warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Словарь имен. Буква М (часть 1)

Майер Михаил (1568—1622)

Выдаюшийся алхимик, последователь Парацельса, доктор медицины и философии. Две эти области человеческих знаний, по мнению М., объединены эзотерическими науками, которым он посвятил свою жизнь. Отрицая свою формальную принадлежность к Братству Розы и Креста, М. по праву считается одним из наиболее глубоких выразителей идей розенкрейцерской философии. Из отрывочных биографических сведений, известно, что М. был приглашён Рудольфом II в Прагу в 1608 г. Атмосфера пражского двора была тогда проникнута идеями духовной алхимии и каббалистики. М.. будучи лютеранином, стал личным врачом правителя-католика, отличавшегося большой веротерпимостью. После смерти своего высокого покровителя в 1612 г. М. переехал в Англию, где присоединился к Роберту Фладду, знаменитому английскому алхимику.

Книги М. в целом идейно близки произведениям Джона Ди и Джордано Бруно. М. знаменит своей алхимической интерпретацией мифологии. Его первая работа «Тайна Тайн» (1614) имеет огромное значение как для истории алхимии, так и эзотеризма. Позднее она была адаптирована и издана Домом Пернити (171 в— 1796), основателем ложи иллюминатов в Авиньоне, под названием «Объяснённые египетские и греческие небылицы». В этой работе мифологические сюжеты М. объяснил при помощи символов алхимии. Такое прочтение обнаруживало «первоматерию», над которой алхимики должны были работать. По словам Юнга, мифология была переведена на человеческий уровень. Другой фундаментальный труд М. — «Златое Алтарное Приношение лвунадесяти (двенадцати) языков» (1617) утверждает святость «Девы-Алхимии» устами двенадцати мудрейших алхимиков разных народов и эпох. Некоторые работы М. посвящены розенкрейцерству. Например, «Безмолвие после воззваний» (1617) защищает розенкрейцеров от нападок после опубликования их знаменитых манифестов «Откровение Братства» и «Исповедание Братства». А в книге «Златая Фемида» (1618) описывается само розенкрейцерское Братство.

Широко известна работа М. «Аталанта бегущая» (1618), в которой он описывает искусство алхимии. Книга была иллюстрирована 50 гравюрами, а также содержала стихотворения и комментарии. М. полагал, что алхимия лежит на границе между поэзией и философией. Ссылаясь на древний миф, он напоминает: Гиппо мен победил Аталангу в беге, бросив перед ней золотые яблоки, ради которых она остановилась, чтобы поднять их. Эта алхимическая аллегория, доказывает автор, обозначает реальные алхимические процессы — «свёртывание ртутной воды... Дева есть чистое химическое вещество; она — философская ртуть, сдерживаемая и закрепляемая серой золота». Следует упомянуть также книги М. «Истинное открытие» (1619), где выражается искреннее желание вернуться к традициям раннехристианской церкви, и «Философическая Седмерица» (1620), содержащая мистические беседы царя Соломона с царицей Савской и Хирамом, царём Тирским.

Как и большинство алхимиков прошлого, М. понимал, что экспериментатор является частью эксперимента. Он хорошо осознавал, что, работая с веществом, человек творит одновременно часть себя самого, своё ми- робытие. При всей ценности алхимического поиска как такового, открывающего необыкновенные возможности превращений физической материи, М. стремился к более сложным открытиям алхимии духа и именно это. считал главной целью истинного алхимика.

Мария Еврейка (1 в.)

Под таким именем вошла в историю выдающаяся женщина-алхимик, почти не известная ныне широкому читателю. Между тем, в начале XVII в. философ и алхимик Михаил Майер включил рассказ о ней в свою книгу «Златое Алтарное Приношение лвунадесяти языков» (на лат. яз., Франкфурт, 1617). М. представляет в этом груде эзотерическое учение всей ветхозаветной традиции. Предание называет М. сестрой Моисея, однако и Майер, и другие исследователи признают, что в сообщениях о ней много противоречий и скорее всего она жила в иную эпоху. По самым ранним, дошедшим до нас фрагментам из произведений М. (фрагменты входят в написанные по-гречески алхимические трактаты александрийских авторов первых веков н. э.), можно датировать время жизни М. I в.

