warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Словарь имен. Буква Л (часть 3)

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452—1519)

Великий итальянский художник, учёный, инженер эпохи Возрождения. Л. является одним из величайших универсальных гениев, в творчестве которого удивительно целостно объединились искусство и наука, вымысел и реальность, вдохновение и анализ. В области изобразительного искусства, как художник, Л. стоит на недосягаемой высоте. Он искал особо ясного художественного языка. Процесс художественного обобщения был для Л. глубоко сознательным. Его привлекали новые задачи — глубокое раскрытие внутреннего мира человека, упрощение композиционного строя ради достижения большей монументальности, использование светотени для усиления жизненности образов. Л.-мыслитель и Л.-учёный неотделимы от Л.-художника. Искусство и наука являлись для него различными средствами познания реального мира. Научные работы его свидетельствуют не только о необычайном разнообразии его интересов, но о смелости и новизне его дерзаний, органически связанных с самыми передовыми течениями его времени. Утверждая, что знание истинных законов природы «обуздывает инженеров и исследователей, не позволяя им обещать себе и другим вещи невозможные и прослыть безумцами и обманщиками». Признавая опыт источником достоверного знания, Л. видел в математике образец научной доказательности. «Раем» математических наук он называл механику, т.к. здесь математические науки находят своё практическое приложение. Л. был гениальным учёным, обогатившим почти все отрасли знания глубокими наблюдениями и проницательными догадками Он занимался математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных. Издание научных трудов Л. началось только во 2-й половине XIX в. и закончилось в 30-х годах XX в. Поэтому нельзя говорить о широком воздействии трудов Л. на дальнейшее развитие естествознания, но именно в свете дальнейшего развития становится ясно всё величие его гения: наука последующих веков во многих случаях заново открывала то, к чему уже приближалась мысль Л. — учёного, изобретателя.

ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814—1841)

Великий русский поэт, лучшие произведения которого принадлежат сокровищнице мировой литературы. В свои 28 лет Л. оставил небольшое, но удивительно разнообразное, по сложности и глубине мотивов и идей, собрание совершенных поэтических, прозаических и драматических произведений.

Словарь имен. Буква Л 

В личности и творчестве Л. ярко проявляются две противоположные тенденции. Одна — линия богоборческая, обозначающаяся уже в детских стихах и поверхностным наблюдателям представляющаяся видоизменением модного в то время байронизма. Но байронизмом чаще трактуется как противопоставление свободной, гордой личности — обществу, скованному цепями условностей, и посредственности. У Л. же бунт против общества вторичен, не так упорен и глубок, как у Байрона, и не уводит его ни в добровольное изгнание, ни в освободительные движения. В противоположность Байрону Л. — мистик, но не мистик поздней, истощающейся культуры, когда увлечение мистицизмом определялось эпохой, модой, социально-политическим бытием, а мистик по природе, человек, с самого рождения имеющий дар постижения человеческих душ, глубинную память прошлого существования, приоткрытые внутренние органы — духовное зрение, слух. В истории литературы Л. часто называют романтиком, но романтизм его далёк от любой отстранённой созерцательности, он наполнен трагически-обострённой жаждой свободы и напряжённой работой мысли. Так, поэма «Мцыри» (1839) является ярким выражением протеста против всякого гнёта и подавления личности, а в незавершённой поэме «Демон» (1839) грандиозно воплощается мятеж личности против несправедливости «мирового порядка». В «Герое нашего времени», «Сашке», «Сказке для детей» эта бунтарская тенденция приобретает вид холодного скепсиса, скорбных, пессимистических раздумий. Над поэмой «Демон» Л. работал до конца жизни и в последних редакциях всё более определённо раскрывает бессмысленность мятежа против общества и презрения к людям, Л. усиливает мотивы духовного возрождения через любовь души, «открытой для добра».

Другая тенденция, имевшая место в творчестве Л. с первых и до последних лет его жизни, это почти детская, светлая вера. Она проявляется в картинах природы из «Мцыри» и «Демона», обретает истинную подлинность и глубину переживания в лирическом акафисте «Я, Матерь Божия...», выражается необыкновенно поэтически и музыкально в стихотворениях: «Ветка Палестины», «Русалка», «Когда волнуется желтеющая нива...», «На воздушном океане...», «В полдневный жар в долине Дагестана...», «Три пальмы», в изумительном «Споре». В этих стихотворениях особенно чувствуется присутствие второй, незримой великой реальности, которая для Л. была некой второй родиной. Очевидно, в ещё большем, предельном противопоставлении этих двух тенденций — в борьбе интеллекта и духа, в достижении наивысшей мудрости и просветлённости лежала несовершенная миссия Л. Эту миссию он мучительно в себе ощущал и пытался осмыслить, но она так и осталась одной из глубочайших загадок его трагической судьбы и нашей культуры.

ЛОПУХИН Иван Владимирович (1756—1816)

Один из крупнейших русских мыслителей, связанный с масонством. Он родился в селе Воскресенское Орловской губернии в семье генерал-поручика В.И.Лопухина, близкого ко двору. Служил в Преображенском полку, как многие знатные дворяне. В 1782 г. вышел в отставку по болезни. Работал советником, затем председателем Московской уголовной палаты. Л. был близко знаком с такими видными деятелями русского масонства, как Н.И.Новиков, С.И.Гамалея, И.Е.Шварц, А.Ф.Лабзин; в 1783 г. на имя Л. была открыта одна из типографий, где печатались масонские и розенкрейцерские книги. В 1786 г. Л. был уволен из уголовной палаты: приговоры, выносившиеся под его началом, были сочтены слишком снисходительными. Естественно, Л. попал под подозрение и в связи с делом Н.И.Новикова, однако после допроса был отпущен и освобождён от грозившей ему ссылки. Возможно, в этом сыграло определённую роль то обстоятельство, что Л. восторженно относился к монархической форме правления, к идеям единоначалия и иерархии в построении отношений между людьми, осуждая революционные идеи французских просветителей (он полагал, что республиканская форма правления подразумевает высокий уровень общественной нравственности, ещё не достигнутой человечеством).

Путь духовного рыцарства, «путь к горнему Иерусалиму» Л. основывал на безусловном почитании Священного Писания, Библии. Масонскую доблесть он понимал как «пламенное усердие к Царю и Отечеству своему, любовь к ближним, ненависть к порокам и стремление разумом и сердцем ополчаться противу враждующих Христианству и Свет Учения Его гонящих». На этих основах, на представлении о спасительном «Таинстве Креста» Л. строил и ритуалы ложи «Блистающая Звезда» (он был мастером этой ложи). Труды Л. издавались в конце XVIII — начале XIX вв. (при Павле I он стал сенатором; продолжал служебную деятельность и при Александре I, лишь в последние годы жизни ушёл в отставку) — эти книги сейчас стали библиографической редкостью, однако две его работы — «Духовный рыцарь» и «Некоторые черты о внутренней Церкви», опубликованные в Москве в 1913 г., были переизданы в 1997 г. (М., «Алетейа»). А в 1990 г. в Москве, в издательстве «Наука» вышли «Записки сенатора И.В.Лопухина» (впервые напечатаны в 1860 г. в Лондоне, в Вольной русской типографии Герцена и Огарёва).

ЛОСЕВ Алексей Фёдорович (1893—1988)

Выдающийся русский мыслитель XX века, которого точнее всего можно было бы назвать «советским философом-неоплатоником» (как бы парадоксально это ни звучало). В эпоху государственного атеизма он ценой колоссальных усилий отстаивал право рассматривать события XX века сквозь призму учения Платона и его последователей. Родился Алексей Фёдорович в Новочеркасске; мать его была дочерью священника, отец имел физико- математическое и музыкальное образование. Под влиянием гимназического учителя древних языков И.А.Микша у Л. возник интерес к античности, определивший его дальнейший жизненный путь. Античности было посвящено дипломное сочинение Л. «О мироощущении Эсхила» (в 1915 г. Л. окончил историко-филологический факультет Московского университета по двум отделениям: классической филологии и философии). В ранних работах Л. предметом мифологического осмысления становятся и музыкальные творения Римского-Корсакова, Вагнера, Скрябина.

На формирование мировоззрения Л. большое влияние оказали В.С.Соловьёв, Вяч. Иванов, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, Е.Н.Трубецкой, Н.А.Бердяев. Уже в 20-е гг. Л. стал действительным членом Гос. Академии художественных наук и профессором Гос. Института музыкальной науки, создал такие свои фундаментальные работы, как «Философия имени» (где он, в частности, развивал споры начала XX века о сути Имени Божьего), «Музыка как предмет логики», «Диалектика мифа». Однако мировоззренческая позиция учёного не могла не вызывать соответствующую реакцию, и в 1930 г. он был арестован в связи с делом Истинно Православной Церкви (получившей определение у следственных органов как монархической организации), а также из-за собственной книги «Диалектика мифа». Л. отбывал заключение на стройке Беломорканала. В 1932 г. по болезни он был расконвоирован, а в 1933 г., по ходатайству влиятельных М.И.Ульяновой и Е.В.Пешковой, освобождён. С Л. была снята даже судимость, однако в последующие два десятилетия труды его практически не публиковались.

Часть наследия его погибла, когда в августе 1941 г. фашистская бомба уничтожила его дом в Москве на Арбатской площади. В 1943 г. Л. получил учёную степень доктора филологических наук, а в 50-е гг. вновь получил возможность печататься. В 1957 г. он завершил свою важную работу «Античная мифология в её историческом развитии», а с начала 60-х гг. вплоть до самой смерти трудился над восьмитомником «История античной эстетики». Прямой разговор об античном богомыслии в эти десятилетия не поощрялся, однако Л. сумел насытить исследование по эстетике уникальными переводами античных авторов и тем самым сделал его важным пособием для изучающих античную культуру. В последние десять лет труды Л. переиздавались неоднократно и потому относительно доступны.

ЛОССКИЙ Владимир Николаевич (1903—1958)

Религиозный философ, один из крупнейших русских богословов XX в. С 1922 г., как и многие деятели российской культуры, жил в эмиграции — сначала в Праге, занимаясь в семинаре у выдающегося русского историка восточно-христианского искусства Н.П.Кондакова, затем в Париже. Л. сыграл важную роль в распространении православия во Франции; здесь, в годы войны, он участвовал во французском сопротивлении. Подобно византийским аристократам, которые, проникшись мудростью исихазма, «умного делания», не уходили в монашество от дел «мира сего», Л. не прерывал своих богословских занятий даже во время войны. Впоследствии он преподавал богословие и историю Церкви во Французском Православном институте им. св.Дионисия, а также на пастырских курсах при Западноевропейском Патриаршем Экзархате. В книгах Л. — «Очерк мистического богословия Восточной Церкви», «Догматическое богословие», «Апофатическое богословие и познание Бога в учении Мейстера Экхарта», «Боговидение», «Смысл икон» (написана совместно с Л.А.Успенским) — автор размышляет о сущности православия и причинах разделения Христианской Церкви на Восточную и Западную. Работы Л., в 1990-е гг. неоднократно издававшиеся в России, представляют интерес не только для изучающих богословие; прекрасно зная православную традицию, Л. разъясняет смысл понятий, которые сейчас зачастую трактуются поверхностно. Например, ставший расхожим термин «энергия» некоторые считают чуждым христианству; Л. же напоминает, что в святоотеческом богословии «природное излияние энергий, извечно излучающихся от Божественной сущности» — это благодать, одно из краеугольных понятий христианства.

ЛУЛЛИЙ Раймунд (1235—1316)

Каталонский философ-эзотерик, богослов, заложивший основы литературного языка Каталонии. Родился на острове Майорка в богатой семье, близкой ко двору арагонского короля Иакова I. Учился в Сантьяго-де-Компостела, в Монпелье, в Парижском университете. В Париже Л. получил степень доктора философии. В 1263 г. Л. неоднократно имел видение распятого Христа и благодаря этому стал религиозным подвижником и миссионером, хотя формальная его принадлежность к монашеским орденам и священству оспаривается некоторыми исследователями. Он проповедовал на Кипре, в Армении, Палестине, Тунисе. В Северной Африке Л. пытался распространять христианство среди мавров, мечтая вернуть эти земли в лоно христианской цивилизации. Но в целом вряд ли можно сказать, что Л. жёстко противопоставлял ислам и христианство: его «Книга о Любящем и Возлюбленном» (русский перевод, выполненный В.Е.Багно, опубликован в кн.: Полярность в культуре. Альманах «Канун», под ред. Д.С.Лихачёва. Вып. 2, СПб., 1996. С.256—326) более всего напоминает суфийское произведение. В «Книге», на каждый день года, 366 развёрнутых метафор на тему духовного восхождения к Богу как Возлюбленному (например: «Многих любящих привела к единому Возлюбленному любовь»).

Известно, что как мыслитель эзотерического толка Л. формировался во многом под влиянием Роджера Бэкона, был знаком и с Арнольдом да Вилланова. Оба эти имени фигурируют в истории алхимии, и Л. часто тоже называют алхимиком, причём предание гласит, что ему удалось «физически», а не только «философски» получить алхимическое золото. Впрочем, значительная часть алхимических работ, приписываемых Л., по мнению исследователей создана другими авторами. Идеи духовной алхимии, безусловно, присутствуют в главном творении Л. «Ars Magna» — «Великое Искусство». Эта книга в сокращённом русском переводе неоднократно переписывалась старообрядцами и воспринималась ими как боговдохновенное творение (об этом можно прочесть в материалах ежегодной московской конференции «Россия и Гнозис», о которой хорошо знают наши постоянные читатели). В целом наследие Л. ещё ждёт серьёзного изучения — равно как легенды о нём, подчас напоминающие легенды о даосских алхимиках Китая. Например, считается, что Л. погиб во время кораблекрушения, но существует легенда о «квази-бессмертии» Л.; согласно ей, он прожил несколько столетий.

ЛУКРЕЦИЙ Кар (I в. до н.э.)

Выдающийся древнеримский философ, изложивший в поэме «О природе вещей» (единственное сохранившееся его произведение) основы атомистического материализма. Это направление античной мысли связывают с традициями натурфилософии Древней Греции, с философами Фалесом, Анаксимандром, Гераклитом, Демокритом, Эпикуром. Атомистическое миросозерцание античности безусловно можно считать материалистическим, хотя оно представляется значительно более глубоким и цельным, нежели новоевропейский атеизм, ставший основой рационалистической науки. Сущностным началом природы Л. называет первичную материю, которая «является в виде первичных телец» — атомов, пребывающих в непрестанном движении. Атомы неделимы и вечны, а потому вечна и материя; «и ничто в ней не гибнет». Такого рода атомизм для человека конца XX столетия может, наверное, ассоциироваться с некоторыми аспектами философии К.Э.Циолковского. Согласно поэме Л., человек обретает себя в единстве с вечным круговоротом превращений сущего, вечным возвращением всех вещей в лоно первичной материи. И вряд ли правомерно считать такое мировоззрение механистическим (во всяком случае, в современном смысле слова). В связи с этим достаточно упомянуть, что Демокрит, предтеча Л., также учивший о превращениях сущего, считался одним из основоположников европейской алхимии, науки скорее духовно-мистической, нежели рационалистической. Да и поэма Л. начинается вдохновенным обращением к «всеблагой Венере»: «Единая ты управляешь природой вещей». Образ Венеры как Матери всех созданий сближается в контексте поэмы с представлениями о вечной материи. Поэма в XX веке неоднократно издавалась на русском языке и доступна читателю.

 

Над материалами работали: Н.М.Смирнов, С.К.Борисов, Е.С.Лазарев.

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: