warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Агни1

На древнеиндийской картине Агни — бог Огня — верхом на баране.

Почему?

Вишну — бог Созидания, изображается летящим на священной птице Гаруде; Сарасвати — богиня Мудрости — на Лебеде. Архистратиг Михаил и Георгий Победоносец — на боевых конях...

Что общего у бога Огня и у барана?

Максимилиан Волошин как-то в разговоре с юной Мариной Цветаевой озадачил ее вопросом: что в природе завивается?

Ответим: ОГОНЬ, ВОЛОС, БАРАНЬИ РОГА.

Потому Агни верхом на агнце.

Конечно, завивается и шерсть, а вот волосы имеют прямое отношение к человеку, ибо преимущественный волосяной покров у человека — на голове. Овен зодиакальный, в аспекте антропометрии, символизирует голову человека.

Четыре первостихии: Огонь, Воздух, Земля, Вода. — Даже если их пять (включая Эфир, как полагали некоторые античные натурфилософы) — возглавляются Огнем. Огонь — голова всему, как Юпитер — громовержец и молниепоражатель — глава богов.

Невозможно преувеличить герметическое значение Огня.

В сокровенной сути Огонь, Свет и Дух — одно.

Знамя Культуры, поднятое Рерихами, украшает Орифламма — три красных диска в кольце. Эта эмблема многозначного Триединства включает представление о неразрывной целокупности Духа, Огня и Света в опоясывающей их Беспредельности.

Великий поэт-ясновидец Данте Алигьери 700 лет тому назад, лицезрея Эмпирей — высшую сферу Небес, в лучах райского Божественного Света любовался Орифламмой:

 

Есть горний свет, в котором Божество

Является очам того творенья,

Чей мир единый, — созерцать Его;

Он образует круг, чьи измеренья

Настоль огромны, что его обвод

Обвода солнца шире без сравненья...

 

* * *

Так посредине пламя заревое

Та Орифламма мирная лила.

А по краям уже не столь живое.

И в той средине, распластав крыла, —

Я видел, — сонмы ангелов сияли,

И слава их различною была...

 

* * *

Я увидал, объят Высоким светом

И в ясную глубинность погружен,

Три равноемких круга, разных цветом.

Один другим, казалось, отражен,

Как бы Ирида от Ириды встала;

А третий — пламень, и от них рожден.

«Божественная комедия»

 

Увы! Далеко не всем дано узреть то, что видел Данте... Но замечательный русский поэт-мыслитель, Владимир Соловьев, оказался на высоте Данте... И наиболее крупные поэты-символисты Серебряного века прозревали динамическую и творческую мощь Огня.

Зороастр и Гераклит утверждали доминанту огненной стихии во Вселенной. А Пифагор полагал, что мир планет управляется незримым Центральным Огнем... Говорят: «не бывает дыма без огня».

Правильнее сказать: «все, что есть, — только дым от Огня»!

Вячеслав Иванов. Дух

L'Amor che muove il Sole e 1'altre stelle.

Dante. Parad. ХХХШ.

 

Над бездной ночи Дух, горя,

Миры водил Любви кормилом;

Мой дух, ширяясь и паря

Летел во сретенье светилам.

 

И бездне — бездной отвечал;

И твердь держал безбрежным лоном;

И разгорался, и звучал

С огнеоружным легионом.

 

Любовь, как атом огневой,

Его в пожар миров метнула;

В нем на себя Она взглянула —

И в Ней узнал он пламень свой.

 

Константин Бальмонт. Звук из таинств

Цветок есть расцветшее пламя,

Человек — говорящий огонь,

Движение мысли есть радость

всемирных и вечных погонь.

 

И взглянем ли мы на созвездья,

расслышим ли говоры струй,

Мы знаем, не знать мы не можем,

что это один поцелуй.

И струн ли коснемся, чтоб сделать

певучим наш пир,

Мы песней своей отзовемся

на песню, чье имя есть Мир.

И кто бы Ты ни был, напрасно

цветка ль, человека-ль — не тронь:

Цветок есть расцветшее пламя,

Человек — говорящий огонь.

1908

 

Агни

Красные кони, красные кони, красные кони — кони мои.

Ярки их гривы, вьются извивы, пламенны взрывы, ржут

в забытьи.

 

Ржут что есть мочи, дрогнули ночи, конские очи —

молнийный свет.

Спят водоемы, будут им громы, рухнут хоромы вышних

примет.

 

Жаркие кони, яркие кони, жаркие кони — кони мои.

Топнут о камень — топнут — и пламень вырос и взвился

проворней змеи.

 

Звонки подковы, златы и новы, пышны покровы красных

попон.

В мире — вещанье, капель жужжанье, резвое ржанье,

хохот и стон.

 

Белый — рождаясь, красный — взметаясь, весь расцвечаясь

в пропасти дня.

Я у порога Мрака-Зловрога. Знаешь ты Бога? Видишь

меня?

1912

 

Гиероглифы звезд

Я по ночам вникал в гиероглифы звезд,

В те свитки пламени в высотах совершенных,

Но немы их слова. И дух, в томленьях пленных,

Не перекинет к ним

их достающий мост.

 

Их повесть явственна и четко различима,

Но дух в них не найдет возжажданный ответ.

На все мои мольбы они ответят: «Нет».

Промолвят:

«Миг живи, как смесь огня и дыма.

 

Гори. Еще гори, покуда не сгоришь.

Когда же догорит лампада золотая,

Созвездье между звезд,

взнесешься ты, блистая,

Узнавши звездную, в провалах Ночи, тишь.

 

Но если ты душой ненасытимо жгучей

Возжаждал то продлить, что длиться миг должно,

Ты камнем рушишься на мировое дно,

Созвездием не став, сгоришь звездой падучей».

 

Иван Бунин. Агни

Лежу во тьме, сраженный злою силой.

Лежу и жду, недвижный и немой;

Идут, поют над вырытой могилой,

Несут огни, — вещают жребий мой.

Звенят в щиты, зовут меня домой,

В стоустый вопль сливают плач унылый.

Но мне легко: Ты, Агни светокрылый,

Спасешь меня, разъединишь со тьмой.

Смотрите, братья, недруги и други,

Как бы, гудя, охватит мой костер,

Отсвечивая золотом в кольчуге!

Смирите скорбь рыдающих сестер...

Бог взял меня и жертвою простер,

Чтоб возродить на светозарном Юге!

1903-1906

 

Максимилиан Волошин. Блуждания (Selva oscura, фрагмент)

9

Дети солнечно-рыжего меда

И коричнево-красной земли —

Мы сквозь плоть в темноте проросли,

И огню наша сродни природа.

В звездном улье века и века,

Мы, как пчелы у чресл Афродиты,

Вьемся, солнечной пылью повиты,

Над огнем золотого цветка.

1910

 

1. Мятеж

(Путями Каина — Трагедия материальной культуры)

(Фрагмент)

 

3

Чтобы не дать материи изникнуть,

В нее впился сплавляющий огонь

И наименовался человеком.

Он тлеет в «Я», и вещество не может

Его объять собой и задушить.

Огонь есть жизнь.

И в каждой точке мира

Дыхание, биенье и горенье.

Не жизнь и смерть, но смерть и воскре

Творящий ритм мятежного огня.

1923

 

9. Бунтовщик

(Путями Каина — Трагедия материальной культуры)

 

5

Закона нет — есть только принужденье.

Все преступленья создает закон.

Преступны те, которым в стаде тесно:

Судить не их, наказывать не вам.

Перед преступником

Виновно государство.

Не пресекайте, но готовьте русло

Избытку сил.

Поймите сущность зла.

Не бойтесь страсти,

Не противьтесь злому

Проникнуть в вас;

Все зло вселенной должно,

Приняв в себя,

Собой преобразить.

А вы построили темницы и запреты:

Суд гасит страсть,

Правительство — мятеж,

Врач гасит жизнь,

Священник гасит совесть.

Довольно вам заповедей на «не»:

Всех «не убий», «не делай», не «укради», —

Единственная заповедь: «ГОРИ!»

Твой Бог в тебе,

И не ищи другого

 Ни в небесах, ни на земле.

Проверь

Весь внешний мир:

Везде закон, причинность,

Но нет любви.

Ее источник — Ты!

Бог есть любовь.

Любовь же огнь, который

Пожрет вселенную и переплавит плоть.

Прислушайся ко всем явленьям жизни:

Двойной поток —

Цветенье и распад.

Беги не зла, а только угасанья:

И грех, и страсть — цветенье, а не зло;

Обеззараженность —

Отнюдь не добродетель.

1923

 

Агни

Рисунок С.Турий

 

Николай Глазков. Незнакомец

Он вошел в распахнутой шубе,

Какой-то сверток держал,

Зуб его не стоял на зубе, —

Незнакомец дрожал.

Потом заговорил отрывисто, быстро,

Рукою по лбу провел.

Из глаз его посыпались искры

И попадали на ковер.

Ковер загорелся, и струйки огня

Потекли по обоям вверх.

Огонь оконные рамы обнял

И высунулся за дверь.

Незнакомец думал: Гореть нам, жить ли?

Решил вопрос в пользу «жить».

Вынул из свертка огнетушитель

И начал пожар тушить.

Когда погасли последние вспышки

Затухающих искр,

Незнакомец сказал, что слишком

Пустился на риск.

Потом добавил: «Теперь мне жарко,

Даже почти хорошо».

Головой поклонился, ногой отшаркал

И незаметно ушел.

1938

 

Наталья Спирина. (Из кн. «Капли»)

Как негасимая лампада

Нам сердце вещее дано,

И расстоянье не преграда,

Когда огнем горит оно.

Тогда в нем все заключено,

И Невместимое Одно

В его обитель вмещено.

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: