Полярный престол Матери Мира
...Посреди моря Белого стоит святой остров. Лежит на острове белый сияющий камень, и утвержден на этом камне золотой Божий престол. Воздвигнута над камнем церковь — светлица светлая, и восходит от камня огненный столб, от земли до неба. Сидит на престоле Матерь Божья, Царица Небесная, и держит в пречистых руках белого лебедя... А может быть, и не Богоматерь это, а величественная царица Соломонида, что Младенца Христа повевала, мать двенадцати — или трех — дивных дев. Шьют девы шелковыми нитями — и чудесным образом исцеляются кровавые раны страждущего мира...
Это — один из тех волшебных образов, которые сохранены для нас русскими заговорами. Они очень древние, исследователи русского фольклора давно это доказали. Особенно архаичны начальная, эпическая часть, и зачин традиционного русского заговора (в этой начальной части и содержатся древние священные образы). И вот что важно: эти мифоэпические формулы почти не имеют близких параллелей в заговорах других народов. Создается впечатление, что это — осколки мифов некой очень древней традиции, лучше всего сохранившиеся в русском фольклоре. Причем, как правило, эти заговоры тяготеют к русскому северу, к поморской культуре1.
Постойте, скажет читатель: в русских заговорах считается священным восточное направление; «пресветлое царство» и «престол Божий» — в стороне восточной... Да, это так. Причем в топографии русского духовного пространства священно направление не только на восток, но и на север (запад и юг в таком качестве никогда не выступают). Заговоры порой называют Ледовитый океан тем самым «святым морем Хвалынским», где находятся и остров Буян, и бел- горюч камень Алатырь (символы священного центра мира). Святость Севера зафиксирована в наследии некоторых направлений духовного христианства (в нем очень много архаичных образов), а также у старообрядцев.
Пожалуй, особенно ярко это проявляется в старообрядческих «Путешественниках»2 — описаниях пути в обетованное Беловодье. Наряду с восточными (алтайскими и центрально-азиатскими) реалиями, о которых мы хорошо знаем благодаря Рерихам, в «Путешественниках» есть образы явно северной ориентации. Так там говорится, что зимой в Беловодье земля «расседается» от сильнейших морозов (святые насельники Беловодья их не ощущают); что Соловецкие монахи, уцелевшие во время разгрома монастыря стрельцами в 1676, добирались в эту обетованную землю по льду — Белого моря или Ледовитого океана.
Но, может быть, это все же случайное соединение реальных впечатлений от жизни русских на Севере с восточными в своей основе мифологемами? В подобных случаях желательно поискать независимый источник — в данном случае, далекий от русского фольклора. И такой источник действительно обнаруживается.
Как это ни удивительно, народные русские представления о престоле Царицы Небесной именно на Севере, на полярном острове (или материке, в легендарной Гиперборее греков) находят аналогии в розенкрейцерской каббалистике. Каббалистическое учение, связанное с древнееврейской традицией, интенсивно разрабатывалось и христианскими мистиками розенкрейцерской ориентации, которые привнесли в Каббалу принципиально новые моменты — а может быть, и раскрыли оттенки смысла, изначально содержавшиеся в этом древнем учении. Согласно учению Герметического Ордена «Золотая Заря», Богоматерь считается мистически связанной с одной из десяти сефир каббалистического Древа Жизни — с сефирой Бина («Понимание»), Великой Матерью Мира. Этой сефире ставятся в соответствие такие образы, как «Божественный Престол» и «Большое Море», ангельский чин Престолов. Астрологическое же соответствие сефиры Бина — «седой Сатурн, молчаливый, как камень». Незримый престол Сатурна — на самых старых на Земле скалах, еще не знавших воплощенной жизни (даже в ее растительных формах3).
Царство Сатурна — Кроноса, древнего Времени — и в обычной астрологии связывают с Заполярьем, с гранитными скалами Скандинавии и Русского Севера, сохранившими даже основные черты рельефа миллиардной давности. Возможно, это действительно фрагменты древнего полярного материка. В соответствии с учением школы Рене Генона (опирающегося на традиции суфийского посвящения и европейских духовных Орденов) этот полярный материк изначальная прародина человечества, оставшаяся в людской памяти в облике сияющего острова, центра мира. А восточные центры посвящения повторяют (в своих названиях и топографии) реалии изначальных святынь. Именно такую картину рисует нам и русский фольклор.
И еще один штрих. Магический образ сефиры Бина в розенкрейцерской каббалистике — это зрелая женщина, царственная матрона4. Не повторяется ли этот образ в заговорном описании владычицы Соломониды? Пусть в русском фольклоре ее образ (наверняка древний, дохристианский) причудливо вплетен в историю евангельской Саломеи — не будем забывать, что, по утверждению Рене Генона, сам корень «салем», «салим» связан с изначальными, гиперборейскими представлениями о мистериальном центре мира5. Возможно, и вся запечатленная в русских заговорах совокупность прекрасных символов, связанных с Владычицей Мира, — отголосок духовного наследия этой прародины еще безгрешного человечества, весть изначального Потерянного Рая.
- Ваши рецензии