 

Словарь имен. Буква М

Мария и сосуд брахманов

 

Несмотря на то, что биографические сведения о М. практически отсутствуют, мы имеем возможность понять, сколь высоко ценился её вклад в эзотерическую духовную культуру. Древнегреческие александрийские трактаты связывают с именем М. один из важнейших алхимических приборов — керотакиду. В ту эпоху сами алхимические аппараты и их изображения осмысливались символически, точнее подбирались таким образом, что названия этих устройств и их частей были созвучны высочайшим духовным образам. Такова и керотакида. Её главная часть — это металлическая пластинка, на которой плавили смеси различных веществ. Над пластинкой располагалась перевёрнутая чаша. Слово «керотаки- да» можно истолковать и как «плавящая воск» (по этому принципу была устроена палитра античных художников для приготовления восковых, энкаустических красок), и как «умягчающая сердце». К тому же, пластинка подогревалась огнём, являя собой образ огненного испытания. Перевёрнутая чаша (предназначенная для конденсации пара) называлась «фиалэ», что может быть истолковано и как чаша посвящения.

Помимо тайных знаний греко-римского Египта, в творениях М. нашла косвенное отражение духовная традиция Древней Индии. Об этом свидетельствуют, опубликованные Майером, некоторые фрагменты, сохранившиеся благодаря более поздним латинским авторам. Майер приводит загадочные слова М. «о двух камедях, белой и красной, и об их брачном союзе»; «о двух дымах, о траве белой и блестящей, растущей на горках». Однако наиболее интересным представляется такое утверждение М.: «Всё таинство заключается в знании Сосуда Гермеса, ибо он (Сосуд) божественен и, по мудрости Божией, сокрыт от народов. И те, кто им пренебрегают, не ведают о кормиле Истины...». Майер поясняет, что речь идёт о «Сосуде брахманов, индийских философов». М. пишет о том, что Сосуд «есть мера твоего огня», что этот огонь, чьё пламя свинцового цвета, умеряет противоположный себе элемент... С этим образом ассоциируется символика Фиолетового Пламени в некоторых духовных учениях XX в. и, естественно, образ пламенеющей Чаши Грааля.

В средневековых преданиях о Граале среди его хранительниц упоминается Мария Магдалина — ученица Христа. Она жила приблизительно в одно время с Марией Еврейкой в алхимических источниках, и сближение этих образов представляется достаточно убедительным. Для более обоснованных выводов необходимо проанализировать все упоминания о М. в латинских средневековых источниках, ещё не переведённых на русский. Греческие фрагменты работ М. опубликованы в переводе в журнале «Наука и религия» (1993, №3—4).

 

Е.С.Лазарев

Максвелл Джеймс Клерк (1831—1879)

Великий английский физик, создатель теории электромагнитного поля, один из основателей статистической механики. Родился в г.Эдинбурге, в семье знатного и состоятельного шотландского дворянина, юриста по профессии. Природная любознательность и склонность к уединённым размышлениям находили полное понимание у родных. В 14 лет М. написал свою первую научную работу «О черчении овалов и кривых со многими фокусами», которая была опубликована в трудах Эдинбургского королевского общества. Элементарной геометрией М. занимался всю жизнь, считая её основой математического мышления. В 15 лет он поступает в Эдинбургский университет и с увлечением продолжает свои занятия математикой и физикой. В его образовании особая роль принадлежит Д.Форбсу, занимавшемуся теоретической астрономией, и В.Гамильтону, автору теории кватернионов. Считается, что идея использования в физике статистических закономерностей могла появиться у М., когда он изучал проблему колец Сатурна и пришёл к выводу, что они не могут быть сплошными, а состоят из большого числа отдельных каменных частиц. Кватернионы М. использовал для записи уравнений электромагнитного поля, что привело У.Гиббса, старавшегося упростить запись уравнений, к изобретению векторного исчисления.

В 1850 г. М. переезжает в Кембридж и поступает в Тринити-колледж, где почти 200 лет до пего учился и работал И.Ньютон. Общение с кембриджскими учёными, в первую очередь с Д.Стоксом, активно разрабатывавшим механическую теорию светового эфира, сыграло важную роль в формировании научного мировоззрения молодого М., а кропотливое изучение работ М.Фарадея указало путь его собственным дальнейшим исследованиям, к которым он приступил сразу после окончания Кембриджа в 1854 г., оставшись в Тринити-колледже в звании бакалавра.

В 1855— 1856 гг. появляется большая работа «О фарадеевых силовых линиях», где для объяснения электрических и магнитных сил используется гидродинамика воображаемой несжимаемой жидкости. Как и большинство английских учёных, М. не удовлетворяла господствующая в то время теория дальнодействия. Фарадей, внёсший значительный вклад в изучение электромагнитных явлений, в своих работах утверждал, что он как бы видит силовые линии, протягивающиеся через пространство. Это и попытался математически оформить М.

В 1856 т., в связи со смертью отца, М. уезжает в Шотландию, где занимает должность профессора физики Абердинского университета, и на время оставляет занятия теорией электричества, заинтересовавшись кинетической теорией газов. В 1859 г. появляется его знаменитая работа «Пояснение к динамической теории газов», в которой М. вводит вероятностное распределение частиц газа по скоростям, названное впоследствии его именем.

В I860 г. М. переезжает в Англию, становится профессором Королевского колледжа Лондонского университета и возвращается к исследованиям электромагнетизма. В 1861 —1862 гг. выходит работа «О физических линиях», в которой М. вводит в рассмотрение электромагнитный эфир — среду, которая пронизывает тела и заполняет пространство, обладает способностью быть приводимой в движение, а также передавать это движение от одной своей части к другой и сообщать его плотной материи. Привлекая вращательное движение для объяснения магнитных сил. М. был вынужден ввести упругость, то есть сжимаемость эфирной жидкости, что привело к конечной скорости распространения электромагнитных сил, совпавшей по величине со скоростью света. Отсюда М. делает вывод о тождественности электромагнитного и светового эфира и приходит к синтезу электромагнетизма и оптики. Построенная механическая модель вызвала ожесточённые споры, в которых активное участие принял В.Томпсон, и в последующих работах М. рассматривал созданную им конструкцию эфира не более, чем аналогию, позволившую записать уравнения для электромагнитных явлений.

Работа 1864—1865 гг. «Динамическая теория электромагнитного поля» посвящена математическому исследованию полученных уравнений, где особое место снимает электромагнитная теория света. В этой работе М. отказывается от эфира и развивает заменяющие его представления об электромагнитном поле, пользуясь понятием энергии, её локализации в пространстве и распространении через пространство. Вот что пишет сам М.: «По нашей теории, энергия находится в электромагнитном поле, в пространстве, окружающем наэлектризованные и намагниченные тела, а также и в этих самих телах, и проявляется в двух различных формах, которые могут быть описаны без гипотез как магнитная и электрическая поляризация».

Пошатнувшееся здоровье заставляет М. покинуть Лондон, и в 1865 г. он уезжает в своё поместье под Эдинбургом. С 1866 г. по 1871 г. М. занимается механической теорией тепла, выводит уравнения переноса импульса и энергии в газах, получает выражение коэффициентов диффузии и вязкости через длину свободного пробега частиц, а также принимает активное участие в общеевропейском обсуждении второго начала термодинамики. М. решительно возражает против попыток Больцмана и целого ряда других учёных вывести энтропию из уравнений механики, доказывая, что статистические соображения и использование теории вероятностей есть самостоятельный, не зависящий от механики, необходимый элемент теории тепловых явлений. В связи с осмыслением второго начала термодинамики М. вводит в научный обиход до сих пор популярного среди учёных воображаемого «демона», который на уровне молекул способен сортировать частицы по их скоростям и таким образом передавать энергию от холодного тела к горячему. Вывод, к которому приходят М. и горячо поддержавший его В.Томпсон, заключается в том, что второе начало термодинамики обусловлено отсутствием категории разума в динамике материи на её микроскопическом уровне. Свои взгляды на тепловые явления М. изложил в знаменитом учебнике «Теория тепла» (1871), а итог своим работам по статистической механике подвёл в обзоре «Термодинамика Тэта» (1878), где вновь подчёркивает несводимость второго начала к чистой динамике, рассматривая различие между двумя видами энергии, передаваемой от одного тела к другому — тепла и работы.

В Шотландии М. продолжает размышления над теорией электромагнитного поля, а также работает с архивами Г.Кавендиша, который пришёл к.законам электростатики на несколько десятилетий раньше Кулона; в 1873 г. он возвращается в Кембридж, чтобы возглавить экспериментальную лабораторию, которая была построена под его наблюдением и названа Кавендишской лабораторией. Преемниками М. на посту директора лаборатории стали Дж.Рэлей, Дж.Дж.Томсон и Э.Резерфорд, в её стенах были проведены важнейшие для фундаментальной науки исследования, которые привели к открытию электрона и атомного ядра. В том же 1873 г. был опубликован «Трактат по электричеству и магнетизму», где М. подытожил все свои достижения в теории электромагнетизма, свёл их в единую систему и сделал ряд существенных добавлений, выделив и развив главные моменты теории.

 

Словарь имен. Буква М

Д.Максвелл

 

М. был искуссным экспериментатором, и его природная любознательность не ограничивалась рамками физики. Ему принадлежат опыты в области психологии восприятия цвета. Именно он экспериментально доказал, что любой цвет может быть получен смешением трёх основных цветов, и это стало основанием современной колориметрии. Ему принадлежит изобретение «вертушки Максвелла» — диска с нанесёнными на него чередующимися чёрными и белыми полосами, при вращении которого возникает ощущение всех цветов, от красного до фиолетового, в зависимости от скорости вращения.

 

С.К.Борисов

Марк Аврелий Антоний (122—180)

Римский император. Предки его со стороны отца происходили из муниципальной знати Испании, род матери принадлежал к одному из знатнейших в Риме. Фигура М. являет собой небывалый в истории пример философа-стоика на престоле. По словам биографа, он уже с ранних лет был окружён учителями; систематически и полностью прошёл все ступени тогдашнего образования — грамматику, математику, ораторское искусство, юриспруденцию и философию. О своих учителях и их влиянии сам император рассказывает в дневнике («К самому себе»), написанном во время маркоманской войны. Любимыми учителями будущего государя были Герод Аттик по греческой риторике и Корнелий Фронтон по латинской, но наибольшее влияние на ум и характер юноши оказали философы-стоики — Юний Рустик, познакомивший М. с учением Эпиктета, и Аполлоний Калхедонский. Диогнег дал первый толчок к занятию философией. Уже с 12 лет личные симпатии влекли М. к стоицизму, каким он выработался на римской почве: учение о практической морали, физического и духовного аскетизма. В своём рвении неофита М. стремился немедленно осуществить теоретические рассуждения об образе жизни истинного философа. Пренебрегая здоровьем и не считаясь со своим положением наследника престола, он одевался в скромную одежду философа, спал прямо на полу, закалял себя в постоянном прилежании и исполнении своих обязанностей с таким рвением, что ещё больше расшатал своё и без того слабое здоровье. Только вмешательство матери заставило его несколько смягчить суровость режима и согласиться на некоторые уступки. До конца своей жизни М. последовательно проводил в жизнь требования стоической философии во всех личных и общественных отношениях. Терпеливая снисходительность к недостаткам других заставляла его смотреть сквозь пальцы на разнузданное поведение его соправителя Л.Вера. До конца жизни М. с неизменным уважением и преданностью относился к своей жене, Фаустине, имевшей далеко не завидную репутацию. Личное горе не должно было отвлекать стоика от исполнения долга; даже потеря сына только на 5 дней оторвала государя от его обязанностей.

М. был на троне с 161 по 180 гг. (делил власть с Л.Вером до 169 г.), это время в римской истории отмечено особенными финансовыми и административными затруднениями, губительными эпидемиями, унёсшими тысячи жизней, длительными войнами, разорявшими государство. Кроме неотложных дел император много внимания уделял судопроизводству, упрочению справедливости и права. Издано было множество рескриптов императора, касающихся отпуска на волю, положения рабов, улучшения судопроизводства, опёки и т.п. Финансовое положение государства особенно нуждалось в улучшении и реформах, население было разорено эпидемиями, голодом, нападениями варваров. Поэтому все усилия императора были направлены к тому, чтобы помочь населению и найти средства для насущнейшей потребности государства — обороны северной границы. Во время голода италийские общины были снабжены бесплатным хлебом из столицы, остаточные долги частью прошены, частью отсрочены; во всём, что касается придворной жизни, была введена крайняя бережливость; сокращены гладиаторские бои, уменьшена плата актёрам. В особенно критический момент во время маркоманской войны были проданы с аукциона императорские драгоценности.

К своим учителям М. относился с неизменной любовью; большинство из них были щедро награждены и занимали выдающиеся государственные должности. Герод Аттик, Фронтон, Юний Рустик, Прокл занимали должности консулов и проконсулов. Таким образом, в правление М. впервые осуществился идеал Платона — правление философов. Правда, это правление не принесло облегчения участи гонимой христианской религии и только на время смягчило остроту кризиса Римской империи.

Маркион (II в.)

Один из знаменитых гностиков, в богословской литературе известен как христианский еретик II в. Родился в Синопе, в детстве воспитан был как христианин (отец его был впоследствии епископом) и вёл жизнь до того воздержанную и нравственную, что его сделали пресвитором в родном городе. Позже, за противоречащий церковному учению образ мыслей, М. был отлучён от церкви. В 150 г. открыто проповедовал свою доктрину и собрал вокруг себя общину последователей. Много путешествовал по Египту и Малой Азии и умер в Риме между 177 и 190 гг. Об учении и времени его происхождения существуют различные мнения, но несомненно, что оно принадлежит к гностическому направлению в христианстве. Сам М. говорил, что он ничего не заимствовал ни от греческой философии, ни из Египта или Персии, и не признавал другого источника для религиозного учения, кроме Святого Писания. Он отвергал весь Ветхий Завет и Новый признавал не весь, а лишь Евангелие от Луки и десять посланий Павла. По некоторым трактовкам, в основе доктрины М. лежит восточный дуализм, учение о двух началах бытия. Эти начала — благой Бог и материя, находящаяся под владычеством диавола или лукавого. Между богом и диаволом М. допускает существование демиурга, не равного им в силе и знании, но являющего собой абсолютную справедливость. У М. нет прямых указаний на происхождение демиурга, но по-видимому, он является эманацией верховного Бога. Бытие нематериальное и невидимое создал верховный Бог; мир видимый — творение демиурга, который создал его и его обитателей из сущности вещественного хаоса, без ведома верховного Бога. Душа человека — также творение демиурга и первоначально отличалась свойствами своего творца. Материя постоянно стремится возвратить в своё обладание ту часть человека, которая прежде находилась в её составе; демиург борется против неё. По М., Верховная Божественная воля однажды вмешалась в ход земной жизни, созидаемой и управляемой демиургом. Христос, как Сын Верховною Бога, был послан для того, чтобы спасти большинство язычников и иудеев, впавших в грех и приговоренных демиургом к суровому наказанию, которое должно было неминуемо произойти после прихода его Мессии. Чтобы быть принятым иудеями, Иисус назвался давно ожидавшимся ими Мессией, но не был признан демиургом, который, завидуя славе неведомого Спасителя, возбудил вражду ко Христу среди иудеев, а владыка материи диавол побудил и язычников присоединиться к иудеями, так был распят Христос. М. учил, что тело Христа не было вещественно, так как вещество есть зло — но вместе с тем оно и не было одним призраком: оно было действительным телом, хотя и невидимым, и облечено было во внешнюю призрачную форму, потому было чуждо страданиям физическим. Сын Верховного Бога спас не только живых, но и умерших: для этого Он сходил в ад, где были избавлены от мучений язычники и ветхозаветные грешники.

Мораль М. характеризуется аскетической непреклонностью. Он запрещал брак и требовал обета безусловного целомудрия при крещении, отречения от всех удовольствий, воздержания в пище до наименьшей её меры, причём безусловно запрещалось мясо и вино. М. особенно настаивал на непоколебимости в вере во время гонений; называл своих последователей «сотоварищи по ненависти и скорби». После смерти М. его община разделилась на две группы последователей. Во главе первой встал Апеллес, проповедовавший в Египте. Характерно одно его изречение: «Каждый должен неуклонно пребывать в своём учении, каково бы оно ни было; только бы веровал в распятого Иисуса и делал добро — спасён будет». Вторую группу возглавил Тациан, уроженец Ассирии, сначала философ-платоник, после — христианин, ученик Иустина мученика, по смерти учителя усвоивший учение М. Около 400 г. маркионство было распространено в Малой Азии, Сирии, Армении, а на Западе в Риме. Церковь считала маркионство одной из наиболее опасных ересей.

 

Над материалами работали:

Н.М.Смирнов, С.К.Борисов, Е.С.Лазарев, Е.В.Фалёв

 

Вторая часть: Словарь имен. Буква М (часть 2) >>

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: