Словарь имен. Буква А
Абеляр Пьер (1079—1142)
Выдающаяся фигура средневековья, крупный философ-схоласт и богослов. Основоположник диалектической схоластики. С 1113 г. преподаватель теологии в Париже. Основной труд— книга «Да и Нет» («Sic et Non»), представляющий собой огромное количество цитат из произведений различных церковных авторитетов, дававших часто противоположные ответы на одни и те же вопросы. А. не считал необходимым согласовывать такие ответы и высказывал «сомнение» в их содержании, что приобретало в некоторых случаях сокрушительное значение для доктрины. Приверженец рационалистического направления, А. стремился к обоснованию церковных догматов разумом; утверждал необходимость изучения наследия прошлого, в первую очередь философского (особенно Платона и Аристотеля). Будучи острым и искусным диалектиком, А. пользовался огромной популярностью среди своих слушателей и оказывал значительное влияние на духовную жизнь Франции.
А. — автор многих богословских, философских и поэтических произведений, а также знаменитой переписки со своей возлюбленной супругой Элоизой, с которой был разлучен недругами, которых, как и сторонников, имел во множестве. За свой подход к философствованию подвергался постоянным преследованиям со стороны ортодоксов, что отражено в его автобиографической книге «История моих бедствий».
Аввакум Петрович (1620—1682)
Протопоп, один из основателей и идейных вождей русского Старообрядчества и Раскола; писатель. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступление от церковных правил, вследствие чего вынужден был покинуть Юрьевец Подольский, где был протопопом, и перебраться в Москву, где стал священником Казанского Собора. А.резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, против исправления церковных книг, выполненных со старогреческих переводов, по новогреческим оригиналам и пр. Отстаивая старую веру, А. в своих сочинениях резко обличал пороки представителей официальной церкви и жестокость, с которой они проводили реформу церковных обрядов; доставалось и царю.
Вдохновенные проповеди и выступления против Никона привлекли к А. многочисленных сторонников как среди простых людей, так и среди знати. А. был одной из первых жертв преследований, которым подвергались противники Никона. В 1666 г. А. был расстрижен, предан анафеме и выслан в Пустозерский острог, где в течение 15 лет не прекращал своей идейной борьбы — писал и рассылал в разные концы страны послания, проповедовал перед своими сторонниками, съезжавшимися со всей страны. По указу сверху вместе с ближайшими сподвижниками А. был заживо сожжен в срубе. А. был выдающимся писателем своего времени. Его «Житие» является одним из замечательных произведений древнерусской литературы.
Август (Гай Юлий Цезарь Октавиан. 63—14 до н. э.)
Первый римский Император. Принадлежал по рождению к знатному и богатому роду. Своими талантами еще в юности заслужил любовь Юлия Цезаря, приходившегося ему двоюродным дядей, так что последний н 45 г. до н. э. усыновил его и в своем завещании назначил главным своим наследником. После насильственной смерти Юлия Цезаря D4) и многолетней борьбы за власть с Марком Антонием, Помпеем и Лепидом с 31 г. становится единственным обладателем империи.
Освободившись от соперников, сложил с себя в нач. 27 г. свою диктаторскую власть, на что получил в благодарность от сената название Augustus — имя, ставшее впоследствии титулом, обозначающим императорское величество. А., сосредоточив в своих руках все важнейшие государственные и религиозные должности, создал такую монархию, при которой прежний государственный механизм с сенатом во главе существовал лишь номинально. Вел многие войны в Африке, Азии и Европе, в результате которых присоединил к Римской Империи многие земли. В мирное время А. приводил в порядок дела управления и провел многие полезные преобразования. Предпринимал путешествия по своей обширной империи, чтобы водворить везде порядок, во многих местностях основывал города и колонии. Особым декретом сената месяц Sextilis был переименован в честь его Augustus. Все покушения на его жизнь кончались постоянно неудачей.
А. мудро и умеренно пользовался своей неограниченной властью и осчастливил страну всеми благами мира после того, как провел ее через все ужасы междоусобной войны. Успешное проведение внешней и внутренней политики было бы невозможным без привлечения знающих свое дело помощников и умных советников, среди которых выделялись Агригша и Меценат. Построенные в Италии и провинциях дороги, водопроводы, храмы, библиотеки, дома собраний и школы (наряду с расширением гражданских прав) способствовали распространению римской культуры и цивилизации. Украсил Рим многочисленными архитектурными сооружениями; уважал науки; покровительствовал поэтам и писателям (Гораций, Вергилий, Тит Ливии и др.). Дал свое имя целой эпохе, замечательной расцветом наук и искусств.
Августин Аврелий св. (354—430)
Выдающийся христианский мыслитель и церковный деятель эпохи заката Римской Империи, главный представитель Западной Патристики. В течение многих лет являлся сторонником манихейства, затем на короткий период — скептицизма, позднее исповедовал неоплатонизм. Под глубоким влиянием епископа Амвросия, в учении которого соединились христианство и неоплатонизм, принял христианство C87). Начинает вести аскетическую жизнь. В 395 г. становится епископом в Гиппоне возле Карфагена. В одном из основных, наряду с «Исповедью», трудов «О Граде Божьем» полемизировал с язычниками, обвиняющими христианство в разрушении античного мира; выдвинул новую христианскую историософскую концепцию, оказавшую огромное влияние на средневековую западную мысль, особенно разработкой теории этапов мирового развития. Связанные с богословскими и аскетическими принципами А. политические и социальные идеи, содержащиеся в этом труде, наряду с учением о Благодати, сохранили свое влияние на протяжении длительного времени.
А. был широко образованным человеком своего времени и блестящим стилистом. Ему удалось синтезировать все духовные системы своего времени — как античные, так и христианские — в одну универсальную систему, воздействие которой на европейскую культуру трудно переоценить. Теология А. оказала сильное влияние на Средние века, в т.ч. на реформаторские идеи М.Лютера. Христианский неоплатонизм А. господствовал в западноевропейской философии и католической теологии вплоть до начала эпохи Возрождения.
Аверроэс (Абу-ль Валид Мухаммед бну-Ахмед Ибн-Рушд. 1120—1198)
Один из крупнейших философов арабского Востока; также автор многих трудов по медицине, астрономии, юриспруденции, филологии. Комментатор трудов Платона и Аристотеля; с трудами, посвященными последнему, была связана философская слава А. не только на Востоке, но и на латинском Западе. Латинские переводы трудов А. легли в основу средневекового аверроизма, развившего философские и религиозные концепции А.
Авиценна (Абу Али аль Хусейн бен Абдаллах Ибн Сина. 980—1037)
Влиятельный представитель исламской рецепции античности. Придворный врач и министр при персидских правителях, автор более 400 трудов по всем известным тогда разделам научного и философского знания. Его латинские переводы сыграли заметную роль в христианской схоластике. Мировоззрение А. базировалось на синтезе неоплатонической идеи эманации с концепцией Аристотеля.
Е.П.Блаватская: «Персидский философ, хотя обычно упоминается как аравийский врач. Благодаря своим удивительным знаниям был прозван «Знаменитым»; был автором лучших и самых первых алхимических сочинений, известных в Европе. Легенда гласит, что ему были подвластны все Духи Стихий, а также что благодаря своему знанию Эликсира Жизни он живет и поныне как Адепт, и обнаружит себя для непосвященных в конце определенного цикла». (Из «Теософского словаря»)
Агриппа (Корнелий Генрих) Неттесгеймский (1486—1535)
Даровитый и богатый познаниями мистик, врач, философ. Родился в Кельне. Его жизнь была полна приключений и странствий. Приобрел известность своими богословскими лекциями. За свои произведения, высмеивавшие церковь и состояние науки, был обвинен в ереси и подвергался преследованиям. Автор известных трудов по Алхимии и Каббале; вместе с Парацельсом стоит в ряду крупнейших оккультистов своего времени.
Айванхов Омраам Микаэль (1906—1986)
Философ и педагог, ученик и последователь Петра Донова. Родился в Болгарии, с 1937 г. жил во Франции, где основал организацию «Всемирное Белое Братство» и дал его учение (не путать с Великим Белым Братством, Иерархией Света, и Его Учением). Также организация Айванхова, существующая поныне, не имеет ничего общего с фанатической сектой Юсмалос, носящей то же название. Основная проблема его философии — человек и его совершенствование. Любая затронутая им тема неизменно трактуется с позиции пользы, которую может извлечь человек для самопознания, самосовершенствования и лучшей организации своей жизни.
Академия платоновская
Одна из первых в своем роде строго организованная религиозно-философская школа Платона (от названия местности в Афинах по имени героя Академа, где Платон собирал своих учеников). Была основана Платоном в 388 г.до н.э. по образцу и на основе принципов пифагорейского братства.
Члены А. добровольно органичивали себя во сне, воздерживались от плотской любви и мясоедения. Учителя и ученики проживали совместно в пригородных домах. Учебные занятия и диспуты проходили по строго определенному расписанию. Во главе А. стоял схоларх. В А. изучался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание, музыка и др. Особая роль математики подчеркнута в девизе А.: «Негеометр да не войдет!».
Созданная первоначально для распространения Учения Платона, А. на протяжении своей почти тысячелетней истории претерпела многочисленные изменения. Древняя А.C88-270 до н.э.) поддерживала пифагорейскую тенденцию философии позднего Платона; в период Средней А.B70-150 до н.э.) произошел отход от его философии в сторону скептицизма и агностицизма. В дальнейшем Новая А. отошла от позиций скептицизма и приступила к эклектическому обобщению идей Платона, Аристотеля и стоиков. С первыми шагами христианства в Новой А. началось интенсивное изучение оригинальных произведений Платона и Аристотеля, которое привело в V в.н.э. под воздействием теософических идей к выработке системы Неоплатонизма (Прокл). В 529 г. А. была закрыта эдиктом императора Юстиниана как оплот «язычества». Ряд крупных афинских неоплатоников во главе с Дамаскием отправились ко двору персидского царя Хосрова.
Возрождение платонизма в XV в. привело к учреждению Козимо Медичи в 1459 г. по почину грека Георгия Гемистия Плетона платоновской А. во Флоренции, просуществовавшей до 1521 г. Во главе ее стоял М.Фичино; к ней принадлежали Пико делла Мирандола и Иоганн Рейхлин; с ней были связаны Агриппа (см.) и Парацельс. Неоплатонизм лежал в основе широкого круга философских устремлений Флорентийской А.; от проповеди идеалов платонической любви до стремления дать синтез платонизма с аристотелизмом, христианством, герметизмом, каббалой, зороастризмом и др. направлениями религиозно-философской мысли.
Акбар (Джалал-уд-Дин Мухаммед. 1542—1005)
Император Индии ил последней династии Великих Моголов (потомков Тимура и Чингизхана) — Бабуридов; внук императора Бабура.
Унаследовал трон, едва достигнув 13 лет (1556), сначала управлял под опекой своего визиря. Однако вскоре взял бразды правления в свои руки, подавил бунты и в продолжительных войнах объединил в единую мощную империю большую часть Индии; направлял все усилия к созданию централизованного государства, которое действительно привел в такое цветущее состояние, какого не было ни до, ни после него.
Дж. Неру: «Акбар как воин... покорил обширные территории Индии, но мечтал он о другом, более прочном завоевании, о завоевании умов и сердец людей» [1].
Первым его делом было примирить и слить воедино разрозненные элементы народонаселения, для чего одинаково доброжелательно относился к индусам и мусульманам, персам и христианам, разрешив свободное исповедание их религий.
Реформы Акбара были тесно связаны с его, открытой всему миру, религиозной политикой; они утверждали новую модель управления, основанную на принципе «разума и воли» просвещенного монарха. Важным вкладом в мировую культуру, не утратившим своего значения и по сей день, было провозглашение приоритета идеи «общего блага» всего народа, а не только единоверцев государя; впервые в мире был нарушен господствовавший принцип доминирования одной религиозной общности над другой. «Закладывались основания важнейшего процесса в общественной жизни Индии, известного как индо-мусульманский культурный синтез».
Религиозная политика Акбара (иод влиянием реформаторских идей суфизма и бхакти) провозглашала «сулх-е кул» («мир для всех»), а созданный им духовный орден теософской ориентации «Дин и иллахи» («Божественная вера») отвергал монополию на истину любой религии; индуизм, ислам, христианство, зороастризм, джайнизм и др.религии рассматривались «как суть разные, но равноправные пути к богопознанию Абсолюта». Путь к Богу признавался через всеохватывающую любовь и посвящение Ему души, честную и чистую жизнь. Утверждался отказ от фанатизма, конфессиональной вражды, косных догматов религии предков, насильственного обращения в любую религию.
При дворе Акбара отмечались праздники всех религий Индии; велись религиозно-философские дискуссии между их представителями; на государственный язык империи — фарси — были переведены Евангелия, а также священные писания из сокровищницы индусского эпоса — Рамаяны и Махабхараты. Религиозная политика Акбара и заложенная в ее основание идея «мира для всех», по сути, определила основополагающие принципы секуляризма независимой Индии, широкой веротерпимости и равного уважения государства ко всем религиям [2].
Е.П.Блаватская: «Великий Император Индии, выдающийся покровитель религий, искусств и наук, самый либеральный из всех мусульманских монархов. Никогда не было более терпеливого и просвещенного владыки, чем Император Акбар, — как в Индии, так и в любой другой магометанской стране». (Из «Теософского словаря»)
Аксаков Константин Сергеевич (1817—1860)
Русский философ, один из виднейших представителей славянофильства, публицист, поэт и литературный критик, сын известного писателя С.Т.Аксакова.
Суть «русского воззрения» для А. — в возвращении к истокам отечественной самобытности, обогащенным новейшим европейским просвещением. А. видел гармонизацию русской жизни в совершенствовании и укреплении своеобразного общественного договора, издавна сложившегося между народом и государством. В отличие от Хомякова и Киреевского, занятых религиозно- философским обоснованием славянофильства, А. специализировался на более доступном, публицистическом изложении основ этого учения: особенно ему удавались краткие эмоциональные статьи, написанные понятным широкой публике языком. «Самый восторженный славянофил», — говорил о нем Вл.Соловьев.
Александр Великий, Македонский (356—323 до н.э.)
Царь Македонии с 336 г.; один из величайших полководцев и государственных деятелей Древнего мира. Сын македонского царя Филиппа II, даровитый по природе, он рано начал обнаруживать задатки великого характера, исполненного жажды деятельности и любви к славе. Его воспитателем и наставником с 343 г. был великий греческий философ Аристотель. Имея целью создание единой Империи, объединяющей Запад и Восток, начал свой завоеватель- ный поход в 335 г., подчинил себе Грецию, Малую Азию и Египет. А. в своем правлении не касался египетских обычаев и религиозных верований, в противоположность персам; это снискало ему доверие и любовь населения, а также укрепило его господство в этой стране. Способствовала этому и чрезвычайно разумная организация управления, введенного им в Египте, где он основал Александрию, сделавшуюся одним из первых городов древнего мира. Египетские жрецы официально признали А. сыном бога Амона и Фараоном Египта, что А. использовал в политических целях, добиваясь сближения с египтянами и религиозного освящения своей власти.
Из Египта А. направился в Месопотамию, где разгромил персидского царя Дария C31). В 325 г. поход завершился. Огромная держава, созданная в результате завоеваний А., простиралась от Адриатики до Инда. Обеспечив себе владычество над завоеванными землями, А. приступил к окончательному устройству нового края. Краеугольным камнем его политики было стремление к слиянию македонского и греческого влияний с восточными. Столицей государства А. сделал Вавилон, где в разгар приготовлений к новым походам умер. После смерти своего создателя Империя, лишенная прочной внутренней связи, распалась. На ее территории возник ряд эллинистических государств.
А. был величайшим и гениальнейшим героем древности. Его блестящая деятельность имела всемирно-историческое значение. Окутанные ореолом славы и возвышенные поэтами до божественных, деяния А. вызывали восхищение современников и потомков (скульптура, живопись, литература). К положительным последствиям политики А. можно отнести установление непосредственной культурной и экономической связи между античной Европой и Азией, расширение зоны влияния греческой культуры (синкретизм с ближневосточной, вылившийся в высокую культуру эллинизма), дальнейшее развитие науки, единый язык (койне), равноправие народов.
Александрийская школа (философов)
Е.П.Блаватская: «Эта знаменитая школа образовалась в Александрии (Египет), бывшей несколько столетий престолом учености и философии. Знаменита своей Библиотекой, Созданной Птолемеем Сотером (ум. 283 г. до н.э.) а самом начале его царствования и имевшей когда-то 700 тыс. свитков или томов; своим музеем, первой подлинной академией наук и искусств; своими всемирно известными учеными — такими, как Евклид (отец научной геометрии), Аполлоний Пергамский (автор доныне сохранившегося труда о конических сечениях), Никомах (Арифметик); астрономами (как Аристарх Самосский), физиками, анатомами — такими, как Герофил и Эросистрат, врачами, музыкантами, художниками и т.д.; она стала еще более знаменитой благодаря своей Эклектической, или Нео-Платонической Школе, основанной в 193 г. н.э. Аммонием Саккасом [см.], учениками которого были Ориген, Плотин и многие другие, прославленные теперь в истории. Известные школы гностиков свое начало взяли в Александрии. Филон, Иосиф, Ямблих, Порфирий, Климент Александрийский, Эратосфен Астроном, дева-философ Ипатия и бесчисленное множество других звезд второй величины — все принадлежали, в разные времена, к этим великим Школам и помогли превратить Александрию в один из наиболее справедливо прославлемых оплотов учености, когда-либо созданных миром».
«Александрийским неоплатоникам было дано имя Philaletheians (Филалетийцы, букв, «любящие истину»)».
«Также учеников Аммония Саккаса называли Аналогетиками из-за их обычая интерпретировать все священные легенды, мифы и мистерии посредством принципа аналогии и соответствия». «Название «теософия» датируется III в. до н.э. и идет от Аммония Саккаса и его учеников, которые положили начало Эклектической Теософской системе. Предметом ее изучения было внушение определенных высокодуховных истин ее ученикам и всем тем, кто являлся «приверженцами истины». Отсюда также девиз, принятый Теосфским Обществом: «Нет религии выше истины». «Главной целью Основателей Эклектической Теософской Школы была одна из трех задач их современного преемника — Теософского Общества, именно, примирение всех религий, сект и наций под общей этической системой на основе вечных истин.
Школа просуществовала до Vв. н.э. К ней принадлежали величайшие философы и мудрецы того времени.» (Из «Теософского словаря» и «Ключа к Теософии»)
Алхимики (Alchemists)
Е.П.Блаватская: «От Ал и Хеми, огонь, или бог и патриарх; Хам, также название Египта. Розенкрейцеры средневековья, такие как Роберт де Флуктиб (Роберт Флудд), Парацельс, Томас Воган (Эйжен Филалет), Ван Гельмонт и другие — все были алхимиками, которые искали сокрытый дух в каждой неорганической крупице материи. Некоторые люди — нет, огромное большинство — обвиняли алхимиков в шарлатанстве и лживых притязаниях. Несомненно, таких людей, как Роджер Бэкон, Агриппа, Генрих Кунрат и Джебер Аравийский (впервые открывший Европе некоторые из тайн алхимиии) едва ли можно считать обманщиками — менее всего, глупцами.
Ученые, переделывающие физику на основе атомической теории Демокрита, с легкостью забывают, что Демокрит из Абдсры был алхимиком, и что ум, способный так глубоко проникать в скрытые действия природы в одном направлении, должен был иметь вескую причину учиться и стать герметическим философом. ...колыбель алхимии следует искать в седой древности.» (Из «Разоблаченной Изиды») «По-арабски Ул-Хеми означает, как указывает это имя, химию природы. Все-таки, Ул-Хеми или Ал-Кимиа представляет собою лишь арабизированное слово, взятое от греческого (хемейя), от — «сок», живица, выжатая из растения. [...] Она рассматривает тончайшие силы природы и те разные условия, при которых они выявляются. Стараясь, под покровом языка, более или менее искусственного, скрыть от непосвященных столько от mysterium magnum, чтобы оно осталось безопасным в руках исполненного самости мира, алхимик объявляет своим первым принципом существование определенного Универсального Растворителя, с помощью которого все составные тела разлагаются в однородную субстанцию, от которой они произошли; эту субстанцию они называют чистым золотом UAUsumma materia. Этот растворитель, именуемый также menstruum universale, способен удалить все зачатки болезни из человеческого тела, возвращать молодость и продлевать жизнь. Таков lapis philosophorum (философский камень). Алхимия впервые проникла в Европу через Джебера, великого арабского мудреца и философа, в восьмом веке нашей эры; но она была известна и практиковалась за много веков до того в Китае и Египте. Многочисленные папирусы по алхимии и другие свидетельства того, что она была любимым предметом изучения правителей и жрецов, извлекались из зенли и сохранялись под общим названием герметических трактатов. Алхимия изучается в трех разных аспектах, которые допускают много различных интерпретаций, а именно, в Космическом, Человеческом и Земном аспектах. Эти три метода олицетворялись тремя алхимическими веществами — серой, ртутью и солью. Разные авторы указывали, что в алхимии имеются, соответственно, три, семь, десять и двенадцать процессов; но все они сходятся в том, что у нее лишь одна цель: превратить грубые металлы в чистое золото.
Однако, чем является это золото на самом деле, правильно понимает лишь ничтожное меньшинство людей. Несомненно, что в природе существует такой процесс, как трансмутация простейших металлов в более благородные, или золото. Но это лишь один аспект алхимии, земной или чисто материальный, ибо логически мы осознаем, что этот же процесс происходит в недрах Земли. Однако, кроме и выше этой интерпретации, в алхимии имеется символический смысл, чисто психический и духовный. В то время, как каббалист-алхимик старается осуществить первое, оккультист-алхимик, с презрением отвергая золото рудников, обращает все усилия лишь к трансмутации низшей четверки в божественную высшую триаду человека, которая, при полном слиянии, едина. Духовная, ментальная, психическая и физическая сферы человеческого существования в алхимии приравнены к четырем стихиям — огню, воздуху, воде и земле, и каждый из них может быть в одном из трех состояний, т.е. в связанном, изменяющемся и испаряющемся.
Мило, почти ничего, неизвестно из устного предания относительно начала этой архаической ветви философии, но несомненно, что оно предшествовало составлению любого известного Зодиака и, что касается олицетворенных сил природы, вероятно и любой мировой мифологии; несомненно и то, что истинную тайну трансмутации (на физическом плане) знали в древности и утеряли до рассвета так называемого исторического периода. Современная химия своими основными открытиями обязана алхимии, но несмотря на несомненный труизм последней, что во Вселенной существует лишь один элемент, химия распределила металлы в классы элементов и только сейчас начинает сознавать свою большую ошибку. Даже некоторые энциклопедисты теперь вынуждены признать, что если большинство оповещений о трансмутации являются обманом или заблуждением, «то все же, некоторые из них сопровождаются доказательствами, которые делают их возможными... С помощью гальванической батареи открыли, что даже щелочи имеют металлическую основу. Возможность добивания металла из других веществ, содержажих составляющие его инградиенты, и превращения одного металла в другой... должна пока оставаться неразрешенной. Также не всех алхимиков следует считать обманщиками. Многие трудились при полной убежденности в достижении своей цели, с неутомимым терпением и чистотой сердца, которая солидными алхимиками настоятельно рекомендована в качестве основного условия их трудов». («Pop. Encycl.) (Из «Теософского словаря»)
Альберт Магнус (Великий, ок.1193—ок. 1280)
Выдающийся немецкий средневековый ученый, выходец из рыцарского рода; член Ордена Доминиканцев; жил и работал в Кельне.
Своими теологическими трудами и изложением идей Аристотеля в своих работах положил начало продолжительному господству учения последнего в средневековой науке. А. пытался объединить весь научный материал с привлечением арабских толкователей в единую систему, в которую включил собственные пространные наблюдения (в первую очередь в области естествознания). В трудах А. заметно влияние арабского неоплатонизма и августиннианства. А. был ученым, хорошо разбиравшимся в различных философских течениях; за широту и глубину познаний был назван современниками Doctor universalis. В этике сближал античные добродетели с христианскими. Наиболее известным его учеником был Фома Аквинский. А. известен также как один из крупнейших алхимиков [см.] своего времени.
Альбигойцы
Участники широкого еретического движения в Южной Франции XII—XIII вв., приверженцы учений Катаров и Вальденсов. А. отрицали католическую церковь и ее догматы, а также плотскую жизнь, считая их изобретениями сатаны. Известное покровительство А. оказывал тулузский граф Раймунд VI. По инициативе папства против А. были предприняты крестовые походы — Альбигойские войны. С помощью инквизиции проводилось кровавое искоренение ереси А.
Аммоний Саккас (или Сакк. 175—242)
Е.П.Блаватская: «Великий и прекрасный философ, живший в Александрии во 11—111 вв. н.э.; основатель Неоплатонической Школы филалетийцев или «любителей истины». Он родился в бедной христианской семье, но был одарен такой выдающейся, почти божественной добротой, что его называли Теодидактом, «богом обученным». Он почитал все хорошее в Христианстве, но очень рано отошел от него и церквей, не будучи способным найти там какое-либо преимущество перед более древними религиями». (Из «Теософского словаря») «Во времена Аммония только в Египте и Палестине было несколько великих мировых религий и огромное количество сект. Последние являются маленькими побегами на больших ветвях; но веточки и ветви произрастают из одного и того же ствола — Религии-Мудрости. Для доказательства этого и существовало намерение Аммония примирить Язычников и Христиан, Иудеев и Идолопоклонников, остановить их распри и раздоры, напомнив о том, что все они обладают одной и той же истиной в различных одеяниях и что все они — дети одной общей матери.
...Великий Philaletheian в проводимой им политике получал помощь и поддержку двух Отцов Церкви, Климента и Афинагора, а также Раввинов Синагоги, философов Академии [см.] и Рощи, ибо учил общей доктрине всех...
...Он был рожден Христианином, но никогда не принимал Церковное Христианство.
...Хотя А. никогда ничего не записывал, ученики его, среди которых были Ориген, Плотин и Лонгин, все оставили записи его системы — насколько, во всяком случае, было известно их публичное исповедание веры, ибо Школа разделялась на экзотерическое и эзотерическое учения». (Из «Ключа к Теософии»)
Вторая часть: Словарь имен. Буква А (часть 2) >>
- Ваши рецензии