Искусство негров
(фрагменты книги)
1
Африка — страна, богатая искусством. Север её, преимущественно Египет, дал нам много памятников. Далее, восток — Эфиопия — оставила прекрасные памятники христианского искусства (между прочим много лицевых рукописей). На юге, у бушменов, открываются всё новые и новые пещеры со своеобразной живописью.
Но этих искусств мы в данном труде касаться не будем, они требуют по своей обширности специальной разработки. Мы ограничимся искусством западной части Судана, «Атлантиды» и Конго (рис. 1). Эти области, в отличие от юга и востока, преимущественно области земледельческие, но искусство их как-то рознится от остальных областей, как по своим мотивам, так и по иной, совершенно самостоятельной разработке их.
Мы называем «Атлантидою» всю область, прилегающую к Атлантическому океану, начиная от Сенегала и до устья реки Конго. Доступной она стала сравнительно недавно, но легенды о ней слышатся из глубокой древности.
По сведениям древних, «Атлантида» лежала вне Средиземного моря — там, за столбами Геракла. Платон дал (в диалоге «Критий») обстоятельное описание этой сказочной страны. Между прочим, он говорит, что земляной вал, окружавший королевский дворец, был крыт оловом, а самый дворец облицован медью, которая сверкала как огонь. Медью же были обиты внутри стены, полы, столбы. Так как в Бенине найдено много бронзы, бронзовых плит, также служивших для облицовки стен и пилястр, то это обстоятельство и другие сходные черты этнографического характера приводят Л.Фробениуса1 к убеждению, что эта страна около Гвинейского залива, если и не представляет собой легендарной Атлантиды, то во всяком случае — сколок её культуры.
Португальцы открыли Бенин в XVI столетии, и только с этого времени Западная Африка пришла в более тесное соприкосновение с Европой. В Конго, в Центральной Африке, можно найти, наряду с самыми дикими и бедными селениями, лишёнными малейшего следа европейской культуры, — местности, куда уже дошло европейское стекло, посуда, даже фаянс, шлифованные стёкла и т. д. Но и до сих пор многие местности в Африке ещё не видели европейцев.
Рис. 1. Карта Западной Африки из книги В.Маркова
До сих пор держалось упорное мнение, что Африка, за исключением Египта, бедна в смысле художественных древностей; что она — без истории, без легенд, без загадок; беднее, чем может себе представить фантазия; что пробираясь дремучими лесами, мы нигде не встретим монументальных развалин дворцов; прорывая каналы, нигде не наткнёмся на гробницы или другие памятники. Грубый фетишизм, обычаи, идолы — всё отвратительно, безвкусно и банально; что негры совершенно лишены эстетических побуждений и самые низшие инстинкты руководят их творчеством, и что в Африке нет того богатства археологических памятников, как в Мексике, Малой Азии, Греции. Нет у неё прошлого, потому лишена она поэтической прелести; и будто только Ислам принёс этому дикому народу некоторую культуру — религию, ремёсла, государственную организацию.
Но к этому мнению теперь уже можно отнестись недоверчиво. Западная Африка богата и, как мы сейчас увидим, в смысле истории и в смысле искусства. В создании мировой красоты она занимает почётное место. Знакомясь с трудами разных экспедиций, мы удивляемся легендам, памятникам, древностям, которые открываются среди племён Африки. Оказывается, что и здесь было прошлое: богатое, сильное, сказочное. Припомним, кстати, сколько монументальной бронзы, сколько тонко отделанных фигур нам дал один Бенин. Когда англичане в 1897 году овладели этой страной, они привезли в Европу несметные сокровища, количество которых выдерживало почётное сравнение с производительностью любой из стран.
Конечно, многое исчезло, но, прислушиваясь неустанно, неустанно ища среди чрезвычайно скрытных племён, делая раскопки там, где веют старые легенды, можно извлечь на свет Божий поразительные сокровища и тайны доисторических и более поздних периодов.
До сих пор принято было думать, что в Центральной Африке совершенно отсутствует каменная скульптура, — её не находили. Но что не удавалось многим, удалось Л.Фробениусу, руководителю одной из последних экспедиций. И удалось с большими трудностями. Негр скрытен и всегда готов отрицать существование родной старины, утаить её. Узнать немногое можно лишь у негров, случайно оторванных от своей родины.
Факт нахождения этих каменных скульптур настолько типичен, что на нём следует остановиться.
Один матрос- негр в Гамбурге за хорошее вознаграждение рассказал Фробениусу, что в его стране каждый человек былых времён создан из камня, и при этом назвал некоторые города своей родины. Эти слова потом подтвердились: среди развалин названных городов, почти недоступных европейцу, Фробениус нашёл первые каменные скульптуры. <...>
2
Есть в Ибадане2 храм в честь бога Шанго. Описание этого храма проливает некоторый свет на архитектуру Атлантиды. Двор, окружающий этот храм, имел снаружи колоннаду с богатой орнаментикой. Ворота, высотою до трёх метров, были украшены энергично вырезанными мифологическими фигурами. Крыша самого храма, сложенная из пальмовых листьев, имела вид навеса на устоях. Храм имел длинную тёмную нишу, отделённую от веранды пёстрой и богатой колоннадой. На колоннах фантастично-резных и пёстро раскрашенных, были изображены всадники, люди, карабкающиеся на деревья, обезьяны, женщины, боги и другие мифологические фигуры. Тёмная ниша вмещала деревянных идолов, завесы из раковин и разные принадлежности религиозного культа3.
