Словарь имен. Буква К (часть 5)
Каменская Анна Алексеевна (1867—1952)
Выдающийся деятель российского теософского движения с начала его организационного зарождения. Получила образование в Швейцарии. В России в течение 25 лет преподавала в петербургской прогрессивной гимназии М.Стоюниной; в 1915 г., выйдя в отставку, недолго, вместе с теософом Ц.Л.Гельмбольдт вела свою прогрессивную школу.
К теософии приобщилась с 1901 г. благодаря первым пионерам российского теософского движения — Марии Рабинович и Нине К. Гернет. Встреча в 1902 г. в Лондоне с А.Безант во многом определила личную судьбу К.; в течение всей жизни она оставалась преданной своему «другу и гуру». В том же году К. стала членом английской секции Теософского Общества (Адьяр, Индия) и по возвращении на родину с энтузиазмом окунулась в работу по организации первых теософских кружков.
Энергичная, с сильной волей, преданная идее К. с тех пор была подлинной движущей силой неуклонно растущего теософского движения в России. Деятельность К. была весьма разносторонней. Будучи хорошим оратором, она читала лекции по сравнительному религиоведению и теософии (сначала в избранных салонах С.-Петербурга; со временам в общественных собраниях); преподавала на вечерних курсах для фабричных рабочих; участвовала в создании в России женского движения и профессионально, как педагог, занималась вопросами педагогики и детского воспитания. (См., в частности: Альба. Вопросы воспитания в связи с задачами духовной культуры. СПб, 1912 г.).
Вместе с Еленой Писаревой и другими теософами участвовала в подготовке сборников «Вопросы Теософии», а также редактировала журнал «Вестник Теософии». Под псевдонимом «Альба» выступала автором большого числа оригинальных статей и переводов из теософской классики. 17.11.1908 г. было провозглашено открытие Российского Теософского Общества (РТО); К. стала его генеральным секретарём.
В предреволюционные годы К., как и другие ведущие теософы, деятельно участвовала в духовной и интеллектуальной жизни общества; теософы вносили свой, особый творческий и духовный вклад в бурный философский и культурный диалог, происходивший в России в годы Серебряного века.
В своём докладе «Теософия и Богостроительство» на специальной сессии религиозно-философского общества С.-Петербурга (24.11.1909 г.) К. убедительно представила основы теософской доктрины. Предупреждая критику оппонентов, выделила следующие её характеристики: «Теософия — это не нео-буддизм»; это не «материалистический пантеизм»; «не искусственно созданная эклектическая религиозно-философская система»; это есть «универсальный научно-религиозный синтез, на основе которого утверждается Доктрина Логоса, Доктрина пути и Этики». Её доклад отразил и идейное своеобразие российской теософии, приверженность к русской идее, к признанию ведущей роли России в будущей мировой эволюции. В ходе дискуссии все обвинения Теософии в синкретизме были отвергнуты (см. стенограмму в «Вестнике Теософии», №2, 1910).
Во время первой мировой войны РТО уже утвердилось в обществе как видное культурное и социальное явление. К. не поддержала призыв А.Безант, обращенный с самого начала войны ко всем теософам занять нейтральную позицию. К. и все теософы, как и представители творческой и богоискательской интеллигенции, верили в победу России, в историческую миссию славян, в то, что России суждено стать связующим звеном между Западом и Востоком. В годы войны РТО развернуло широкую деятельность в помощь военным усилиям родины.
В конце сентября 1916 г. К., по приглашению А.Безант, выехала в Индию и вернулась в Россию в мае 1917 г. Из Индии она приветствовала Февральскую революцию, видя в ней открытие новых возможностей и для утверждения великой роли России в мировой истории, и для перспектив теософского движения. Однако после Октябрьской революции, по мере роста гонений на теософские и все другие мистические и религиозные сообщества, РТО было не в состоянии продолжать свою деятельность. Получив (тайно, через делегацию английских рабочих) письмо от А.Безант с предложением покинуть Россию, К. созывает совет РТО; на нём было принято решение об отъезде троих: К., Ц.Л.Гельмбольдт и В.Н.Пушкиной. 1.06.1921 г. К. и Ц.Л.Гельмбольдт нелегально пересекли границу Финляндии.
По предложению А.Безант К. приступила к работе в Женеве. Отсюда к 1924 г. она установила связь с теософскими кружками русских эмигрантов в Ревеле (Таллин), на Дальнем Востоке (Владивосток, Тяньцзин, Шанхай, Ханькоу, Гонконг), в Берлине, Париже, Лионе, Флоренции, Турине, Константинополе, Сан-Франциско, Бруклине, Батавии (Джакарта) и в различных городах Южной Америки. С согласия Адьяра, К. создаёт сначала «Русское объединение» и затем, на его основе — «Российское Теософское Общество вне России» (РТО в. Р.). На 50-м ежегодном конгрессе Теософского Общества (Адьяр, 24 - 31.12.1925 г.) РТО вне России получило статус Русской национальной секции. В то время оно имело 10 отделений, 20 центров, 175 зарегистрированных членов и свой журнал «Вестник» под редакцией сначала К. и Ц.Л.Гельмбольдт, а затем и Е.Писаревой. Со временем, К. стала координировать работу трёх главных русских теософских типографий (Брюссель, Женева, Таллин); меньшие типографии действовали в Китае, Праге и Париже.
В 1926 г. в Университете Женевы К. защитила докторскую диссертацию на тему: «Бхагавадгита, её роль в религиозном движении Индии и её единении». С тех пор, почти до конца жизни К. в качестве приват-доцента преподавала там философию индуизма. С 1928 по 1938 г., при содействии Европейской Федерации, К. вела международный Теософский Центр (Женева); помощь соотечественникам оказывалась при участии Международного бюро для беженцев Лиги Нансена. Женевские теософы выступали: «за труд, мир, права человека, заботу о животных, за развитие образования, филантропии и вегетарианства». Они свято верили в свою миссию в будущем воскрешении России: в изгнании они способствовали сохранению русской культуры среди соотечественников и мечтали об участии в восстановлении её традиций по возвращении на Родину. «Мы должны, — писала К., — подготовить себя, как рыцарей, несущих свет, как строителей будущей свободной России» («Вестник», Женева, 2.03.1938).
Во время второй мировой войны К. участвовала в движении за мир, помогала русским военнопленным и работала с перемещёнными лицами. Умерла она в Женеве 23 июня 1953 г., за два месяца до своего 86-го дня рождения.
Коллинз Мейбл (1851—1927)
Мейбл Коллинз называла себя «девяткой», будучи девятым ребёнком в семье, родившимся на девятый день девятого месяца. Получила образование в строгом соответствии с идеями её отца в области образования. В 1871 году вышла замуж, но спустя некоторое время оставила мужа. Начав свою литературную карьеру довольно рано, К. написала много повестей, рассказов и романов. Из них приведём лишь несколько: «Кузнец и учёный», 1875 г.; «Невинный грешник», 1877 г., трёхтомный психологический роман; рассказы в двух томах, 1879 г.; роман «Слишком красный рассвет», 1881 г.; сборник рассказов в трех томах, 1882 г.; роман «История Елены Моджестской», 1883 г. в трех томах. Кроме того ею было написано много статей, публиковавшихся в еженедельных журналах — «Истина», «Мир» и др.
В 1884 году вступила в Теософское Общество и стала членом Лондонской Ложи, которой в то время руководил Альфред Перси Синнетт. До своего вступления в Т.О. М.К. написала повесть «Идиллия Белого Лотоса», которая, как утверждала сама К., была записана ею или в состоянии транса, или под диктовку, но не была закончена в тот момент (окончание повести было дописано позднее самой К.). Интересно отметить, что Е.П.Блаватская, прочитав повесть в рукописи, утверждала, что почерк в рукописи — не почерк К. Некоторые современники К. считали её «ярко выраженным спиритуалистским медиумом, но вполне здоровым психически».
Незадолго до отъезда Е.П.Блаватской в Индию в 1884 году в Лондоне состоялась кратковременная первая личная встреча К. с Е.П.Б. Следует отметить особо, что в начале 1877 года увидела свет ещё одна значительная работа К. «Через врата Золотые», содержащая глубокие истины и очень ценные указания и размышления. Активная связь К. с Теософским Обществом продолжалась недолго. Она работала вместе с Е.П.Б. в журнале «Люцифер» с сентября 1887 года до поздней осени 1888 года. Начиная с конца 1888 начали возникать разногласия между К. и Е.П.Б.
Возвращаясь в сказанному выше, совершенно необходимо отметить ещё одну работу К. «Свет на Пути», которая создавалась под руководством греческого Адепта, известного под именем Иларион, начиная с октября 1884 года.
Что касается взаимоотношений К. с Е.П.Б., нам известно, что разногласия возникли из-за неустойчивого темперамента К., вероятно, из-за личных её амбиций. И когда Е.П.Б. в 1888 году создала «Внутреннюю группу по изучению Теософии» из небольшого числа преданных учеников, она отказалась принять К. в эту группу в качестве даже «стажёра». Причиной тому было то, как утверждали современники К., что К. не являлась тем, что принято называть «ученик, познающий Теософию». Она, практически, мало знала об ученичестве и не представляла в действительности целей и задач работы Е.П.Б. В результате всё кончилось тем, что К. была исключена из группы. Далее события развивались так, что К. подала в суд на Е.П.Б. за «клевету» в июле 1889 года, но когда подошло время суда, в июле 1890 года К. через адвоката Е.П.Б. уведомила её письмом о своём отказе от суда.
Как писательница К. продолжала публиковать свои романы и повести, а также и рассказы, многие из них мистического характера и были созданы в момент особого вдохновения. В них можно встретить много прекрасных мыслей, но их следует читать с большой осторожностью и распознаванием, чтобы не принять их за истину. Они по существу не содержат особых предписаний и далеки от учений подлинных эзотерических школ.
Последние 12 лет жизни К. страдала серьёзным сердечным недугом. Умерла К. 31 марта, 1927 года.
При рассмотрении ошибок и неправильных поступков со стороны К. следует учитывать тот факт, что К. была необычным типом «сенситива», наделённого по меньшей мере в какой-то степени ясновидческим сознанием и сильно выраженной двойственностью характера. Таким людям свойственно впадать в крайности, совершать серьёзные ошибки вследствие неконтролируемого или неуправляемого воображения. Такие люди часто открыты к воздействиям, исходящих от сил, которые вводят в заблуждение и являются очень коварными.
М.Д.
Использована информация, напечатанная в «Избранных трудах Е.П.Блаватской». Том VIII, 1887 год, Второе издание 1980 г. Мадрас, Индия — Лондон, Англия, с. 427 — 430.
Крыжановская Вера Ивановна (Рочестер) (1857—1924)
Русская писательница оккультных романов, долгое время жила в Западной Европе, после революции переехала в Эстонию.
Печаталась под псевдонимом Рочестер (имя «духа-покровителя», диктовавшего по-французски).
Наиболее известные её романы «Сим победиши», «Месть еврея», «Торжище брака», «Царица Хатасу», «Железный канцлер Древнего Египта», «Маги».
Кузанский Николай (Nicolaus Cusanus) (1401—1464)
Выдающийся мыслитель, учёный и религиозный деятель раннего Возрождения, его настоящее имя — Николай Кребс. Родился в 1401 г. в селении Куза в Южной Германии. Отец его был рыбаком и виноградарем. Достоверных сведений о детских годах Николая нет. Известно лишь, что подростком он бежал из родного дома и нашел прибежище у графа Теодорика фон Мандершайда, который впоследствии в течение многих лет покровительствовал К., способствуя его карьере. Предполагают, что К. учился в Голландии, затем вернулся в Германию и поступил в Гейдельбергский университет. В 1417 г. он прибыл в Падую, которая в XV веке считалась одним из крупных центров образования и культуры. Здесь он поступил в школу церковного права, однако его интересы не ограничивались юриспруденцией. В Падуе начинается его увлечение проблемами естествознания, математикой, медициной, астрономией, географией. В 1423 г. Николай получил звание доктора канонического права; в следующем году он посетил Рим, а затем вернулся на родину, в Германию.
Здесь он посвящает себя богословской деятельности. В течение года он изучает богословие в Кёльне и, получив сан священника, в 1426 г. поступает секретарём к папскому легату в Германии кардиналу Орсини. Через некоторое время он становится священником, а затем настоятелем церкви св.Флорина в Кобленце.
В 1431 г. открылся Базельский собор, задачей которого было объединение и реформирование католической церкви. С 1433 г. в его работе участвовал К.; он выступил с рядом реформаторских идей, которые, однако, поддержки не получили. Здесь он поступил на службу в папскую курию. В 1437 г. вместе с церковным посольством К. поехал в Византию для переговоров с греками по поводу объединения Западной и Восточной христианских церквей перед лицом нашествия турок. В Константинополе К. собрал ценные греческие рукописи и познакомился с известными тогда философами-неоплатониками: Плифоном (1355—1452) и Виссарионом (1389/95—1472). Поездка в Константинополь стала важной вехой в формировании его мировоззрения. По возвращению оттуда, он пришёл к одной из наиболее плодотворных идей своей философии — идее «совпадения» (единства) противоположностей, которую он хотел использовать в качестве обоснования политики объединения всех верующих ради прекращения войн и раздоров.
В 1440 г. вышла в свет первая философская книга К. — «Об учёном незнании» (De docta ignorantia). Здесь содержались основные идеи его учения: идея взаимосвязи всех природных явлений, идея совпадения противоположностей, учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосме. Вслед за тем появляется его трактат «О предположениях», а в 1442—45 гг. — ещё четыре небольших сочинения: «О сокрытом боге», «Об искании бога», «О даре Отца светов» и «О становлении». В этих работах утверждалась возможность мистического объединения человека с богом и раскрытия духовного потенциала человека в процессе познания бога.
В 1448 г. Николай получает звание кардинала. В 1450 г. вышли четыре его книги под общим названием «Простец» — два диалога «О мудрости», диалоги «Об уме» и «Об опытах с весами». Эти книги написаны в форме бесед простеца с философом и ритором, в ходе которых простой человек из народа поучает «учёных» в деле постижения высшей мудрости. В диалоге «Об опытах с весами» К. рассматривает опыт как источник познания природы; здесь он пытается ввести в естествознание количественные методы и точные измерения, утверждает значение меры и числа для исследования природных явлений.
В 1458 г. Николай вернулся в Рим, где вступил в должность генерального викария и пытался снова проводить объединительные реформы церкви. Умер он в Италии, в г.Тоди (Умбрия) в 1464 г. Последнее десятилетие своей жизни К. особенно усердно занимался философией и математикой, что нашло отражение в его трактатах: «О видении бога» (1453), «О берилле» (1458), «О не-ином» (1462), «Об охоте за мудростью» (1463), «Об игре в шар» (1463), «Компендий» (1463) и «О вершине созерцания» (1464). В этих работах выясняется вопрос об отношениях между богом и миром и о способах познания абсолюта.
Философия Николая К. являет собой совокупность идей, образующих грандиозную систему представлений о боге, о мире, о человеке, об эволюции всего существующего. Бог предстаёт как «абсолютный максимум» — то, в чём пребывает всё; он есть сущность всех вещей, непостижимая основа мироздания, в которой в «свёрнутом» виде (в виде прообразов) заключены все формы, все свойства и качества, вся проявленная Вселенная. Мир есть проявление этой абсолютной сущности, «развёртывание» из неё материальных форм путем движения, обусловленного взаимным «влечением» материи и формы; материя стремится к восприятию формы, форма — к актуализации (осуществлению себя) в материи. Бог есть также абсолютное совпадение (единство) противоположностей (качеств, тенденций, устремлений). Бог неразрывно связан с миром; он проникает собой всё — все небесные тела, все вещи, природу, людей; отсюда вытекает глубинное единство всего, что существует; отсюда же следует, что всё в мире божественно в своей сущности, всё пребывает в состоянии движения и бесконечно в своих проявлениях. Вселенная бесконечна и прекрасна; все тела в ней связаны между собой и «пребывают друг в друге». Человек божественен по своей природе; он наделён разумом, способным к познанию истины. Но божество бесконечно, и потому бесконечен процесс познания; он есть вечное движение от одной истины к другой, от знания более поверхностного к более глубокому, более близкому к божественной сущности и потому более прекрасному.
Эти идеи развивались К. в различных направлениях, применительно к философским проблемам, вопросам религиозной и общественной жизни, задачам научного исследования природы и человека.
Особо плодотворными были разработки К. в области космологии. Он высказал знаменитое положение: «Вселенная есть сфера, центр которой везде, а окружность нигде». В его учении Вселенная вечно движется; движутся также и все её части (в том числе Солнце и Земля) и в них господствуют одинаковые законы. Любой элемент равно близок и далёк от Бога, любая часть Вселенной равноценна. И Земля с этой точки зрения оказывается не хуже «благородных небесных светил». По выражению К., «Земля есть благородная звезда»; она имеет такую же природу и даже светится так же, как Солнце. Он считал также, что есть жизнь и в других мирах; что ни одна из звёздных областей не лишена обитателей.
Таким образом, в своей космологии К. намного опередил современников. Более того, признавая факт движения Солнца и бесконечность Вселенной, К. обнаружил большее приближение к действительности, чем впоследствии Коперник, который считал Солнце неподвижной звездой. Большое влияние идеи К. оказали на Джордано Бруно, который полтора века спустя соединил представления К. с гелиоцентрической системой Коперника. Неоспоримы и другие заслуги К. в истории естествознания. Он первым составил географическую карту Европы, предложил реформу юлианского календаря (эта реформа была проведена лишь 150 лет спустя); он сыграл значительную роль в истории математики, в частности, в решении вопросов о квадратуре круга, об исчислении бесконечно малых величин и числа «пи».
Несомненно, что идеи Николая К. имели огромное значение для освобождения средневекового сознания от церковных догм, для утверждения реальной картины мира, могущества человеческого разума, для формирования философских основ и методологии исследования в науке Нового Времени.
При подготовке материала использовались соответствующая статья Философского Энциклопедического Словаря (М., Советская Энциклопедия, 1989) и предисловие З.А.Тажуризиной к двухтомному собранию сочинений Н.Кузанского (М., Мысль, 1979).
Материал подготовили:
М.Н.Егорова,
Е.М.Егорова,
М.Ф.Дроздова-Черноволенко,
Н.М.Смирнов
- Ваши рецензии