warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Переход к устойчивой цивилизации

Касьянов П., доктор экономических наук
Эллис М., доктор медицины

Введение

Человечество достигло такой точки в своём развитии, когда прежний образ мышления и поведения угрожают цивилизации гибелью.

В последние десятилетия в представлениях людей о человеке и человечестве, о той среде, которую мы создаём вокруг себя, произошли глубокие изменения. Всего за один век человечество завершило переход от состояния жизни в тесной связи с Природой к отделению и даже отчуждению от неё. Цель нашего обращения - дать диагноз, анализ ситуации, в которой мы, человечество, оказались, и найти возможные решения.

Широчайшее генетическое разнообразие видов растительного и животного мира быстро тает. Под угрозой существование народов, племён, ведущих естественный образ жизни, и мы можем потерять многовековую мудрость их культур. Богатейшие знания и опыт, сокрытые и духовных традициях народов, могут дать нам необходимое понимание самих себя, нашего места и роли в истории человечества и во Вселенной и того, как вернуть гармонию в отношениях с Природой.

Важнейшая истина в том, что все люди взаимосвязаны. Естественно, не в грубо материальном смысле, но через паше сознание и подсознание; любая мысль, эмоция, движение души отзывается в окружающей нас живой и неживой материи.

Мы уверены в том, что новое мышление, новое отношение к жизни, новый образ действий, которые будут опираться на новейшие достижения науки в объяснении глубинных взаимосвязей в Природе и роли сознания, должны быть подняты на щит в академических и других организациях мира, чтобы сделать реальным шанс остановить марш разрушения, которым идёт наша цивилизация.

Смена научной парадигмы, новое мышление, вызовут изменения и в человеческой психике, в подсознании и, вследствие этого - через эволюцию структуры потребностей - к изменению структуры производства, экономики и экономических теорий.

Что может быть важнее пробуждения понимания подлинного смысла жизни и окружающей реальности? Что может быть более важным, чем пробуждение глубин сознания и потребности в самореализации, которые дают понимание бесценности духа, души и человеческого существа в его цельности? Но такие прозрения не происходят сами собой, мгновенно.

Человечество изменит и характер развития цивилизации, и экономику, когда мы увидим, что у нас есть такой дар, такие способности и качества, о которых мы даже не мечтали. Эти духовные знания, наука сознательного отношения к жизни развивались многими эзотерическими философами и другими выдающимися личностями в течение многих тысяч лет. Сегодня эта информация становится доступной для более широкого круга. Процесс, который мы считаем необходимым развивать, базируется на активизации человеческого потенциала, а также становлении новых наук, которые делают акцент на изучении роли человеческого сознания во всех формах и видах деятельности. Наша вера и осознанный выбор пути развития предопределят образ будущей цивилизации и её взаимоотношений с биосферой.

Мы должны активизировать высокие уровни сознания, которые изначально (врождённо) присущи человеку. Барьер, который человечество должно преодолеть, чтобы выжить и жить в устойчивой цивилизации, кроется в человеческом сознании.

Состояние дел в социальной, экономической и политической сферах

Сегодня, одиннадцать лет спустя после «Рио- 92», мы всё так же далеки от предотвращения глобальной экологической катастрофы и решения неотложных экологических, социальных, экономических и политических проблем, отражающихся на жизнях миллиардов людей. Существенных, заметных результатов не было достигнуто.

Мир сегодня представляет собой заведомо неустойчивую однополярную политическую систему, сменившую биполярную структуру «США против СССР» и окончательно оформившуюся после событий 11 сентября. То, что известно под именем «глобализация» - в действительности есть её подмена монополяризацией мира. Подлинная же глобализация - это превращение в единую «планетарную семью», объединённую в цивилизацию иного типа.

Наш мир оказался лицом к лицу с опасностью экологической катастрофы, которая в равной степени угрожает любому человеку, всем нациям и социальным группам. Сиюминутные противоречивые интересы множества народов и культур скрывают главные проблемы, в значительной мере, из-за отсутствия соответствующей информации в поддерживаемом масс-медиа информационном поле.

Мир раздираем многочисленными системными проблемами местного и глобального масштаба. Преобладающая модель, «философия» экономики - нескончаемый экономический рост. Транснациональные корпорации подавляют стремление людей самостоятельно распоряжаться своими судьбами. Они угрожают правам человека и усиливают проблемы процесса глобализации.

Глобальные экологические проблемы

Наш мир - это мир войны не только с окружающей средой, но и друг с другом, и с самими собой. Стремительно растут расходы на вооружение. В развитых странах прогрессирует вырождение, всё больше людей страдают от ожирения, социально-психологических проблем, включая депрессию, от наркотической зависимости. В развивающихся странах обостряются проблемы нехватки продовольствия, разрастается эпидемия СПИДа. Глобальная экологическая угроза проявляется в многочисленных известных и неизвестных явлениях, и кривая исчезновения видов возрастает быстрее, чем когда-либо со времени гибели динозавров. За одно мгновение, по меркам жизни планеты, мир из своего природного состояния перешёл в такое, когда человек - один из примерно 10 миллионов видов организмов - потребляет, использует, портит, изменяет до 45 процентов общей биологической продукции суши и использует более половины возобновимых ресурсов пресной воды. За один лишь век мы существенно ухудшили характеристики земель, лесов, запасов пресной воды, морей и обрекли на вымирание большую часть видов, необходимых для жизни самого человечества.

На недавнем Всемирном Экономическом Форуме в феврале 2002 г. учёные выступили с мрачными предсказаниями будущего, насыщенного беспрецедентными угрозами биологического характера, в котором будет прогрессировать глобальное потепление, а над людьми, возможно, будут господствовать роботы.

Клаус Тофлер, директор ЮНЕП (Найроби, Кения), в отчёте об Экологическом исследовании ООН в 2002 г. отмечал: «Планета балансирует на краю пропасти, и время для того, чтобы сделать экономический и политический выбор, который мог бы предотвратить катастрофу, стремительно уходит». Этот доклад, составленный на основе материалов исследований более чем тысячи учёных, работавших под эгидой ЮНЕП, показывает, что через 30 лет: 55 процентов населения планеты будут испытывать острый дефицит воды; 11 тысяч видов растений и животных погибнут или окажутся на грани вымирания; 30 процентов биоразнообразия исчезнет к середине века.

Военно-промышленный комплекс

В совокупности военно-промышленный сектор всего мира являет собой серьёзнейшее препятствие на пути интеграции человечества в глобальную систему, построенную на принципах сотрудничества. На сегодня, пожалуй, наибольшей опасностью является угроза ядерной войны.

В мире ныне насчитывается порядка 40-50 тысяч ядерных боеголовок, что достаточно для шестидесяти кратно го уничтожения населения земного шара. Образовательным фондом учёных-ядерщиков для наглядного отражения угрозы ядерной катастрофы созданы «часы», отсчитывающие время до «конца света». Эти учёные, обеспокоенные мерами по сохранению существующих запасов ядерного оружия и ростом терроризма, 27 февраля 2002 г. передвинули стрелку ближе к полуночному часу, что означает увеличение риска катастрофы.

На те средства, которые расходуются на вооружение (более триллиона долларов ежегодно), можно было бы обеспечить чистой водой и системами канализации всех жителей планеты, которые ныне лишены этого.

Медицина

Доминирование фармацевтической индустрии в сфере здравоохранения подавляет важнейшие направления и факторы поддержания здоровья, такие как: здоровый образ жизни, правильное питание, профилактика, здоровая окружающая среда. Из-за неравенства в доступе к медицинскому обслуживанию, к лечению - от предотвратимых и излечимых болезней в мире каждые три секунды умирает ребёнок. Мировое сообщество сталкивается с ростом заболеваемости СПИДом, возвращением таких инфекционных заболеваний, как гепатит и малярия, прежде всего, в развивающихся странах.

В развитых странах растёт заболеваемость сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком и диабетом. Миллиард человек в развивающихся странах страдает от проблем с питанием, столько же, сколько в развитых - от избыточного веса, ожирения. И то, и другое «обеспечивает» высокий уровень заболеваемости и нетрудоспособности, укорачивает жизнь, ухудшает сё качество, снижает уровень производительности.

Общество потребления

Современное общество с его чрезмерной озабоченностью коммерческой выгодой, экономическим ростом, богатством и материальным успехом подчиняет и деформирует человеческий разум, дух и, в конечном счёте, потребности. Люди - жертвы суррогатных ценностей и потребностей, навязываемых информационной и экономической подсистемами общества.

Современное государство с его ВПК, находящееся в руках небольшой по численности прослойки общества, диктует курс движения всего общества и пресекает какие бы то ни было проявления индивидуальности среди массы населения.

Наше выживание должно рассматриваться, исходя из общего представления об устойчивости планеты и о трансграничных экологических проблемах. Старая система, которая построена на том, что мы должны доминировать, культивировать страх, эксплуатировать, чтобы выжить, уже не может считаться здравой.

Изменение мировоззрения в направлении улучшения баланса в пользу подлинных человеческих ценностей, понимания взаимозависимости, взаимосвязи всех людей: между собой, с природой и с космосом, самопознания, самоуважения и духовного развития - привело бы парадоксальным (на первый взгляд) образом к более устойчивому и качественно иному научному и технологическому прогрессу, улучшению структуры и качества удовлетворения человеческих потребностей при сохранении Природы.

Глобальный кризис системы ценностей

Глобальный кризис - симптом, внешнее проявление неадекватности общественной системы ценностей. Система моральных и этических ценностей не эволюционировала таким образом, чтобы поддерживать баланс с растущими материальными потребностями, технологическими нововведениями. Экологические проблемы, с которыми мы столкнулись, связаны с тем, что человечество не осознаёт себя в качестве биологического вида, являющегося подсистемой, элементом биосферы. По нашему мнению, задача человечества - прийти к мудрости и глубокому пониманию, знанию законов мироздания и необходимости коэволюции общества и природы.

Основной смысл нашего призыва - «экологический мир» и здоровье, что означает радикальное изменение парадигмы мышления в отношении роли человечества и его взаимоотношений с Природой, с Космосом, реформирование системы образования и информационной политики на основе новой научной парадигмы.

Корень экологических проблем

Человечество достигло той точки своего развития, когда старый образ мышления и поведения губят цивилизацию. Наиболее плохо используемый ресурс на планете - это человеческий разум. Если остальные ресурсы могут закончиться, то человеческий разум, дух - ресурсы неограниченные. И в то же время, лишь обращение к этим ресурсам может спасти цивилизацию.

Выдающийся русский учёный В.И.Вернадский ещё в первой половине прошлого века видел будущее человечества в ноосферном развитии, связанном с ростом науки, формированием целостных представлений о Природе и Космосе и роли в них человека, с развитием сознания и ростом духовности, с интеграцией западной науки с восточной мудростью.

Корни глобальной проблемы в том, что наше экономическое и технологическое развитие базируется на старой, но до сих пор доминирующей ньютоно-картезианской научной парадигме с её представлениями о дискретности, атомизме, независимости объекта от субъекта наблюдений, которая рассматривает мир механистично и упрощённо Первый серьёзный удар по ней был нанесён работами Эйнштейна, показавшими, в частности, что существует связь между наблюдателем и объектом наблюдения. То, что мы видим относительно и зависит от того, кто мы, где мы и как производим наблюдения. Старая парадигма хорошо «работает» применительно к механизмам, технологиям, но не позволяет постичь механизм работы сознания и социально-психологические явления.

Лев Толстой в романе «Война и мир» отмечал, что «Высшая мудрость одна Высшая мудрость имеет одну науку - науку всего, науку, объясняющую всё мироздание и место в нём человека».

Новая парадигма ставит во главу угла человеческое сознание и понимание, что мы населяем живую Вселенную, в которой всё взаимосвязано. Меры, направленные на предотвращение экологической катастрофы и переход к устойчивому развитию, будь то технологические, экономические или экологические, будут обречены на неудачу, пока мы не освободимся от оков старой интеллектуальной, научной парадигмы.

В современных СМИ преобладает сенсационализм, поверхностность, отсутствуют систематизация, глубина и должный анализ, поскольку СМИ преимущественно служат политическим целям и, следовательно, политически тенденциозны СМИ создают ложную картину действительности и уводят людей от серьёзных размышлений. Голос общественности не слышен. Даже в университетах практически отсутствует интеграция, увязка различных дисциплин, и учебная информация узко специализирована.

Мировая политика замешана на конфликтах и противостоянии. Проблемы анализируются едва ли не до бесконечности и в негативном плане.

Неудивительно, что в молодёжной среде растёт озлобленность, агрессия. В мире происходят изменения, и молодёжь, подростки чувствуют, что лишены будущего, так как для них в мире уже не остаётся ни ресурсов, ни природы. Дети сейчас взрослеют очень быстро, благодаря воздействию телевидения и других СМИ, но при этом они имеют очень мало шансов стать гармоничными личностями, так как СМИ действуют разрушительно, особенно на детскую и подростковую психику, а родительского внимания дети практически лишены, поскольку родители живут всё больше своей работой, которая, в свою очередь, связана со всё более стрессовыми производственными условиями. При сложившейся ситуации они не в состоянии сменить такие ценностные ориентиры, как деньги, имущество, социальный статус, удовлетворение материальных потребностей, на подлинные человеческие ценности.

Новая парадигма, интегрирующая науку и духовность

Полвека назад Альберт Эйнштейн сказал, что необходимым условием выживания человечества является коренное изменение образа мышления. Он также писал: «Человек часть того, что мы называем Вселенной, часть, ограниченная во времени и пространстве. Человек на своем опыте изучает себя, свои мысли и чувства, как нечто отличное от оптической иллюзии его сознания. Эта иллюзия - тюрьма для нас, она сводит нас к нашим желаниям и к привязанности к нескольким людям вокруг нас. Нашей задачей должно быть освобождение самих себя из этой тюрьмы путём расширения сферы нашего участия, сочувствия на всех живых существ, на всю Природу».

Вацлав Гавел, будучи Президентом Чехословакии, также говорил о том, что для того чтобы выжить, человечеству нужны глубокие изменения в сознании.

Новое видение мира требует пересмотра взглядов на наши истоки, природу эволюции и основные причины того, почему общество, цивилизация нуждаются в лечении. Мы должны понять, что мы сами, наш путь развития и есть первичная причина глобальных проблем, осознать, что необходимо вступить на путь возрождения сознания, совести, этики, человеческого достоинства как наивысших ценностей.

В этом отношении новая парадигма связана с новым качеством духовности, осознанием единства, в котором все формы жизни, все существа взаимосвязаны и взаимозависимы. Научной, интеллектуальной революцией XXI века должно стать понимание природы сознания, духа, души.

Творчество высокого полёта, великие идеи и изобретения непосредственно связаны с процессами в сознании и подсознании. Поэтому система образования, но нашему убеждению, должна строиться на концепции раскрытия духовного потенциала и скрытых в каждом человеке способностей. В особенности, мы подчёркиваем роль подсознания и сознания, а также способности индивидуума к самовыражению уникальным и цельным образом.

Новая парадигма предполагает изобилие во Вселенной, которое можно будет использовать благодаря творческому потенциалу человеческого разума. Ключом к этому изобилию является овладение новыми видами энергии, что даст человечеству, в конечном счёте, удовлетворение всех его разумных потребностей.

Происходящая сейчас революция в компьютерных информационных технологиях должна быть дополнена новыми направлениями, которые позволят привести в действие глобальный разум, многократно умножить творческий потенциал и духовно освободить всё человечество.

Сейчас время, когда миллионы людей должны разбудить в себе устремления к истине, свободе, сотрудничеству и взаимодействию с Природой - проявления идущего к единению человечества.

Можем ли мы осознать нашу взаимозависимость, связь с живой Природой? Можем ли увидеть, что мы - живые клетки живой Вселенной, пробивающиеся через последние барьеры, чтобы принять осмысленное участие в новом этапе эволюции, пройдя через трансформацию сознания? В состоянии ли мы создать свой новый образ - образ ответственности, отражающий нашу глубинную связь с Природой, Космосом? Готовы ли мы начать с провозглашения новой философии единения, единства во имя спасения цивилизации?

Наша цивилизация быстро меняется, мы уже входим в стадию так называемого постиндустриального или информационного общества. Однако глубинная суть проблемы в том, что, несмотря на скачок в технологиях, расширение знаний о физическом мире, наше развитие по-прежнему базируется на примитивном представлении об «устройстве» мироздания, а также - о человеке и смысле жизни. Наша наука служит техническому развитию, но она неспособна предсказать последствия взаимодействия искусственной системы с живой Природой.

Необходима новая наука, которая могла бы интегрировать духовность, разум и его возможности с практической хозяйственной деятельностью, сделать технологическое развитие гармоничным, не наносящим ущерба Природе. Это означает, что фрагментация, узкая специализация должны смениться интеграцией. Тогда вузы будут выпускать специалистов, имеющих целостное представление о мире. И это возможно, поскольку наука уже вплотную подошла к качественно новому уровню понимания, к новой парадигме, которая должна стать фундаментом для новой системы образования, информационной политики и для построения новой системы отношений между людьми, социальными группами, нациями и т.д.

Мы верим, что человечество - на заре новой эры, когда силы творчества, любви, самореализации, сотрудничества, взаимодействия, формирование и утверждение новых ценностей выходят на первый план; а «ключи к спасению человечества находятся в руках» передовой части общества, которая осознаёт, что для выживания необходима единая платформа, общие принципы и мудрость, известные всем основным религиям и духовным направлениям.

Образование в этом смысле должно давать людям возможность понять их планетарное единство, то, что у них есть общего, несмотря на различия рас, религий, культур, традиций, идеологий, верований, духовной жизни - возможность понять своё происхождение, предназначение, потенциал, свою судьбу как часть процесса развития человечества.

Открытость - предпосылка образования, общения, информационного обмена. Необходимо, используя новые формы и методы информационного взаимодействий, СМИ, обучать людей, давать им возможность ощутить глубину и силу человеческого духа, развивать способности исцелять себя и понимание необходимости жить в мире и согласии.

Обращение

1. Просим ООН (ЮНЕП, ЮНЕСКО, ЮНКСД и другие институты):

- Поддержать идеи и предложения о разработке и внедрении новой информационной и образовательной политики, основывающейся на новой научной и интеллектуальной парадигме, с целью создания и распространения новых образовательных программ для различных национальных, возрастных и социальных групп. Такие программы могут быть разработаны и внедрены под эгидой ООН или её институтов (подразделений), ориентированных на реализацию сформулированных ниже предложений. Эти программы должны включать в себя, в том числе, и вопросы здоровья, акцентируя внимание на образе жизни, отношении к жизненным явлениям, питании, отдыхе, медитации и упражнениях, способах, методах предотвращения болезней и других жизненных проблем.

- Разработать образовательные программы для учителей, преподавателей, воспитателей и других категорий специалистов, для людей различного возраста и социального положения.

- Вовлекать в эту деятельность видных деятелей культуры, искусства, бизнеса и политики.

- Разработать и развивать концепцию экопоселений, имея в виду глубинную связь между жильём, местом обитания и окружающей природой, и обеспечить поддержку формирования экопоселений со стороны государственных, межгосударственных и негосударственных структур.

2. Предлагаем учёным всего мира для создания необходимой интеллектуальной основы формирования устойчивой цивилизации:

- Развивать сотрудничество на национальном и межнациональном уровнях, в том числе между представителями индустриальных и развивающихся стран, с целью углубления и интеграции научных знаний и духовных представлений о Вселенной с акцентом на изучение, углубление понимания значения сознания и подсознания как глубинных факторов человеческих устремлений и поведения.

- Сместить акцент научных исследований на проблематику устойчивого развития, включая вопросы возобновимых источников энергии, замещения невозобновимых природных ресурсов возобновимыми, экологически чистых технологий, транспорта, в том числе утилизации отходов потребления, а также другие фундаментальные и прикладные направления.

3. Всем людям доброй воли, организациям, которые разделяют мировоззрение, базирующееся на новой парадигме, на приоритетной роли системы ценностей, этики, сознания и совести, для изменения характера развития цивилизации, предлагаем:

- Объединить усилия, установить информационные и рабочие связи, в том числе международные, со всеми единомышленниками в целях пропаганды новых знаний, этики, здорового образа жизни, «моды» на саморазвитие и совершенствование человеческой личности, формирование гармоничного человека и общества.

- Пропагандировать приятие разнообразия мира людей в качестве краеугольного камня устойчивости и прогресса мирового сообщества, в котором люди будут учиться относиться друг к другу с любовью как к членам своих семей.

4. Всех работников и организации сферы воспитания, образования и просвещения просим поддержать наше стремление создать образовательные программы для распространения знаний в дошкольных учреждениях, школах и вузах, нацеленные в качестве высшего приоритета на интеграцию людей в единую семью человечества, цивилизации, планеты Земля и Космоса. В связи с этим мы в особенности выделяем такие направления изучения и образования, как развитие творческого потенциала, созидательного начала, стремления к самопознанию, духов ному совершенствованию, формирование позитивного отношения к жизни, изучение межкультурных отношений и межнациональных отношений, экологосовместимая («экологическая») экономика, соответствующая устойчивому развитию.

5. Всех медицинских работников просим:

- Развивать и применять методы интегральной медицины, ориентированной на здоровье духа и тела, на формирование у человека ответственности за его жизнь, на прекращение или предотвращение прогрессирования дегенерационных процессов.

- Участвовать в формировании более гуманного и ориентированного на сотрудничество общества, в котором люди не склонны к отчуждённости и агрессии, ориентированы на поддержание здоровья и целительство, а не на борьбу с болезнями.

6. Представителей предпринимательских кругов просим рассмотреть наши предложения по формированию новых секторов рынка: по производству экологически чистой продукции, прежде всего, пищевой и медицинской, с акцентом на экологичные, устойчивые технологии в сельском хозяйстве, клеточные и травяные лекарственные препараты.

Новыми секторами являются также образование (учебные курсы), публикации, учебные центры, специально создаваемые для обеспечения содействия здоровому образу жизни, предотвращению заболеваемости, социальной адаптации, а также экологического и духовного образования. Всем детям гораздо больше нужны кислород, чистая вода, деревья и трава, природа, чем капиталы и запасы имущества.

7. Представителей СМИ, как основных «поставщиков» информации о том, что происходит в мире, имеющих привилегию формировать сознание людей, мы призываем к тому, чтобы представлять информацию во всей её полноте, без конъюнктурных искажений, не игнорируя, а наоборот, подчёркивая позитивные, способствующие духовному и культурному росту аспекты человеческого бытия.

Необходимо оказывать поддержку центрам обучения детей и молодёжи, имеющих целью развитие гуманного отношения, человечности в общепланетарном измерении.

8. Мы призываем молодежь всего мира стремиться к единению при сохранении культурных и национальных различий, к преодолению разобщённости, к мирному разрешению конфликтных ситуаций. Молодёжь должна осознать и свою ответственность за жизнь на нашей планете и стремиться к обретению глубоких знаний о том, что такое жизнь, развивать интерес к процессу познания. Формирование подлинной цивилизации потребует овладения обширными знаниями и глубинного понимания «устройства» Космоса, Земли, природы человечества, культуры своего и других народов. А главное - необходимы любовь и уважение ко всем людям и всем живым существам на планете.

9. Просим правительства поддержать нашу инициативу и идеи, сформировать соответствующие государственные институты для подготовки и реализации программ, нацеленных на: развитие нового мышления, осознание места и роли человечества на Земле, взаимоотношений общества и Природы, а также того, как сделать их гармоничными; нахождение новых, экологосовместимых путей развития промышленности и сельского хозяйства; реформирование системы воспитания, образования и просвещения на основе новой парадигмы мышления; достижение стратегических целей в области социального развития, раскрытия человеческого потенциала, преодоления бедности, перехода к экологически безопасной экономике.

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: