РИЗОМА – грибковое корневище, как бы являющееся и вершками, и корешками самого себя.
Энциклопедия
Трудно, но нужно найти в себе смелость признать, что в начале XXI века на наших глазах происходит смена научной парадигмы – реализуется переход от техногенной (библейской) цивилизации к новой системе построения человеческого сообщества. Нам, простым смертным, не дано детально, в режиме on line описать смену эпох, но некоторые новые принципы уже приобрели вполне определённое содержание или как минимум чёткие контуры. Понятно, например, что нужно срочно найти способ одновременно управлять множеством параметров различной размерности. Надо научиться сопрягать несопрягаемое: тонны и километры, духовное и телесное…. Вот для этого принципиально неарифметического сопряжения может оказаться полезной новая так называемая ризоматическая логика1. Она создаёт основу нового миропонимания и включает реальный эффективный механизм действия нового метода управления социальными, техническими и научными процессами. Предстоит отказаться от привычной логики Аристотеля, в основе которой лежит процедура выбора «вектора цели» путём построения «древа цели». Задача управленца в этом случае сводится к определению главного ствола этого «дерева» и отсечению боковых веток, «отвлекающих от главного направления». Более 2000 лет эта логика весьма эффективно использовалась для управления обществом, государствами и его структурами, в том числе науками и научными сообществами.
Но любым авторитетам, даже древним грекам, рано или поздно приходится «уходить на заслуженный отдых». В XXI веке всё острее ощущается необходимость в поиске новых способов управления развитием и техники, и общества. Очень вероятно, что таким способом станет ризоматический подход к построению «тензора цели» – многомерного вектора. Вместо двумерного «древа цели» или «вектора развития» нужно будет строить N-мерную численную матрицу для расчёта оптимального пути развития в пространстве, содержащем огромное количество переменных факторов. Это эффективное средство для многофакторной оптимизации в том, однако, нетривиальном смысле, что факторы здесь могут иметь абсолютно разную природу и размерность (и инженерную, и духовную одновременно).
Ризома Перекати-поле
Но прежде предстоит сделать поистине «героический» для «настоящих учёных» шаг: отказаться от одного из самых главных и «абсолютно верных на все времена» научных принципов XX века – закона сохранения размерности. Для многих учёных и инженеров он архиважен, вероятно, даже важнее закона сохранения энергии. Именно принцип сохранения размерности сыграл огромную созидательную роль в развитии техники. Однако в XXI веке в этот закон почти наверняка будут внесены существенные поправки, изменяющие границы его применимости. Ныне физики убеждены в «очевидной» целесообразности вечной консервации принципов инвариантности, многие из них кажутся им нерушимыми. Но уже нельзя не видеть, что через бастионы «нерушимых истин» прорываются животворные ростки нового…
Омелла
Сегодня «компас Аристотеля» должен быть заменён на «камертон ризомы». Новому управленцу, как путнику в поисках оптимального пути, теперь надо «звучание своих шагов» периодически проверять на фальшь с помощью камертона – источника идеально правильных, калиброванных звуков. Примерно по такой схеме работает сапёр с миноискателем.
Пора вспомнить приятную для всякого русского патриота легенду (или быль?) о том, что российские математики из Института математики им. В.А.Стеклова (1863/64–1926, советский математик, академик АН СССР) ещё в 30-х годах прошлого века разработали соответствующий математический аппарат для внедрения ризоматической логики. В частности, эта математика успешно применяется в так называемых квантовых компьютерах, где вместо тривиального перебора вариантов используется схема одновременных параллельных расчётов cразу по множеству путей с периодическим «схлопыванием» промежуточных результатов между собой. Легко представить, какие сказочные прикладные перспективы имеют такие ризома-компьютеры.
Сказки, однако, раздражают практиков. Тем более что в ризоматитической логике много противоречий, можно сказать, вся она состоит из противоречий – в этом её суть. Это оружие обоюдоострое. Сначала оно порождает или, точнее, обнажает проблемные ситуации, а потом решительно их рассекает и решает… Самое время прагматикам потребовать «инструкцию по применению» нового метода управления. Что тут ответить? Во-первых, мои заметки содержат лишь ориентиры развития ризома-метода, а детальные «инструкции», как известно, не входят в жанр заметок. А во-вторых, великие мира науки уже многое сделали для решения этого вопроса. Например, Пьер Кюри ещё 100 лет назад предложил конкретную математическую процедуру применения фактически ризоматической логики для описания внешних воздействий на кристаллы (Кюри П. Избранные труды, Изд. М. – Л.: Наука. 1966, с. 60). Учёный-классик науки, как это бывает, опередил время: «дисимметрия по Кюри» – по сути ризоматическая логика, позволяющая изучать многие физические взаимодействия и прогнозировать их результаты.
Лучшие представители творческих специальностей (музыканты, художники) также используют в своём искусстве ризоматическую логику, здесь они намного опередили «технарей». Всемирно известная группа «Роллинг Стоунз» – тому яркий пример; название их группы «Перекати-поле» – это вариант ризомы, растения без вершков и корешков. А их музыка, как мне кажется, замечательно гармонизирована как бы с помощью того самого «камертона», о котором сказано выше.
Некоторые философы и искусствоведы предпринимали попытки исследовать феномен ризоматической культуры. По их мнению, любая упорядоченность cо временем непременно приобретает древовидную конфигурацию. Деревом проросла, как полагают Ж.Делёз2 и Ф.Гваттари3 (Delenze G., Guanttari F. Rhizome: introduction. Paris, 1976), вся западная культура, что значительно ограничивает ее спонтанность, творчество и свободу. И вообще «у многих людей дерево проросло в мозгу», их решения и действия страдают одеревенелостью.
Что касается ризомы, то она не имеет связующего центра в виде какого-то единого корня. Это непараллельная эволюция полностью различных образований, происходящая не за счёт дифференциации, членения, ветвления, а благодаря удивительной способности перепрыгивать (переползать) с одной линии движения (развития) на другую и черпать силы из разности потенциалов. Как трава, пробивающаяся между камнями мостовой, ризома всегда чем-то окружена и растёт из середины, через середину, в середине.
Ризома в постмодернизме уподобляется растению (например, перекати-поле – род спорыньёвых грибов, 1000 видов папоротников и т.п.), которое стелется и переваливает через препятствия (борозды, канавы, ямы) именно из-за того, что его теснят, ограничивают, обступают со всех сторон так называемые «культурные» растения. И чем сильнее это давление, тем шире радиус действия данного «сорняка», тем дальше он выбрасывает свои щупальца-отростки, тем больше периферийной земли становится его жизненным пространством. Место ризомы там, где трещины, разломы, пустоты, бреши и другие провалы природного ландшафта и человеческого бытия. Она их легко преодолевает. Для неё нет непроходимых границ, какими бы – естественными или искусственными – они ни были. Ризома учит нас двигаться по «пересечённой местности» нашего бытия. Она умножает стороны, аспекты, грани исследуемой реальности, превращает круг в многоугольник или шар в многогранник.
Важно отметить ещё одно судьбоносное, репродуктивное свойство ризомы. Даже самая малая часть этого растения содержит полную информацию обо всём организме. Здесь на практике природа демонстрирует уникальный голографический метод передачи информации и наследственных признаков.
Если дерево – символ порядка, целого, то ризома – символ хаоса, а точнее, хаосмоса [хаоса + (кос)моса]. Ризоматическая логика очень хорошо работает в многомерном мире, она идеально подходит для проведения многофакторной оптимизации и помогает сопрягать «несопрягаемое», обеспечивает конвергенцию традиционных наук и духовных заповедей.
Перед каждым из нас – простых смертных – впервые открывается реальная перспектива: шанс с пользой и моральным комфортом потратить свои жизненные силы во благо человечества. Выбору правильного – праведного – пути, несомненно, поможет ризоматическая логика.
Приобрести журнал с этой статьёй можно в нашем интернет-магазине
- Ваши рецензии