Предметов культа сохранилось очень много, но европейцу приобретать их крайне трудно; всё, по возможности, утаивается. У богатого негра особенно трудно купить что-либо из религиозных древностей, принадлежащих его роду. Мнение, что идолов можно получить в обмен на пустые бутылки, старые пуговицы и эполеты, — ни на чём не основано, их не купишь и за бешеные деньги.
Орнаментика повсюду очень распространена и излюблена. На чердаках старых домов найдено много деревянных досок и разные архитектурные фрагменты, украшенные орнаментом. Старожилы рассказывают, что во времена, предшествующие последним кровопролитным войнам, их города были гораздо своеобразнее и богато покрыты орнаментом.
Последней экспедицией Фробениуса было найдено много памятников, относящихся к глубокой древности, но которые, по исполнению своему, резко отличаются от настоящего народного негрского искусства. Они найдены спрятанными в священных рощах, куда проникнуть было чрезвычайно трудно. В них обнаружены головы из гранита и терракоты; много каменной утвари; каменные скамьи, каменные крокодилы и пр. Выяснилось, что туземцы очень хорошо знали и помнили, где подобного рода головы должны были находиться; они сохранили сказанья о том, что на определённом месте бог опустился на землю, но узнать эти места была задача не из лёгких. Там же были найдены опрокинутые каменные монолитные статуи, многие из них неоконченные; горшки из фаянса с глазурью; остатки старых дворцов; у их фундаментов кирпичи с живописным орнаментом — настоящие кафели. И всё это затеряно в непроходимых лесах, среди непроницаемой сети лиан.
Рис.2. Бронзовая голова «Олокун»
Чужеземное влияние или происхождение в этом искусстве — очевидно. Терракотовые головы подходят к типу терракотовых голов, найденных в Сардинии. Какому народу принадлежит это искусство — ещё до сих пор не определено. В общем, это искусство реальное, и имеются образцы, подходящие близко к греческим и египетским скульптурам. В общем, точные пропорции и другие подробности напоминают скорее Грецию.
Гранитные скульптуры сделаны под очевидным влиянием терракотовых голов, хотя в них больше своеобразных черт негрского творчества. Найденную бронзовую голову, «Олокун» (рис. 2), отожествляют даже с Посейдоном, мифическим покровителем Атлантиды. И вот мы видим, что не только Бенин, но и места, лежащие внутри материка, за Бенином, оказались богаты скульптурными произведениями. Голова Олокуна служит доказательством того, что Африка издавна знала бронзу, так как за этими «античными» фигурами надо признать большую старину, нежели за скульптурами Бенина. Этнографы в восторге от таких находок; но это не есть искусство, присущее самой Африке. И сами негры равнодушны к этим изделиям и не проявляют к ним той трепетности, которая наблюдается по отношению к скульптурам самобытным — к искусству, к которому этнографы относятся, к сожалению, без уважения.
Больше всего древностей найдено пока в Атлантиде и в особенности в провинции Иоруба. На первом месте стоит, конечно, Бенин. Второе место занимает старинный город Ифе (Илифе). Между тем, если в Бенине найдено много бронзы, в Ифе найдено больше камня. Между прочим найдены монолиты — узкие, длинные камни до 4-х метров высоты, напоминающие Египетские обелиски, а также названная выше терракота и скульптура из гранита. Стиль последних произведений разнится от стиля Бенина полной законченностью и отсутствием примитивных ступеней творчества. В настоящее время искусство терракоты уже утеряно, но особая техника литья из бронзы ещё сохранилась.
Можно ещё отметить дворец в Илифе. Это развалина былого величия: стены имеют больше метра толщины и около 5 метров высоты; ворота сохранили свою орнаментику.
Чем объяснить такую древнюю культуру?
Рис. 3. Терракотовая голова «Миа», найденная в Ифе
Фробениус объясняет её влиянием этрусской культуры, культуры Средиземного моря и приводит для этого много доказательств: религия провинции Иоруба напоминает религию древних этрусков; прямоугольный план построек, темб с имплувиумом; тот же ткацкий станок, тот же лук, что в провинциях Северной Африки, связанных с древней средиземноморской культурой, и пр. и пр. Всё это, по мнению Фробениуса, занесено не через Сахару, не сухим путем, а морем. Своё мнение он поддерживает и указаниями, найденными у древних писателей. Между прочим приводит донесение Ханпо (около 500 г. до Р.Х.), которое было вывешено в Карфагенском храме Мелькарты. В донесении описывалась переправа 30 ООО колонистов через Гибралтарский пролив на юг. Геродот также подтверждает, что путь вокруг Африки был известен карфагенянам. Но так как вышеназванные раскопки относятся к культуре ещё более древней, нежели та, которая существовала в то время у карфагенян и финикиян, то Фробениус отводит культуру Атлантиды ещё далее назад в древность и приводит данные из истории самых первых мореплавателей, этрусков4 (XIII век. до Р.Х.). В союзе с либийцами они противопоставляли свои силы нарастающей культуре востока — Египету и Вавилонии5. Во всяком случае, эти доводы дают право отожествлять найденную культуру Атлантиды с культурою тех народов, которые, по словам древних, жили до Рождества Христова за столбами Геракла.
- Ваши рецензии