warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Единство в многообразии


(к 100-летию В.Т.Черноволенко)

Я призываю Сердце, Мудрость и Труд.

Н.К.Рерих

Великий принцип Жизни Вселенской — Единство в многообразии — изначально присущ модели мироздания. Он проявляется в движении, развитии, созидании, совершенствовании, творчестве. В неисчислимых формах, видах, очертаниях, ликах выражается Великое в Малом: Макрокосм и Микрокосм сосуществуют как единое целое. Великий английский поэт и художник Уильям Блэйк (1757-1827) напоминает нам об этом в четырёх строках из своих «Изречений Невинности». Вот как они звучат:

 

В зерне песка увидеть — Мир,

И в диком цветке — Небосвод,

Вместить всю Бесконечность в ладонь свою,

И в миге одном провидеть Вечность.

 

Неисчерпаем масштаб такого многообразия. Этому единому непреложному Закону подчинены и Природа, и Человек.

«Вечное непрестанное творчество Жизни Вселенской окружает нас, и мы, будучи частью этого Великого творчества, должны творить каждую минуту нашей жизни, творить мыслью, словом, действием» (Е.И.Рерих).

Каждому Человеку дано трудиться в меру сил и таланта его. Художник Виктор Тихонович Черноволенко стремился в своём творчестве найти путь к Истине и на этом пути открывать новые грани Красоты и запечатлевать их в цвете, линиях, формах и ритмах, а в музыкальных импровизациях донести звучания, исходящие из неиссякаемых источников Музыки Сфер.

 

В.Т.Черноволенко. Колыбель Солнца. 1965

 

Как художник и как музыкант он часто повторял с сожалением, что интенсивность цвета, его живая трепетная и таинственная сущность не может быть передана теми красками, которыми мы пользуемся. То же самое можно сказать и о музыке — пронизывающая всё жизнедательная глубина звука и мощь его не могут быть адекватно озвучены через музыкальные инструменты и принятую шкалу нот. Но вопреки таким несовершенствам, художник не может не творить, ибо в любом творческом процессе заключается смысл жизни и Служение во благо, восхождение и совершенствование. Вся жизнь художника, как и каждого из нас, полна событий и радостных и горестных, всяких перипетий, заблуждений и преодолений их, включая и борьбу с самим собой. В таком борении проходит часть нашей жизни. Художник свято верил, что через творчество и через искусство можно найти путь, который привёл бы его к той грани, где откроют ему истинную Красоту. И то, что было явлено ему, воплощалось в цвете и звуке. Ниже мы приводим отрывок из беседы художника, в которой шла речь о том, как он работает над картиной (1972 г.).

 

В.Т.Черноволенко. Почитание света. 1968

 

 «...Во мне постоянно живёт неиссякаемое желание работать. Причём, я никогда заранее не делаю никаких карандашных зарисовок, заранее у меня нет никаких замыслов или планов будущей работы. Всё начинается как бы само собой. Всё начинается с интуиции. Мне кажется, что каждое творчество должно начинаться с интуиции... и только потом уже подключается сознание. Перед началом работы всегда ощущаю радостное чувство ожидания от встречи с неизвестным прекрасным: линии, формы, цвета. Картина рождается как импровизация. И когда я каким-то своим нутром приму все эти формы, линии, цвета— всё то, что появилось на бумаге или холсте, — только тогда считаю, что работа закончена... Живопись моя тесно связана с моими музыкальными импровизациями. Как утверждают многие, моя музыка "помогает разобраться" в моих картинах. Я Вам скажу: настолько неразрывно взаимосвязаны музыка и живопись в моём творчестве, что думаю — если у меня отнять инструмент, я ничего решительно не смогу нарисовать. И наоборот, если у меня отнять живопись, я не смогу играть. Как известно, древняя Мудрость утверждает: "звук и цвет — основы Мироздания".

 

В.Т.Черноволенко. Равноденствие. 1971

 

Это те энергии, которыми пронизана вся Вселенная. Я уже говорил, что в моих работах люди слышат музыку Александра Скрябина. Нужно только подольше постоять около них. <...>

Моя мечта — познакомить всех с тем, что я делаю. Мечтаю, чтобы нас окружала Красота: прекрасное сочетание цвета, необыкновенные формы. Красота привносит радостное, возвышенное настроение, устремляет Человека к добру и милосердию. И когда я вижу, что людям моё творчество приносит радость, я безмерно счастлив. И это воодушевляет и даёт силы работать».

 

В.Т.Черноволенко. Отшельники. 1965

 

У Виктора Тихоновича было повышенное требование к процессу работы над созданием картин. Так как у него не было никакой школы ни в области живописи, ни в области музыки, он знал, что ему предстоит очень много работать, чтобы постепенно приближаться к мастерству. Как самобытный художник, на наш взгляд, Черноволенко нашёл свой путь к раскрытию в своём творчестве загадки Единства в Многообразии. Ему было под силу отображать то, чего «не увидишь глазами», как говорит Маленький Принц в сказке-притче Антуана де Сент-Экзюпери.

 

В.Т.Черноволенко. Восточная мелодия. 1971

 

В доказательство вышесказанного, мы позволим себе сослаться здесь только на две акварели художника, где запечатлены два явления, имевшие место. Одно из них с большой точностью проявлено в акварели «Песнь звёзд», 1970 год.

 

Единство в многообразии

Песнь звезд, 1970

 

В ней показан момент «рождения» звезды, который «длится миллионы лет», и это рождение сокрыто в недрах гигантских тёмных облаков, состоящих из пыли и газа, в основном водорода» (см. статью А.А.Сазанова «Зачем Вселенной нужен человек?», журнал «Дельфис» № 4(20), 1999 г.). В статье приводится фото, полученное на Хаббловском космическом телескопе. На нём показаны вытянутые уплотнённые газопылевые области звездообразования в созвездии Щита, удалённые от нас на семь тысяч световых лет. Похожие «вытянутые облака» — огромные формы можно увидеть в этой акварели на зелёном фоне.

 

Единство в многообразии

Рождение звезды длится миллионы лет и скрыто в недрах гигантских тёмных облаков, состоящих из пыли и газа, в основном водорода. «Небесные термитники» — так можно назвать вытянутые уплотнённые газово-пылевые области звездообразования в созвездии Щита, удалённые от нас на 7 тысяч световых лет, имеющие возраст в два миллиона лет и просуществующие ещё 10-20 тысяч лет.

Фото получено на Хаббловском космическом телескопе

 

Вторая — «Огненное небо», 1971 год. Год 1971-й в истории Планеты — особый. В тот год американские астронавты бродили по поверхности Луны, а на планете Земля, начиная с 1965 года бушевали вулканы из-за повышенной активности Солнца. В августе в Москве проходил Всемирный Геофизический Конгресс, посвященный планетным событиям. В рамках программы Конгресса учёные, наблюдавшие за земными и космическими явлениями, кроме результатов уникальных исследований, также демонстрировали киноленты, где были отсняты извержения не только вулкана «Толбачик» на Камчатке, не только всёсжигающие потоки лавы Этны, но и единственное в своём роде извержение вулкана Килауэа1. Плёнка увековечила малиново-красный цвет лавы и серо-голубого цвета пятна, образующиеся при охлаждении. Точно такой же цвет Огненного Неба запёчатлён на акварели Черноволенко, который в то время находился в Черноголовке, в Ногинском Научном Центре в 50-ти километрах от Москвы, и тысячи миль отделяли его от вулкана со столь загадочным названием. Как удивительно много ещё не раскрыто нам. Как объяснить такие совпадения? Какая-то единая вертикаль пронизывает все явления, какая-то непостижимая общность присуща бесчисленным проявлениям в Жизни Вселенной. Дорогой Читатель, мы приглашаем Вас высказать свои размышления на этот счёт. Мы были бы очень рады получить от Вас весточку. Заранее выражаем Вам благодарность.

 

Единство в многообразии

В.Т.Черноволенко. Огненное небо. 1971

 

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: