Словарь имен. Буква Н (часть 2)
Налимов Василий Васильевич (1910-1997)
Один из крупнейших российских учёных-мыслителей XX в., доктор технических наук, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова. Родился 4 ноября 1910 г. в Москве в семье В.П.Налимова, профессора МГУ и Н.И.Тотубалиной, врача-хирурга. Учился в МГУ (1 929-1931) и здесь же учёному было суждено завершить свою научную деятельность. Он работал в разных подразделениях университета (1965-1997), в последние годы — главным научным сотрудником биологического факультета.
Свой творческий путь Н. начинал как физик, интересующийся проблемами спектрального анализа. Когда жизнь его привела в сталинские лагеря, как и многих представителей его поколения, профессия позволила ему работать в центральных заводских лабораториях металлургических заводов необъятного ГУЛага в качестве физика-спектроскописта. В ходе этой работы он понял, что в аналитической химии важную роль играют статистические методы, и сделал кандидатскую диссертацию на эту новаторскую тему практически ещё до того, как получил свободу. Его первые статьи были напечатаны в журнале «Заводская лаборатория». С тех нор Н. тесно сотрудничал с этим журналом и в 1961 г. создал в нём секцию «Математические методы исследования». Вышедшая до этого события монография «Применение математической статистики при анализе вещества» (1960) сразу выдвинула его в ряды ведущих специалистов по прикладной статистике. Не случайно она была очень быстро переведена на английский язык и опубликована издательством Pergamon Press (Oxford, London, Paris, Frankfurt, 1963).
Долгие 18 лет тюрем, лагерей и «вечной» ссылки не сломили дух этого стойкого человека, не ослабили энергию и напор, проявляемые во всём, что его интересовало. Став сотрудником ГИРЕД- МЕТа, он сразу же организовал математическую группу, вокруг которой начала формироваться отечественная школа математической теории эксперимента. Благодаря неутомимой работе Н. как лектора, руководителя, автора многочисленных теоретических, методологических и прикладных работ, эта школа быстро приняла колоссальные масштабы, охватив целые отрасли науки и промышленности. Журнал «Заводская лаборатория» стал рупором новой школы, которая опиралась на созданный примерно в те же годы академиком А.И.Бергом Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика» при Президиуме АН СССР. Деятельность секции Совета, возглавляемой Н., вовлекла в свою орбиту тысячи людей внутри страны и из-за рубежа, образовавших «незримый университет».
В 1965 г. академик А.Н.Колмогоров пригласил Н. на работу в МГУ в лабораторию статистических методов. Десять лет Н. проработал рядом с выдающимся учёным (написав воспоминания об этом периоде) в качестве его заместителя. И во всех коллективах, в которых трудился Н., складывалась удивительная атмосфера преданности делу, доброжелательности и научной честности.
Создав эффективно действующую систему развития планирования эксперимента, Н. обратился к науковедению, где ему также удалось получить новаторские результаты. Он ввёл новое понятие — наукометрия — и написал первую отечественную монографию на данную тему, став одним из основателей этого направления в науке о науке. Анализ хода развития науки органично привёл Н. к изучению проблем языкознания.
Философская система суждений Н. позволяла ему, обращаясь к науке, выходить за традиционно установленные пределы, что мог себе позволить только свободный мыслитель: «Я был учёным, но оставался свободным от сурового насилия науки» (2000, с. 9). В книгах философской направленности, таких как «Вероятностная модель языка» (1979), «Спонтанность сознания» (1989), «В поисках иных смыслов» (1993), «На грани третьего тысячелетия» (1994 б), «Реальность нереального» (1995), «Разбрасываю мысли» (2000) он анализировал главную с его точки зрения проблему философии — проблему смыслов, «их проявленности в Мире и одновременно их вневременной трансценденции» (Н„ 1989. С. 6).
В идейном контексте он соотносил свой подход не только с философскими традициями Запада (Платон, Плотин, гностицизм, Августин, Кант, Ницше, Дильтей, Шлейермахер, Хайдеггер, Гадамер, Уайтхед, Жильсон, Сартр, Полани, Рикёр, Деррида), но также с трансперсональный и гуманистической психологией, стремясь по-новому осветить проблемы языка и логики, творчества и эволюции, материи и сознания, жизни и смерти.
Философские размышления Н. были погружены в контекст культуры, о которой он также много писал, пытаясь осмыслить её достижения и просчёты, наметить пути в будущее, утверждая, что измениться должна сама сущность Бытия. Его биографическая книга «Канатоходец» (1994) вместила в себя всё — историю жизни, историю страны, математику, философию, которые с юности были для него неразрывно связаны, так как он понял, что «философское осмысление мироздания возможно только на языке математики». Это произошло в значительной степени под влиянием
Алексея Александровича Солоновича, математика, философа, анархиста-мистика, возглавлявшего после Аполлона Андреевича Карелина1 философско-духовное движение — мистический анархизм. И тот, и другой пытались соединить духовное начало с рационалистическим знанием и стремились в своей деятельности оказывать влияние на состояние культуры в целом. Это была «новая для России нить философского осмысления мира с синтетических позиций, готовых впитать в себя всё богатство мысли как Запада, так и Востока, не чуждаясь ни многообразия религиозных представлений, ни научных построений, ни философских изысканий». В рядах этого движения Н. провёл 10 лет своей юности (вплоть до ареста в 1936 г.). Своей главной философской книгой он считал «Спонтанность сознания», в которой, по его собственному утверждению, изложил Платона на языке вероятностных представлений.
Н. опубликовал более 300 статей и 30 книг, переводившихся на разные языки мира, преимущественно на английский. Он заслужил международное признание и награды научных сообществ, оставаясь свободным мыслителем, создающим систему знания, объемлющего многомерность реальности, целостность мира и величие тайн.
Ж.А.Дрогалина
Нострадамус (Мишель де Нотрдам) (1503-1566)
Один из самых известных прорицателей — не только в его родной Франции, но и во всём мире. В известном смысле Н. унаследовал семейные традиции: в его роду (он был из крещёных евреев) были астрологи и врачи. Собственно говоря, он и прославился вначале как врач, боровшийся с чумой во Франции и Италии (в 1542-1547 гг.). Однако уже с 1550 г. издаются его альманахи с предсказаниями на год. А в 1555 г. вышла книга Н. «Пророчества», содержащая сотни четверостиший-катренов. По утверждению автора, это были пророчества о будущем всего мира, вплоть до 3797 г.
С этого времени и начинается история истолкования этих катренов (и некоторых пророчеств в прозе). На эту тему написано множество статей и книг (в том числе на русском языке). Убедительно выглядят свидетельства о пророчествах, связанных с современниками Н. (о гибели короля Генриха II, о воцарении Генриха IV и т.д.). А вот что касается столь популярных ныне утверждений, что Н. предсказал Вторую мировую войну, возникновение и распад СССР и т.п., то тут нужно сделать несколько замечаний.
Большинство публикуемых — и в России (где образованные книжники знали о Н. с конца XVII в.), и на Западе — текстов Н. представляют собой не буквальные переводы, а перифразы, уже содержащие в себе элементы истолкования. Скажем, «страна Орла» (у Н.) заменяется словом «Германия» (хотя орёл есть и в гербах других стран), на месте слов «большевики» и «Красная Армия» у Н. стоит escarboucle: это и «красный», и «кровь», и «карбункул» — драгоценный камень с широчайшим спектром толкований.
Современный русский стихотворный перевод «Центурий» Вячеславом Завалишиным, неоднократно изданный в последние годы, многими воспринимается как вольная поэтическая «отсебятина»; между тем этот перевод подводит итог двухвековой традиции толкования «Центурий» в роду Завалишиных. В этом толковании усилена тема России, её судьбы, и порой перевод действительно далёк от подстрочника. Вот один пример. В переводе Завалишина (кстати, сам он называет его не переводом, а переложением) катрен V, 26 звучит так (Завалишин относит пророчество к Смутному времени начала XVII века):
Иная династия будет в России,
Страна за свободу свою восстаёт,
Народ, став от горя единым Мессией,
К расцвету и славе всё царство ведёт.
А вот подстрочник (перевод В.Б.Бурбело, Е.А.Соломарской): «Рабы благодаря военной удаче поднимутся на очень высокую ступень, они поменяют принца, родится провинциал, морем пройдёт войско и поднимется в горы».
Впрочем, могло ли быть иначе — с наследием такого человека, как Нострадамус? Пророк из Прованса, овеянный альбигойскими тайнами, крещёный еврей из древнего рода Иссахара, посвящённый не только в Каббалу, но, по-видимому, и в друидическую мудрость; врач, побеждавший чуму и холеру (во многом путём молитвы и веры) — этот удивительный человек увидел («словно в пылающем зеркале»), а затем сознательно зашифровал столь глубокие откровения о будущем мира, что каждый народ и каждая эпоха прочитывает в них истину о собственной судьбе. Что же касается России, то вот ещё одно пророчество Н., которое связывают с нею: «Северные государства осуществят Божественную волю» — и на Землю вернётся золотой век.
А как быть с теми предсказаниями Н., которые заведомо не сбылись? Их довольно много... Вячеслав Завалишин предполагает: Н. был гениальным философом истории, он провидел не столько конкретные факты, сколько закономерности мирового бытия. Добавим к этому, что закономерности, которые описывает такой философ, как Н., имеют скорее всего не эмпирический, а мистериальный характер.
Каков же ключ к этим мистериям? Возможно, имеет смысл поискать у Н. символы египетских или орфических таинств и Арканы «Священной Книги Тота». Наверное, правы и те исследователи, которые (как современный немецкий учёный доктор Люстрио) считают венцом всех творений Н. два катрена, необычайно радостные для этого скорбного пророка:
«Божественное Слово наделит субстанцию, объемлющую Небо и Землю, золотом, скрытым в мистическом молоке. Когда тело, душа и дух обретут достаточную силу, под ногами (людей) станет так же, как у Небесного Престола» (III, 2). «Тело без души не будет более жертвой тления, день смерти превратится в день нового рождения. Божественный Дух даст счастливой душе увидеть Слово в его вечном значении» (II, 13) (перевод В.А.Галицыной).
Доктор Люстрио относит это возвращение изначального Рая, описанное в терминах духовной алхимии, к 3797 году — началу тысячелетнего Христова Царства на Земле, по Нострадамусу. Но ведь в пространстве вечности нет дат, и возможно, таинство алхимического пресуществления мира уже свершается, незримо для людей.
Е.С.Лазарев
- Ваши рецензии