воздействий. Но у каждого конкретного растения, кроме сознания вида, есть нечто, присущее именно данной особи. Местные условия и окружающая среда создают условия для формирования у неё своеобразных качеств, то есть создают как бы новую личность. Хотя, по выражению В.Шмакова, «личность отдельного растения проявляется лишь в дифференциально малых следах», но опыты показывают, что она всё-таки заявляет о себе. Например, состояние «души» одного растения может передаваться другому. Рядом с бурно цветущей традисканцией стоял эпифиллюм. Гроздья миленьких беленьких цветочков с пушистым ореолом тычинок окружали несколько его веток. Неожиданно на них появилось сразу по несколько бутонов. Это были всего три склонённые в эту сторону веточки. Причём две из них принадлежали одному корню, а третья — другому. Цветы были локализованы именно в области цветения традисканции. На веточке, находящейся в самой гуще её цветков, было самое большое количество бутонов. Все остальные ветки, а это довольно большое растение, так и не зацвели в этот сезон.

 

В лаборатории  сознания

На верхнем фото на веточке справа и на нижнем фото по краям — изменение формы глубокоразрезного или дольчатого каланхое (Kalanchoe laciniata). Воздействие мыслеобразом формы в виде тюльпана

 

В лаборатории  сознания

 

Проявлением словно бы личности можно считать реакцию на положительное и отрицательное воздействие человека. При положительном влиянии не только надземная часть, но и корневая система растений развивалась лучше, чем у контрольных: листья, цветы и плоды становились крупнее, цвет листьев — ярче; при отрицательном — цветы и плоды становились мельче, листья были блёклые или приобретали бурую окраску. Были случаи, когда растения и при положительном воздействии в момент болезни экспериментатора начинали отставать в росте. Всё это происходило с конкретными растениями.

Перед тем, как рассказать о следующем опыте, хочется сделать небольшое отступление. Ещё Джагдиш Чандра Бос заметил, что транспорт воды по стеблю растения имеет автоволновой характер. Используя специальный зонд, регистрирующий электрические сигналы в стебле, он обнаружил осцилляции этих сигналов, напоминающие электрическую активность сокращающегося сердца и свидетельствовавшие, по его мнению, о пульсациях паренхимных клеток. «У двудольных растений, — пишет Д.Ч.Бос, — пульсирующая ткань представляет собой цилиндрическую трубку, которая тянется по всей длине стебля. Этот цилиндр плотно облегает молодую сосудистую ткань. Функция цилиндра… похожа на функцию продолговатого сердца низших животных, осуществляющих циркуляцию крови волнами перистальтических движений. Продвижение сока в растениях, в сущности, простейший процесс перистальтики, где волна сокращения выталкивает сок вперёд. Непрерывный ряд таких перистальтических волн поддерживает непрекращающийся подъём сока» [9]. В наше время это подтверждено опытами А.А.Зялалова [10], который обнаружил локальные колебания тургурного (гидростатического) давления паренхимных клеток, а также микроколебания диаметра стебля. Каждое междоузлие ведёт себя автономно: когда одно междоузлие сжимается, другое расслабляется, и наоборот. То есть изменения всего стебля в целом подобны бегущей волне и отдельно напоминают перистальтические движения кишечника у животных.

В одном из наших опытов мы наблюдали потребление воды растениями в зависимости от качества воздействия. У растения, подвергавшегося положительному воздействию, на начальной стадии опыта расход воды усилился (по сравнению с контрольным образцом), а у растения, испытавшего отрицательное влияние, уменьшился, оно стало увядать. Затем произошла адаптация последнего: вместо старых листьев появились новые, более мелкие, и расход воды сильно увеличился. В конце опыта потребление воды у первого растения было таким же, как у контрольного образца, а второе продолжало потреблять много воды. Если перевести всё это на язык человеческих ощущений, то второе растение сначала испытало парализующий стресс, а затем немного успокоилось, но продолжало оставаться в напряжении. Это отразилось на пульсациях паренхимных клеток, обеспечивающих продвижение сока в растениях.

