warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Рубрика «На пути» — о нашем сегодняшнем дне, наших реалиях. И потому в ней, быть может, часты будут критические нотки, замечания и предложения о том, как устранить те или иные негативные явления. И это совсем не значит, что наш «редакционный глаз» не улавливает ростки нового высокодуховного, что рождается ныне в душах и сердцах наших людей. Но эти ростки нужно охранять и выхаживать. Потому-то мы и спешим предостеречь, уберечь их от пагубного ветра, рождаемого нашим несовершенством.

Наше время на редкость богато всевозможными грандиозными духовными форумами: съездами, конгрессами, конференциями, шествиями и другими «акциями планетарного масштаба». Вот и недавно, в конце мая, в Москве по инициативе Международной Ассоциации «Мир через Культуру» проводился Объединительный рериховский съезд, который, как было написано в его программе, проходил «под эгидой Президента Международной Ассоциации «Мир через Культуру» Сидорова Валентина Митрофановича».

Какие же задачи ставили перед собой организаторы этого форума? Положить конец раздробленности рериховского движения, дать ему социальную направленность, обсудить вопрос о наследии. Планировалось учредить общественную организацию «Новая Россия», программа которой базировалась бы на идеях, заключенных в послании Махатм, переданном Советскому правительству Рерихами в 1926 году, в книгах «Община» (УланБатор, 1927), «Напутствие вождю» (1933), а также в трудах Валентина Сидорова.

Относительно создания этой организации можно сказать только, что вопрос этот очень серьезен и выходит за рамки как рериховского движения, так и данной врезки. Конечно, мы не имеем права оставаться равнодушными к судьбе России и сознательно закрывать глаза на весь тот дикий произвол, который творится вокруг. И никому, естественно, и в голову не придет что-либо возразить против лозунга «Помоги земле Русской!», который часто звучал на съезде. Но как же сделать так, чтобы наш патриотизм не перешел в фанатизм и не привел бы к новому кошмару «Белого Дома»? Ведь фанатизм и крайности — это извечная беда России... И как раз в этой связи представляется весьма значительным то, что перед участниками съезда выступил Его Святейшество Далай-Лама XIV с речью «Практическое применение ненасилия, терпимости в повседневной жизни».

Покорили та правота и открытость, с которой Его Святейшество обратился к залу. Он говорил, казалось бы, об очень простых, всем известных вещах — о милосердии и сострадании. Был указан конкретный путь борьбы с окружающим злом: обязательно противостоять ему, но без гнева. Как это ясно — но почему-то так трудно...

Прозвучало на съезде и несколько очень интересных сообщений, касающихся положения дел в современном мире. О далеко не благополучной духовной ситуации на Западе рассказал писатель и философ Ю.В.Мамлеев. В тон этому докладу было и выступление председателя Духовно-культурного центра «Беловодье» С.Ю.Ключникова, который затронул вопрос о влиянии на людей современных средств массовой информации и о необходимости разработки способов психологической защиты от них.

Один из главных вопросов, который был поднят — это вопрос о рериховском наследии. Звучало требование признать наследие Рерихов национальным достоянием. Оно принадлежит всему человечеству и поэтому ни в коем случае не может являться монополией одного человека или группы лиц.

Устроители съезда приглашали участвовать в нем руководителей Международного Центра Рерихов, как одного из главных держателей наследия, но получили отказ. И все же что-то очень важное относительно наследия Рерихов прозвучало в те дни. Это — слова ветерана европейского рериховского движения — ныне живущего в Германии австрийца Вилли Августата, вицепрезидента Международной Ассоциации «Мир через Культуру». Как бы ни сложилась судьба наследия Рерихов — к его словам стоит прислушаться.

Ниже мы приводим текст выступления Вилли Августата с небольшими сокращениями.

Итоги работы съезда нам всем еще предстоим осознать. Но уже совершенно ясно, что объединения рериховского движения так и не произошло. «Парад суверенитетов», к сожалению, продолжается.

Не пора ли нам все-таки ощутить себя не «столпами Учения» и не «продолжателями дела Иерархии», а нормальными живыми людьми и объединиться не под эгидой очередного «земного иерарха», а под эгидой простого, всем понятного рериховского слова Культура?

Наследие Рерихов и этический кодекс

Августат В., вице-президент Международной ассоциации "Мир через Культуру"

Реальность наследия

С духовной и культурной точки зрения совершенно очевидно, что так называемое «Наследие Рерихов» — это то, что Елена Ивановна и Николай Константинович передали, принесли, дали миру как посланцы Иерархии. И это — то величайшее и самое ценное, что человечество получило в этом столетии и даже в последнем тысячелетии.

В то же время действительно и то, что со дня смерти Мадам Рерих в октябре 1955 года началась борьба, даже война за «Наследие Рерихов». Несмотря на то, что географический регион бывшего Советского Союза смог только недавно включиться в эту печальную реальность рериховских последователей, ситуация не обновилась, а стала хуже и драматичнее из-за тяжкого потенциала и возможностей участвующих в этом людей. Автор вправе сделать такое заявление, так как прямо или косвенно вовлечен в эти международные реалии уже в течение 35 лет.

 

Наследие Рерихов и этический кодекс

Пречистый град - врагам озлобленье. Н.К. Рерих

 

Вы все знаете, как Рерихов уважали и одновременно обманывали на протяжении всей их жизни. И это продолжается и после их ухода. С одной стороны — был конфликт и острый спор между Америкой и Европой, теперь духовный и культурный гигант Россия вышла на арену, и Индия готова последовать за ней. «Борьба» касается всех и всего. С другой стороны, то, что происходит — относительно обычно. Так случается всегда, когда умирает кто-нибудь, кто владел или управлял большими ценностями.

Сегодняшняя ситуация

Учитывая происходившее в последние годы вокруг Святослава Рериха и его жены Девики, война вокруг «Наследия Рерихов» достигла той стадии, на которой ущерб наследству в целом и многим последователям Рерихов даже возрастает. Ибо это не только шокирует многих людей, симпатизирующих Рерихам, не только способствует злоупотреблению психической энергией в негативных целях — это вредит обществу, стране, земному шару — другими словами, человечеству в целом.

Нам не следует забывать, что духовные ценности, переданные Рерихами, включали также решения, пути и методы преодоления хаоса, который мы наблюдаем сегодня в России, во всем бывшем Советском Союзе, а также в мире. Так сложилось, что в этом веке многим людям на территории бывшего Советского Союза пришлось переживать такие социальные страдания, какие не переживали другие народы, и приобрести опыт, который они должны были развивать и отстаивать — того требовала сложившаяся ситуация. Исторический факт, что Россия может теперь опираться на этот опыт, который никакая другая нация не имела шанса получить. Ясно, что с этой задачей сопряжена великая ответственность, так же как и с возможностью вложить капитал, называемый опыт, в идеи, решающие для будущего и для человечества. И эти идеи должны быть основаны на Живой Этике и науке синтеза. Конечно, такая задача потребует времени и огромной работы, которую можно осуществить, лишь сотрудничая. Естественно, нельзя с уверенностью сказать, попытается ли выполнить Россия задачу, поставленную ей Высшими Силами. Вы, русские духом, в России и на всей планете, вы должны решить, готовы ли принять эту грандиозную задачу, и, если готовы, то полная поддержка Иерархии будет с вами. Не забывайте, что однажды уже новая идеология позволила России всего за 30 лет стать огромной и мощнейшей мировой державой, несмотря на огромные ошибки, допущенные в этот период. Новая концепция должна родиться из Живой Этики, и она сможет объединить энергию миллионов.

Наследие и духовный уровень

Все, что Елена и Николай Рерихи принесли и дали миру, было сделано от имени Иерархии, так называемых Махатм. Они играли роль посланцев или делегатов, выполняя свою миссию как Мистер и Миссис Рерихи на протяжении всей своей жизни. Елена Ивановна избегала, где это возможно, использовать свое имя. Вот почему мы не находим в книгах «Живой Этики» ссылок на нее. Поэтому единственный, кто может заявить об авторских правах — это сам Учитель. Николай Константинович утвердил свое имя в мире искусства и культуры, поставив его под задачами и концепциями для всего человечества, для всех наций и рас. Он ничего не делал лично для себя, во всех его делах — только преданность главной цели — принести красоту мира на землю.

Никто из них не владел чем-либо персонально. Все, что они могли назвать своим, немедленно становилось принадлежащим нам всем. И, что особенно знаменательно, ни Елена Ивановна, ни Николай Константинович не написали завещания, так как все, что они хотели сказать, они сказали при жизни — ясно и понятно для всех. Но ничто не было говорено и написано по поводу их наследства, даже в отношении их сыновей Юрия и Святослава, потому что Рерихи жили на духовном уровне. Поэтому их преемниками и наследниками являемся мы все. Поэтому никто не может заявлять о своих правах на управление или даже на владение какой-либо частью их наследия — будь то отдельное лицо, организация, правительство или нация. Мы, законные их преемники, должны сотрудничать, чтобы найти, организовать и утвердить оптимальную структуру для сохранения «Наследия Рерихов», передать эти ценности в руки лучших сотрудников и структур, способных сохранить эти жемчужины на благо нашей планеты и всего человечества.

Наследие и человеческие законы

Прежде всего, вновь подчеркнем, что Елена и Николай Рерихи не оставили никакой определенной последней воли. Когда Николай Константинович умер в 1947 году, в те времена по закону можно было бы передать жене и детям право на его собственность. В других странах, если это касается произведений литературы, живописи и т.д. — они переходят к государству. Какие же законы следует применять в этом случае? Ситуация ведь выглядим очень сложной, если учесть, что Елена Ивановна умерла в Индии в 1955 г., Юрий — в 1960 г. в России, а Святослав и его жена Девика — в Индии в 1993 и 1994 годах. Но мы будем в еще большем затруднении, если примем во внимание созданные специально Фонды, Тресты Рерихов, а также интересы и требования правительств России и Индии.

Еще больше усложняет ситуацию то, что Святослав в последние годы, будучи больным, предпринял или его заставили предпринять, некие действия, и после его смерти то же сделала его жена Девика.

Рассуждая с позиции духовного и культурного уровня, ни Святослав, ни Девика ничего не должны были делать с «Наследием Рерихов» как таковым. Без сомнения, Святослав был замечательным художником и прекрасным добрым человеком, которого высоко ценили друзья. После смерти матери и брата он никогда (!) не брал на себя ответственности за «Наследие Рерихов». Он даже не давал понять, что сам считает себя наследником или владельцем. Он, к сожалению, не помог улучшить ситуацию вокруг наследства, но он вел себя, и это должно быть отмечено всеми, согласно духовным и культурным законам. Поэтому нам следует гордиться Святославом и уважать его еще больше за это, хотя многие последователи Рерихов не понимают, что в действительности произошло.

Несмотря на это, некоторые последователи Рерихов или их группы заявляют, что только они имеют:

— авторское право на книги Агни Йоги, которые они напечатали, и запрещают другим их публиковать!

— право на перевод этих книг на другие языки, и пытаются запрещать другим его делать.

— право разрешать или запрещать цитаты из этих книг (разрешение должно быть получено письменно).

— право разрешать или запрещать делать репродукции или слайды с картин Николая Рериха и даже существующие слайды запрещают копировать или передавать другим.

— наконец, некоторые даже заявили, что действуют от имени Учителя!

К сожалению, этот список мог бы быть продолжен; но наша цель — только показать, какие отрицательные явления концентрируются вокруг подобных ценностей. В то же самое время, мы должны считать эти явления нормальными там, где не обеспечен этический и духовный уровень. Поэтому мы должны сообща определить основу правильного сотрудничества на таком уровне, какой определили сами Елена и Николай Рерихи. Нужно сотрудничество всех: государств, правительств, министерств, музеев и отдельных лиц. Только тогда мы объединим и выполним то, что старшие Рерихи оставили нам: реальное наследство, которое не должно быть только музейным (это лишь малая часть), но которое касается и других областей жизни. Действительная задача — исполнить то, что мы способны извлечь из духовного наследия — использовать науку будущего, Живую Этику.

Предложения по улучшению ситуации

Мы уже пришли к выводу, что следует объединить максимум ресурсов государства и отдельных инициаторов, чтобы сохранить, поддержать и передать «Наследие Рерихов». Это живое наследие, которое должно быть сохранено живым и привнесено в жизнь, несмотря на все существующие разногласия. Те группы, которые уже создали центры искусств имени Рериха, типа музеев, или нечто подобное, должны помогать преподавателям проявить инициативу в области нового образования или в других сферах. Созданные группы не должны быть в оппозиции и пытаться указывать друг другу, что делать.

Необходимо создать Этический Кодекс, как официальное руководство. Принципы подобного кодекса должны быть разработаны лицами, избранными последователями Рерихов и во всех пунктах основываться на Живой Этике.

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: