Словарь имен. Буква К (часть 2)
Кант Иммануил (1724-1804)
Великий немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Профессор университета в Кенигсберге. Иностранный почётный член Петербургской Академии наук (1794). В 1747-1755 гг. разработал космологическую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755г.). В развитой с 1770 г. «критической философии» («Критика чистого разума», 1781 г.; «Критика практического разума», 1788 г.; «Критика способности суждения», 1790 г.) выступил против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма с дуалистическим учением о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Кант считал, что условия познания заключаются в общезначимых априорных формах, упорядочивающих хаос ощущений. По мнению философа, идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами «практического разума», необходимой предпосылкой нравственности.
Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга — категорический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло большую роль в развитии диалектики. Философия духа у Канта стоит на степени самопознания или субъективности.
Философия Канта произвела сильное движение мысли в XIX в. и вызвала необъятную литературу. Но безусловных последователей у Канта нашлось сравнительно немного, среди них — И.Шульц, Л.Г.Якоб, К.Х.Э.Шмидт. Достаточно свободно относился к кантианству великий немецкий поэт Ф.Шиллер, усвоивший и талантливо развивавший только одну сторону учения, именно идеи о жизни, красоте и искусстве.
Карлейль Томас (1795-1881)
Знаменитый английский литератор и историк. Утверждал познавательное значение искусства и прежде всего поэзии. Он считал, что поэзия является единственным средством проникновения в природу мироздания в противовес абстракциям науки, изгоняющим удивление, восторг и благоговение перед миром. Выражая эти чувства, поэт проникает в самую суть реальности, ибо Вселенная не «огромная паровая машина», а «живое одеяние Божества» , как говорил Гёте, или, по собственному выражению Карлейля, «Храм и Оракул, а не только коровник и кухня». Поэзия, считает Карлейль, существует не для забавы образованных людей, томящихся бездельем, она возвещает людям высочайшие истины, но не на манер науки, вырабатывающей абстрактные формулы за счёт расчленения живого тела природы, а по-своему, сохраняя цельность мироздания и непостижимый отблеск чуда, освещающий обыкновенные вещи, как только к ним прикоснётся воображение поэта. Помимо поэзии природы, согласно Карлейлю, существует поэзия истории; её и должен уловить настоящий историограф, которому необходимо иметь поэтическое чутьё. Великая французская революция, в глазах Карлейля, была «великой поэмой нашего времени». В переломные моменты социального развития история, по мысли Карлейля, всегда предстает как подлинный эпос, требующий для своего воспроизведения эстетической тональности. Эту тональность задаёт категория героически-возвышенного. Героические деяния — это «реальная поэзия», потому что в них воплощён сокровенный смысл человеческого существования, «метафора бытия», каковой и является подвиг. По Карлейлю, герой — это не только избранник судьбы, которому выпали на долю исторические свершения великого значения. Героем может быть каждый, кто претворит всей своей жизнью великое предназначение человека — неустанный труд не ради получения «билета на коллективную трапезу», но во имя исполнения священного долга.
Есть замечательные слова, сказанные Карлейлем об истинном герое в работе «О героях, почитании героев и героическом в истории» (1840). «Горе ему (герою), если он обратит повиновение людей в оружие своих корыстных целей; горе ему, если он отступит от необходимости принять мученический венец за свои убеждения; горе ему, если он посмотрит на жизнь как на источник радостей или на поле для своего возвышения! Настоящий герой — всегда труженик... Его высшее звание — слуга людей. Он — первый рабочий на подённом труде своих сограждан, первый мститель за неправду, первый восторженный ценитель всего благого. Если герой — царь, то ему нет покоя, пока хоть один из его подданных голодает; если он мыслитель — ему нет отдыха, пока хоть одна ложь считается не ложью. Из этого ясно, что деятельность его не терпит остановок, что он вечно стремится к недостижимому идеалу. Если герой хотя бы раз уклонится от избранного пути, он уже согрешил, если он хотя бы раз поставил своё личное "я" выше интересов общих, он уже не герой, а служитель мрака».
Поэзия истории превращается у Карлейля в эстетику труда и культ труда. Культ труда должен быть положен в основу будущего общества: на место прежней аристократии «лучших и храбрейших» на войне — должно быть поставлено «рыцарство труда» и «аристократия таланта». Наступит время новой эпики, в центре которой, утверждает Карлейль, будет уже не «человек и оружие», но «человек и орудие».
Карлейль оказал большое влияние на английское общество. По мнению одного из выдающихся современных английских деятелей в области литературы и общественной жизни, Джона Морлея, Карлейль положил конец увлечению байронизмом и призвал англичан к деятельной жизни, воспитал в Англии целое поколение энергичных общественных деятелей, бодро делающих свое дело на различных поприщах общественной жизни. Почти все крупнейшие английские писатели второй половины XIX в. испытали влияние Карлейля, в особенности Диккенс, Мередит, Браунинг и Рескин. Но наиболее близкими ему по духу являются американские философы-публицисты Р.У.Эмерсон и Г.Д.Торо.
Известные работы Карлейля: «Sartor Resartus» (1831), «Французская революция» (1837), «О героях, почитании героев и героическом в истории» (1840), «Чартизм» (1846), «Прошлое и настоящее» (1843), «Письма и речи Оливера Кромвеля» (1845), «Памфлеты» (1850), «История Фридриха Великого» (1854-1864).
Кастанеда Карлос (1925-1998)
Латиноамериканский антрополог, получивший известность своими книгами, излагающими учение мексиканского индейца яки Дона Хуана Матуса. Более всего учение Дона Хуана напоминает шаманские верования многих народов Азии, Африки и Америки, обожествляющие силы природы и широко применяющие в своей религиозной практике магические обряды и естественные наркотические средства. Магическая сторона в учении занимает важное место, а применение галлюциногенов, судя по первой книге Кастанеды («Путь знания индейцев яки»), необходимо для начала постижения некоего Видения. Учение должно формировать не только Видение, но и готовить бесстрашных воинов или охотников, обладающих спонтанным, естественным сознанием, не разделяющим мир на иерархию ценностей, но равно оценивающим все вещи. Учение можно назвать иррациональным, точнее, противопоставляющим обыденному логическому познанию — спонтанное, непосредственное, глубоко индивидуальное познание мира, вернее, познание некой иной его Реальности, находящейся по ту сторону добра и зла. Кастанеда пишет об истинной свободе и несвободах современной цивилизации, о страхе, мешающем человеку естественно познавать мир, о своих видениях и необыкновенных превращениях Дона Хуана, о множественности миров, о неописуемом и непознаваемом Нагвале. Но за всем этим противоречивым собранием философских положений, вероятных и невероятных фактов, галлюцинаций и реальных видений трудно уловить действительную этическую основу, без которой ни одно истинное учение не существует.
Книги Кастанеды написаны увлекательно и талантливо, поэтому они популярны среди разного рода (в том числе искренних) искателей смысла жизни и собственного пути, но разнообразие открытий автора и его учителя (часто предстающего в образе колдуна) скорее может вывести из равновесия сознание неискушенного читателя и направить его по ложному пути, чем указать действительную невидимую реальность, свободу и силу духа. Нелегко, без большого внутреннего опыта и тонкого распознавания, обнаружить и, главное, правильно усвоить и применить наиболее ценную часть учения Дона Хуана. Тем более что, приобретённые ценой многих усилий, большая опытность и чутьё, самые важные качества сознания, сами по себе уже достаточны человеку для отыскания собственного духовного пути. Люди, идущие самостоятельным путем, очень избирательно обращаются к чужому духовному опыту и избегают применения наркотиков и магических практик.
Кейси Эдгар (1877-1945)
Эдгар Кейси с женой Гертрудой
Великий американский ясновидящий, целитель и пророк. Уроженец Хопкинсвилла (штат Кентукки). В отрочестве любимым занятием Кейси было чтение Библии, но обучение в школе ему давалось с трудом. В этом возрасте мальчик пережил глубокий мистический опыт, в результате чего появилась необыкновенная память, сделавшая обучение лёгким. Заветному юношескому желанию стать христианским миссионером не суждено было сбыться из-за отсутствия средств на образование. Впоследствии внешняя жизнь Кейси была заполнена скромным трудом продавца книг, фотографа, но внутренняя жизнь — бескорыстным служением людям, благодаря уникальным ясновидческим способностям. Это дарование проявлялось во сне, когда Кейси, не имевший никакого медицинского образования, мог на любом расстоянии безошибочно определять у людей наличие того или иного заболевания. Подобные сеансы диагностирования сопровождались точными рекомендациями по исцелению. В назначении методов лечения использовались средства самых разных медицинских школ и направлений. С точки зрения здравого смысла эти необычные способности не находили никакого разумного объяснения, поэтому и самому Кейси потребовались годы жизни, чтобы под давлением неопровержимых свидетельств многочисленных историй исцелённых им людей, поверить, наконец, в этот дар и осознать своё подлинное назначение.
Кейси занимался медицинским диагностированием при помощи ясновидения в течение сорока трёх лет. Он представил в основанную им «Ассоциацию исследований и просвещения» стенографические отчёты о тридцати тысячах проведённых диагностирований и сотни полных историй болезней, содержащих письменные свидетельства пациентов и заключения врачей. Ясновидческие способности применялись не только в области медицины. В «фонде Эдгара Кейси» в г.Вирджиния Бич (штат Вирджиния) можно найти множество сообщений, касающихся религии, философии, истории, политики, экономики, социальной жизни, эзотерических знаний и пророчеств о будущем. Духовному взору визионера было раскрыто как далёкое прошлое, так и весьма отдалённое грядущее. Кейси описывал жизнь исчезнувших цивилизаций Атлантиды и древнего Египта, предсказал великое будущее народов России. Для системы знаний об устройстве мироздания, назначении и эволюции человека, даваемой через Кейси, характерна полная сопоставимость с метафизическими основами всех других подлинных философско-религиозных учений.
В сороковых годах подвижнический труд Кейси достиг такого напряжения, что его жизненный путь был, фактически, укорочен. Скончался Кейси в 1945 г. в г.Вирджиния Бич.
Кеплер Иоганн (1571-1630)
Выдающийся немецкий астроном, математик, один из основателей современного естествознания, небесной механики, прославившийся открытием законов движения планет, использованных впоследствии И.Ньютоном для обоснования закона всемирного тяготения.
Родился в Вейль-дер-Штадте (Вюртенберг) в бедной протестантской семье. Начал учёбу в церковной школе в 15 лет и сразу поступил в высшее духовное училище при Маульбронском монастыре; через три года был принят в Тюбингентский университет, где на частных уроках по астрономии и математике у М.Местлина познакомился с гелиоцентрическим учением Н.Коперника. После защиты магистерской диссертации и блестящего окончания университета в 1593 г. назначен профессором математики и «нравственной философии» в гимназии г.Граца (Штирия). В 1596 г. вышло в свет его сочинение «Космографическая тайна» (или «Тайна Вселенной»), в котором излагались пифагорейские идеи, гелиоцентрическая система Коперника, чьим активным сторонником был Кеплер.
Преследуемый католиками, Кеплер вынужден был переехать в 1600 г. в Прагу, где в то время, на год раньше, начал работать при дворе императора Рудольфа II великий астроном и математик Тихо Браге, пригласивший Кеплера для совместной работы, продолжившейся всего лишь год, до его безвременной кончины. Судьба подарила, видно, не случайно эту короткую встречу: в распоряжении Кеплера оказался весь бесценный, огромный, за четверть века собранный научный архив искуснейшего из наблюдателей звёзд и планет, что и позволило в дальнейшем открыть три фундаментальных закона движения планет (планеты двигаются по эллипсам вокруг Солнца, расположенного в одном из двух фокусов орбит; за равные времена радиус-вектор описывает равные площади; квадрат периода обращения планеты пропорционален кубу среднего расстояния до Солнца). В результате упорного 9-летнего труда появилась книга: «Новая астрономия, причинно обусловленная, или физика неба, изложенная в исследованиях о движении звезды Марс, по наблюдениям благороднейшего мужа Тихо Браге» (1609). В последующем труде «Сокращение Коперниковой астрономии» Кеплер показал, что законы применимы и к другим планетам, к движению Луны вокруг Земли и спутников Юпитера.
В сочинении «Гармония мира» (1619) Кеплер рассуждает о замечательной и глубокой связи величин расстояний от планет до Солнца с музыкальными тонами — о «музыке сфер», только теперь осознаваемой учёными. Кеплер соотносил расстояния от планет до Солнца также с размерами правильных многогранников (рис.1): в сферу, на которой расположена орбита Сатурна, вписан куб, в него вложена сфера — с орбитой Юпитера, далее последовательно вписаны: тетраэдр — сфера Марса, додекаэдр — сфера Земли, икосаэдр — сфера Венеры, октаэдр — сфера Меркурия.
«Космический кубок», иллюстрирующий первую гелиоцентрическую модель системы мира по Кеплеру
Кеплер считал, что Солнце — одна из многочисленных звёзд, причём другие звёзды, рассеянные в пространстве, тоже окружены планетами. Летом 1624 г. он заканчивает свою последнюю крупную работу, занявшую 22 года, — «Рудольфовы таблицы», по которым можно было вычислять с довольно высокой точностью положение планет для любого момента времени. Этими таблицами пользовались несколько поколений астрономов вплоть до начала XIX века.
Кеплеру приходилось составлять астрономические календари и делать астрологические прогнозы, которые считались удачными, и за ним утвердилась слава выдающегося астролога. Как свидетельствует Е.П.Блаватская в разделе «Души звёзд — всемирная гелиолаптрия» тома III «Тайной Доктрины» (издано впервые в России в 1993 г., перевод А.П.Хейдока), «Кеплер по профессии был астрологом и лишь впоследствии стал астрономом. Он зарабатывал себе на жизнь гороскопическими фигурами, которые, указывая состояние небес в момент рождения лиц, являлись средством, к которому прибегали для получения гороскопов. Этот великий человек верил в принципы астрологии, не считаясь со всеми её глупыми результатами».
Велик вклад Кеплера и в оптику. В трактате «Дополнения к Вителлию» (1604) были изложены основы новой оптики и дан механизм видения. Кеплер создал теорию изображения с учётом геометрического построения, преломления испускаемых телами лучей в среде глаза, что и формирует изображение на сетчатке. Им сформулирован закон обратно пропорциональной зависимости между освещённостью и квадратом расстояния до источника. Кеплер известен и как конструктор телескопа из двух двояковыпуклых линз — зрительной трубы, описанной в трактате «Диоптрика» (1611). У него находим также идею тяготения (1609) и мысль о том, что причиной приливов и отливов в океане является Луна. Им предложено понятие силы как причины ускорения.
Жизнь Кеплера была полна лишений, а последние свои годы он провёл в особенной бедности, вынуждаемый к переменам мест, — Тридцатилетняя война между протестантами и католиками ставила всё новые и новые преграды.
Ещё в 1611 г. болезни унесли трёх его детей и жену. В 1615г., когда Кеплер был учителем в Линце (Австрия), его мать посадили в тюрьму по обвинению в колдовстве. Процесс длился шесть лет, и Кеплеру стоило больших усилий добиться оправдания и освобождения матери. В то время в Германии повсюду велась «охота на ведьм». В Леонберге, где жила мать учёного, только за одну зиму 1615 — 1616 гг. были сожжены шесть женщин, подозреваемых в колдовстве. Кеплер выстроил защиту очень искусно. Он не отвергал существования ведьм, не отрицал свидетельские показания, а просто давал каждому случаю вполне естественное объяснение. В одном из протоколов судьи были вынуждены записать: «Арестованную, к сожалению, защищает её сын господин Иоганн Кеплер, математик».
В 1613 г. Кеплер женился вновь — на молоденькой дочери столяра, сироте и бесприданнице, женщине спокойной и трудолюбивой, ему преданной, родившей мужу семерых детей, из которых трое умерло. В дальнейшем её ожидала печальная участь молодой вдовы с четырьмя малолетними детьми на руках без каких бы то ни было средств к существованию. Осенью 1630г., оставшись без очередного покровителя, Кеплер отправился в Регенсбург на сбор германских князей, дабы получить от императора причитающееся ему жалование, но по дороге простудился и умер, на 59-м году жизни. Рок преследовал Кеплера и после смерти: в ходе Тридцатилетней войны кладбище, где он был похоронен, было полностью разрушено...
Удивительному и великому человеку, до конца ещё по достоинству не оценённому, установлены памятники в городах — Вейль-де-Штадте и Регенсбурге, в них открыты музеи, в его честь названы один из лунных кратеров и малая планета-астероид №1134.
Приведём слова Е.П.Блаватской, высоко чтившей знаменитого учёного («Тайная Доктрина», т.1, ч.2-3. Ленинград, 1991).
«...Кеплер дал довольно хорошее описание космического магнетизма. Что такой магнетизм существует в Природе, так же верно, как и то, что тяготения не существует; во всяком случае, не в том виде, как учит наука, никогда не принимавшая в соображение различные способы, в которых двойственная сила, называемая в Оккультизме притяжением и отталкиванием, может действовать в границах нашей Солнечной системы, в атмосфере Земли и за пределами их в Космосе» (с.243).
«...В чём заключается разница между "всемогущим Существом" Ньютона и Правителями (Ректорами) Кеплера, его Планетарными Силами или Ангелами? Кеплер также подвергается критике за его "любопытную гипотезу", устанавливающую вихревое движение внутри Солнечной системы, за его теории вообще и за поддержку идеи Эмпедокла о притяжении и отталкивании, и "солнечный магнетизм" в особенности» (с.245).
«Идеи Кеплера, если удалить их теологические тенденции, являются чисто эзотерическими. Он знал, что:
Солнце есть большой магнит. В это же верят некоторые из выдающихся современных ученых, так же как и эзотерики.
Солнечная субстанция не материальна. Конечно, в смысле Материи, существующей в состояниях, неизвестных науке.
Кеплер приписывал постоянное движение и восстановление энергии Солнца и планетного движения непрерывным заботам одного или нескольких Духов. Все древние верили в эту идею. Эзотерики не употребляют слово Дух, но говорят Созидательные Силы, которых они наделяют разумом» (с.245).
«.. .Хорошо известно, что выдающийся астроном Кеплер совместно со многими другими великими людьми, верящими, что небесные тела правят благоприятно или неблагоприятно судьбами людей и народов, — кроме этого полностью верил, что все небесные тела, в том числе и наша Земля, наделены живыми и размышляющими Душами». («Тайная Доктрина», т.III, с.290)
Материал подготовлен Н.М.Смирновым, Н.Н.Якимовой и О .М.Порожняковой
- Ваши рецензии