Ганс Селье — известный канадский учёный, создатель теории стресса — писал, что законы самосохранения неразрывно связаны с субклеточными структурами всех живых организмов. Стрессовые реакции присущи не только человеку, но и низшим животным, не имеющим нервной системы, и даже растениям. Селье выделил три стадии этих реакций: первая — реакция тревоги, вторая — адаптации и, при продолжающемся действии стресса, третья — стадия истощения [11]. Исследования, проведённые в Уфимском научном центре института биохимии и генетики, подтверждают, что растительные организмы при сильном неблагоприятном воздействии также претерпевают цепь сходных реакций [12]. Случайно нам пришлось наблюдать, как большое, хорошо развитое деревце красулы, пережив вечером вместе с экспериментатором стресс, к утру согнулось, как резиновое, и упало, осыпая листья (произошло снижение тургурного давления).

Но оказалось, что большой вред растению может нанести не только отрицательное воздействие человека, но и отсутствие внимания. Например, при отъезде экспериментатора на долгий срок происходила задержка в росте, растения могли сбросить листья. Ещё нам удавалось влиять и на сроки цветения растений. На наш взгляд, это тоже проявление «личности». В одном из параграфов Живой Этики сказано: «Можно заметить, как растение, чтобы сделать приятное любимому человеку, даже цветёт в неурочное время. Много подробностей можно привести из непосредственных наблюдений. Но Наше желание напомнить, что сознание живёт гораздо глубже, нежели полагают» [3].

Диалог-проявление сознания

Мы замечали, что растения других видов, находящиеся рядом с опытными, как бы стараются привлечь внимание человека: считав мыслеобраз, воплощают его. Описанный выше опыт с каллой и диффенбахией имел начало и продолжение. Изначально опыт проводился с геранью, находившейся рядом с этими растениями. Мы пытались получить чередование светлых и тёмных полос по контуру листа. Герань реагировала, но чёткого чередования не получалось. Перед расчерчиванием конвертов экспериментатор работал с геранями. Он представлял просто чередование светлых и тёмных полос. Линование позволило создать чёткий мыслеобраз, в его создании участвовали и зрительные ощущения, и осязание. После получения линий у каллы похожие линии появились и у герани. Стоя рядом с каллой, мы, удивляясь её реакции, рассуждали, почему не был воспринят мыслеобраз полоски по контуру, даваемый чуть раньше гераням. И вскоре на калле появились листья с полосками по контуру. Позже, после рассуждения, почему полоски не белые и зелёные, как у стоящего неподалёку хлорофитума, у каллы появились полосатые листья с чередованием жёлтого и зелёного. Всё это напоминало диалог.

Как правило, растение адаптировало мыслеобраз для себя постепенно, «предлагая» различные варианты. Сначала оно воспроизводило только то, что приемлемо для него в данный момент, либо решалось произвести изменения на небольшом участке — веточке, побеге, прилистнике цветка. Обычно изменённая часть была небольшого размера, а через некоторое время появлялся адаптированный вариант. А.К.Клизовский писал: «Каждая форма жизни есть лаборатория, в которой творится величайшая тайна мироздания — развитие и рост сознания» [13].

Колеус в ответ на посыл мыслеобраза, изменяющий форму листа, продемонстрировал иной контур окраски. Однажды ему предложили на одном листе последовательно сочетать цвета, не встречающиеся у данного вида. В результате появился лист, одна половина которого отобразила обычно встречающийся окрас, а другая дала совершенно новое сочетание. В данном случае растение не просто рефлексировало: в его реакции присутствовал элемент творчества, а это — проявление элементов сознательности. По выражению Е.И.Рерих, растения обладают неким сознанием-инстинктом [14]. При изучении раздражимости растений и у Д.Ч.Боса возникал вопрос о наличии у них сознания, и у К.А.Тимирязева при анализе чувствительности растений возникал подобный вопрос. Ч.Дарвин тоже допускал «мозговую» деятельность у корней, а И.П.Павлов спрашивал: «Движение растений к свету и отыскивание истины путём математического анализа — не есть ли в сущности явления одного и того же порядка?» [9].

В мире растений происходит борьба за существование, а также имеется нейтральное соседство, но есть и взаимопомощь [15] и даже дружба. Английский исследователь Рой Теркингтон описал феномен, который впоследствии получил название — «эффект Теркингтона». Он вегетативно размножил растения клевера белого, которые были соседями четырёх злаков — бухарника, райграса, полевицы, гребенника. Затем высеял каждый из четырёх вариантов клевера с теми же четырьмя злаками и таким образом получил 16 вариантов опыта. Выявилось совершенно загадочное явление: варианты клевера «узнавали» своих бывших соседей, и их общество вызывало какой-то удивительный усиливающий эффект, резко повышающий продуктивность растений [16].

Наблюдая за растениями, мы невольно сравнивали себя с ними. Их реакция была подобна реакции человека, но замедленной в миллионы раз. Они старались «уйти» от отрицательного воздействия, выпуская веточки вбок и пряча цветы под листвой. И наоборот, при положительном воздействии тянули веточки с воплощёнными мыслеобразами навстречу человеку, а когда тот долго не замечал изменений, устремляли их в противоположную от солнца сторону. Когда экспериментатор долго работал с каким-то видом, часто трудно было сохранить контрольные растения, с которыми он не работал, они увядали. Казалось, вид перемещался — сосредотачивался в том месте, куда максимально направлено внимание человека, как бы покидая неудачное место.

В.Шмаков писал, что все конкретно-эмпирические случаи проявления причинной последовательной закономерности остаются неотделимыми от общей идеи иерархического причинного протяжения. В нашем феноменальном мире они рядополагаются как различные виды времени (физически — в зависимости от скорости планеты, психически — в зависимости от скорости потока сознания). «Эволюция сознания, прежде всего, проявляется в ускорении жизни и безмерном увеличении достигаемых результатов» [17]. Действительно, при работе с растениями мы получаем результат только через время — от нескольких недель до нескольких лет. Возможно, в том и состоит основная причина нашего непонимания растений. Они не успевают реагировать, а мы не даём себе труда подождать.

Узнав о наших экспериментах, нам часто задают вопрос: «А подтверждаются ли ваши эксперименты приборами?» Да, мы наблюдаем реакции растений по изменению электрических потенциалов, пытаемся зафиксировать температурную реакцию. Но нам, в свою очередь, хочется, чтобы каждый, задавший такой вопрос, ответил на наш: «Станете ли вы измерять давление в 200 атмосфер прибором, рассчитанным на 0,2 атмосферы?» Конечно, нет. Мы все хотим познать, как устроен мир. Но этот мир есть результат творчества сознания, восходящего по ступенькам эволюции, и в этом познании мы должны пользоваться соизмеримым инструментом. У приборов есть предел. Они позволяют нам узнать законы только на их уровне — уровне законов минерального мира, где степень сознания минимальна. Но, на наш взгляд, самый совершенный инструмент — это сам человек, его сознание, его сердце. Экспериментируя с растениями, мы поняли одну важную истину: познавая их, мы познаём себя. Как считал Шопенгауэр, «путём объективного познания нельзя выйти за пределы представления, то есть явления. Таким образом, мы всегда будем стоять перед внешнею стороною предметов… Но в противовес этой истине выдвигается другая — именно та, что мы не только познающие субъекты, но, вместе с тем, и сами принадлежим к познаваемым существам, — что мы сами вещь в себе… В силу этого мы должны стараться понять природу из себя самих, а не себя самих из природы» [17].

Средство общения - Сердце

Реакции растений не во всём замедленны. Мы заметили, что мгновенным ответом растения на воздействие человека может быть запах. Когда у экспериментатора возникало чувство радости или восторга, запах приобретал медовый аромат. Растения, с которыми работали длительное время, всегда чувствовали состояние души экспериментатора. Например, возникшее глубокое положительное сердечное переживание могло не выражаться в бурном восторге, его могли не замечать окружающие люди, но растения это чувствовали всегда и сопереживали, расточая приятный аромат. И самые лучшие результаты опытов мы получали тогда, когда в процессе общения у человека происходило такое сердечное движение. Видимо, самым лучшим средством общения является сердце.

Проводимые нами опыты по мысленному воздействию человека на растения подтверждают, что разум человека, его мысль, в состоянии ещё больше изменить окружающую природу, но не покоряя её, а сотрудничая с нею. Бытие — единый живой организм, и растения — полноправные члены этого бытия, а это требует уважительного к ним отношения. Человек — вершина эволюции земного мира, в нём объединён весь накопленный опыт. И, как пишет Даниил Андреев, «начиная со ступени человека, долг существа по отношению к ниже стоящим возрастает по мере восхождения его по дальнейшим ступеням» [18].

 

г. Димитровград

 

Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: