1923 год
З.Г. Фосдик «Мои Учителя»
По страницам дневника
Получили телеграмму от Рерихов: «Привет из Македонии». Это они уже были на пароходе в Марселе, выезжая оттуда в Индию. Дивный, радостный день для них и нас всех, знающих об их Великом Пути (...)
В этот же день, 17-го ноября, был инкорпорирован Музей Рериха. Великий для нас всех день (...)
Р.Я. Рудзитис «Музей Рериха»2
В 1923 году основался сам Музей с коллекцией из 315 картин Рериха, и, наконец, в 1929 году с помощью друзей и благодаря организаторским способностям самого водителя воздвигнулось монументальное, чудесное строение, наиболее великолепный в нашем столетии Храм Искусства и Культуры - 29-этажный Дом Мастера - Master Building, по своей величине и гармоническим пропорциям являющийся, поистине, благородным символом будущей архитектуры.
1924 год
З.Г. Фосдик «Мои Учителя»
Музей Н.К.Рериха в Нью-Йорке, с. 671
В первые годы после отъезда Рериха из Америки оба основанных им учреждения (Институт объединённых Искусств и Международный Центр Искусства «Корона Мунди» - Е.Г.) не только развили свою деятельность, но также активно подготовляли основание Музея Н.К.Рериха в Нью- Йорке. Он открылся официально для публики 24 марта 1924 года. Надо особо отметить, что в то время это был единственный в Америке музей, посвящённый творчеству только одного художника.
Музей Н.Рериха в Нью-Йорке. 1924
Из записей Е.И.Рерих
2 февраля
Вопрос Н.К.: что сейчас на очереди? Мой Музей!
26 февраля
Будет ли служба Матери Мира? Ей будет особая и красивая служба каждое 24-е число. Наше число.
23 октября
Есть среди Нас один, кто всегда тоскует по необъятному Простору России. Дух Его стремится в будущее.
Н.К.Рерих. Сергий - строитель. 1925
З.Г. Фосдик «Мои Учителя»
По страницам дневника
24 октября
Сегодня в час дня на «Аквитании» приехал Н.К. со Светиком. Встречали все мы с Таруханом и Нару3. Радость огромная. Н.К. чудно выглядит, помолодел, похудел, весь светится огромным светом (...)
Приехали мы в Школу, пошли в Музей. В общем Н.К. всё очень понравилось, сказал, что нужно завесить окна картинами, ибо белые тени не нужны (...) очень понравился ему новый этаж. Он чувствует в Школе чудную атмосферу, говорит, что всё солидно (...)
Потом пошли пить чай в чайную, которая напомнила Н.К. атмосферу в петроградской школе. Там Н.К. раздал всем нам, алтайским сёстрам, ступни Будды чудной по красоте работы - подарок, присланный нам Е.И., о котором она писала раньше (...) Но уже в 6.30 были у Н.К. Он нам показал коллекцию тибетских танка, привезённых для «Корона Мунди». Их сорок штук, несколько очень редких, поразительной яркости красок и разнообразия сюжета. Также показал нам изображение Будды Майтрейи, одно из них сказано дать Мерриту с вопросом, чувствует ли он в себе силу принять его. Также чудные вещи времён Акбара: масляную лампу, флакон для духов из меди и камни из стен дворца Акбара, собранные Е.И.
Потом он нам говорил об «Алатасе»4. Условие с авторами: 6-10% - автору, 10% - «Алатасу», 80% - на издержки, книгопродавцам, расходы по жалованию и по найму и на печатание книг, что не должно превысить 20%. Одобрительно отозвался об обличье книг и сказал, что нам нужно будет иметь в будущем книжный магазин (...)
26 октября
(...) К 6 часам закрыли Музей, простились с Тар[уханом], Нару и М.А. и пошли к Н.К. помочь распаковывать вещи. Н.К. привёз дивные личные вещи, предметы искусства из Индии для «Корона Мунди», также много своих книг, монографий и эскизов, которые будут стоять в стеклянной витрине в Музее. Затем две дивные картины - вид Тибетских гор. Нам в подарок привёз чудную медную старинную коробку, Логвану5 - чашу Будды, Поруме - кораллы, подаренные Е.И. ламой, принадлежащие китайскому императору. «Корона Мунди» колоссально обогатилась привезёнными редкими вещами Н.К., собранными им, Е.И. и сыновьями в Индии. Н.К. говорит, что тибетские танка, которые составляют большую редкость, должны быть проданы Музею всей коллекцией; не надо дробить её, ибо это большая редкость. [Надо] показать их на выставке в «Корона Мунди» будущей осенью вместе с книгой Юрия, которая будет тут же для продажи (...)
1 ноября
(...) С утра была в Музее с Н.К., Светиком и остальными, кроме Нуци и Енты6. Такое счастье и наука видеть Н.К., развешивать и менять места для картин. «Сокровище Ангелов» повешено там, где когда-то мечтал его иметь Нуця, закрыв оба окна, наверху «Вечер» на такой же стене, закрывая окна. «Saintly Visions» [«Владыки нездешние»] внизу на длинной панели у входа, то есть там, где мама видела давно во сне эту картину (...) На «Сокровище Ангелов» запечатлена тропа восхождения, как нам сказал сегодня Н.К. Написана [она] в 1904 году - Ангелы охраняют Камень, на котором изображён распятый Христос, на другой же его стороне - змей и дракон. Н.К. говорит, что Христос является как бы символом смещения одной религии другой (...)
Н.К.Рерих. Сокровище Ангелов Эскиз росписи молельни. 1904-1905
23 ноября
Великий день - открытие зала Елены Рерих в Музее. (Речь идёт о зале с картинами Н.К. Рериха из личного собрания Е.И. Рерих. - Е.Г.)
С.Н. Рерих Портрет Е.И.Рерих
2 декабря
Завтракали с Н.К. Потом Н.К. повёл нас объяснять новые картины. Привожу объяснения (приводимый список картин с пояснениями даётся в переводе с английского. - Ред.):
Средняя комната
1) [«Субурганы Ташидинга»]. Священные Ступы в Ташидинге перед восходом Солнца.
Н.К.Рерих. Субурганы Ташидинга
2) Монастырь в Нам-зе.
3) [«Святые дары»(?)]. Дрона - ученик Будды - раздаёт священный пепел.
Н.К.Рерих Святые дары
4) [«Красный лама»]. Очертания горной гряды Эвереста. Лама в красном играет на флейте перед восходом. Наброски Канченджанги.
1-я комната
Серия «Сикким»:
1) «Санга Челлинг». Лама медитирует на камне, который даёт трещину, если жизнь в монастыре нечиста (легенда).
Н.К.Рерих. Санга Челлинг
2) [«Канченджанга»]. Гряда Канченджанги.
Н.К.Рерих. Канченджанга
3) [«Ташидинг»]. Ташидинг с монастырём на вершине.
4) [«Силуэты»]. Силуэты Города Будущего.
5) [«Пемайапдзе»]. Посёлок лам вблизи Пемайандзе.
6) [«Ринченпонг»]. Монастырь Ринченпонг во время муссона.
Н.К.Рерих. Ринченпонг
7) [«Гималаи»]. Предгорья Гималаев.
8) Ступени к Гималаям.
9) «Лао-цзы». Возвращается на священном быке из Китая в Тибет. Бамбуковый лес.
Н.К.Рерих. Лао-цзы
10) «Цзонкапа». Медитирует на горе Менданг. Суровые скалы, будто непосредственное деяние духа.
11) «Падма Самбхава». Маг.
Н.К.Рерих. Падма Самбхава
12) [«Путь»]. Христос. Легенда о его хождении в Тибет в возрасте 25-27 лет.
Н.К. Рерих. Путь Христа
13) «Рождение мистерий». Сочетание раннегреческих и восточных форм. Ритм и единство океанских волн и небесных облаков. Рождение нового культа. (В композицию картины включена группа фигур с барельефа знаменитого древнегреческого трона Людовизи, изображающего кульминационную сцену мистерий Афродиты. - Ред.)
14) [«Матерь Мира»]. Основана на видении. Культ Предвечной Матери Мира. Рыбы - символ молчания. Пейзаж внизу - подходы к Тибету.
3-я комната
Серия «Его Страна»:
1) [«Помни»]. Начало достижений.
Н.К. Рерих. Помни
2) [«Спешащий»]. Вестник.
Н.К.Рерих. Спешащий
3) «Книга Мудрости». Предгималаи.
Н.К. Рерих. Книга Мудрости
4) [«Ведущая»]. Ведёт по Пути - над ледником. Гуань-инь - символ Матери Мира.
5) «Жемчуг исканий». Равновесие земного и небесного.
Н.К. Рерих. Жемчуг исканий
6) [«Будда в подводном царстве»]. Глубже глубин.
Н.К. Рерих. Жар-цвет
7) «Выше гор». Эверест с высоты.
8) «Жар-цвет». Чёрный аконит, находимый в районе Канченджанги, не легенда, но быль.
9) [«Конь Счастья»]. [Камень] Чинтамани.
Н.К. Рерих. Конь счастья
Белый Конь мудрости, приносит с гор священный Камень человечеству. Скалы в форме человеческих фигур - свидетели.
10) «Сожжение тьмы». Воинство Красоты, трудящееся во благо человечества. Место было узнано участниками экспедиции на Эверест. (См. запись в экспедиционном дневнике Н.К.Рериха «Алтай-Гималаи»: «...пришла экспедиция с Эвереста... между прочим, добивались узнать, не поднимались ли мы к Эвересту. На картине "Сожжение тьмы" они узнали точное изображение глетчера около Эвереста и не понимали, как этот характерный вид, виденный только ими, попал на картину...» - Ред.)
Н.К. Рерих. Сожжение тьмы
11) «Звезда Матери Мира». Напоминает о новом культе Азии.
Н.К. Рерих. Звезда Матери Мира
12) «Белый Храм». Зодчество облачных форм.
13) «Джелап-ла». Путь на Тибет.
14) «Турфанская Мадонна». Древнейшее изображение Богоматери. (Неподалёку от оазиса Турфанской котловины - горной впадины в отрогах Восточного Тянь-Шаня - Рерихи обнаружили изображение Богоматери, предположительно, оставленное бежавшими в Центральную Азию несторианами. На картине запечатлено это изображение. - Ред.)
Н.К. Рерих. Турфанская Мадонна
10 декабря
Сегодня утром проводили Н.К., уехавшего на «Paris» с Авирахом7 в Европу.
Николай Рерих «Пути благословения»
Свобода вещей
Вы спрашиваете, зачем мой музей в Америке? Как я сам отношусь, что мои картины прикреплены к чужой почве вне России? Но, во-первых, почему почва Америки чужая? Даже Аляска была русской и добровольно уступлена друзьям. Затем, почему мы будем связывать себя границами старых ограничений. Вся жестокая проволока уже снимается, и наши глаза начинают видеть гораздо дальше. Но теперь самое главное: зачем мы будем говорить об ощущениях человека, когда дело идёт о движении предметов, имеющих свою особенную жизнь. Часто мы видим, как предмет, всячески ограждённый и сохраняемый, первым погибает, и рядом — вещь, почти выброшенная на улицу, живёт века. Слишком долго говорить о внутреннем значении вещей. Теперь особенно важно сказать: как в человеческой жизни, так и в жизни вещей «д а й т е с в о б о д у». Дайте вещам жить, передвигаться и вносить новые условия жизни там, где сейчас они наиболее нужны. Особенно это важно в предметах искусства и науки. Смешны пошлины и заграждения и запрещения там, где творил чистый дух человеческий. Потому скажем: пусть предметы несут своё пламя очищения там, где сейчас указано обстоятельствами. Кто может знать, какие причины складывают именно э т о с л е д с т в и е? И кто может утверждать, что, привязав творения к случайной почве их возникновения или случайности рождения автора, мы готовим для них лучшее место и значение?
Мне особенно легко сказать это, ибо я столько раз говорил о красотах России и указывал всё внутреннее значение народа русского. Зачем же не посмотреть теперь в будущее, когда неожиданные, но глубоко логичные мосты строятся между народами. И когда, право, трудно сказать, какой именно камень является лучшим основанием будущих нужных построений. Если я люблю Россию, то почему мне не любить Америку? Если я вижу прекрасные стороны этой молодой страны, наследия Атлантиды, то почему я должен забыть о сокровищнице русской, повитой всеми дарами мудрости Востока? Право, поменьше отрицаний, поменьше невежества — и границы расширятся, и блестящие возможности сами сплетутся в венки красоты, и невозможное вчера станет возможным завтра. Потому проще и светлее и во имя труда и красоты будем думать шире. А предметы о т п у с т и м тоже на в о л ю. Пусть творят свою жизнь, где и как указала им судьба, их сложившая.
Talai Pho-brang, 1924.
(Продолжение следует)
- Ваши рецензии