Словарь имен. Буква З
Зенон Китийский (336-264 гг. до н.э.)
Великий древнегреческий философ, основатель стоической школы, сын Мназея, родился в греко-финикийском городе Китие, занимался сначала морской торговлей. Около 320 г. до н.э. переселился в Афины, где стал учеником Кратеса, но, недовольный его «киническим бесстыдством», перешел к Стильпону и к диалектику Диодору. Ставши сам учителем, 3. собрал вокруг себя многочисленных учеников, которые сначала назывались по его имени зенонеями, а потом по месту преподавания — стоиками. Превосходные качества его характера заслужили ему особенное уважение афинян и царя Антигона Гоната; награжденный при жизни золотым венцом и статуей, 3. по смерти удостоился погребения в Керамике, где государство хоронило павших на войне афинских граждан. Жил он крайне просто, без семьи и рабов. 3. прожил в Афинах около 60-ти лет и достиг глубокой старости. Год его смерти в точности не известен.
Труды 3. по этике, диалектике, физике, перечень которых остался только у Диогена Лаэртского, по свидетельству современников отличались краткостью и отсутствием красноречия; от них лишь сохранились немногие отрывки.
3. первым ввел разделение философского учения на три части: физику, этику и логику. При этом сам он, в отличие от некоторых своих последователей, логику ставил на первое место, физику на второе, этику на третье. Такая последовательность объясняется тем, что ранние греческие стоики, разрабатывая свое учение, пытались ответить на вопрос о смысле и цели жизни, создать целостную философскую систему, каждый составной элемент которой должен быть глубоко продуман и логически обоснован.
3. по словам Диогена Лаэртского, в своем трактате «О человеческой природе» впервые говорит о том, что человек должен жить согласно с природой, что означает — жить согласно с добродетелью. «И наоборот, жить добродетельно — это значит то же, что жить по опыту всего происходящего в природе, потому что наша природа есть лишь часть целого. Стало быть, конечная цель определяется как жизнь, соответствующая природе (как нашей природе, так и природе целого), — жизнь, в которой мы воздерживаемся от всего, что запрещено общим законом, а закон этот — верный разум, всепроникающий и тождественный с Зевсом, направителем и распорядителем всего сущего. Это и есть добродетель и ровно текущая жизнь счастливого человека, в которой все совершается согласно с божеством каждого и служит воле всеобщего распорядителя» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов).
В философии стоиков разработана особая система категорий, и самая известная из них — категория Логоса, заимствованная ими из философии Гераклита. У него же стоики переняли учение о происхождении мира из огня и периодически повторяющемся возвращении мира в огонь. Мир, согласно учению стоиков, есть единое тело — живое и расчлененное, насквозь пронизанное одушевляющим его телесным дыханием («пневмой»). Вместе с тем мир отождествляется стоиками с Богом, и поэтому все, что в нем или с ним происходит, происходит логично, то есть в соответствии с необходимостью и целесообразностью. В отличие от эпикурейского космоса мир стоиков лишен пустоты, и в нем нет, и не может быть свободы, в особенности той свободы, как ее понимают в обыденном общечеловеческом смысле. По мнению стоиков это всего лишь «заблуждение сердца и ума»: «согласного судьба ведет, несогласного тащит».
Судьба у стоиков тождественна Логосу. «Судьба есть Логос космоса». «Судьба есть Логос, провиденциально упорядычивающий все в мире» (Лосев А.Ф. История античной эстетики). Поэтому стоика судьба ведет, а не тащит. Стоик понимает и любит судьбу, какая бы ни выпала на его долю. Amor fati (любовь к судьбе, любовь к року) — одно из самых знаменитых (особенно благодаря Ф.Ницше) понятий позднего римского стоицизма. Таким образом, Логос это не только Слово, но и Закон, Судьба, Необходимость и Справедливость. Потому Логос правит миром и разумным поведением человека. Мудрец поэтому живет добродетельной жизнью, то есть в соответствии с законами природы, и это дает ему безмятежное существование («атараксию»), которое и есть высшая цель жизни.
Нельзя забывать, что стоический мудрец должен жить в согласии с собственной философией, которая, по его мнению, есть тот же Логос, но выраженный общедоступным человеческим языком. Именно по этой причине в постановлении афинян о З. особо отмечалось, что он «и в собственной жизни являл для всех пример согласия с учением, которое проповедовал».
После смерти З. его школой — в строго ортодоксальном духе учителя — руководил Клеанф (364 — 232 гг. до н.э.), а затем Аристон Лысый из Хиоса. Позднее римский стоицизм дал мировой философии таких выдающихся мыслителей, как Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.
Зенон Элейский (ок. 490—430 г. до н.э.)
Древнегреческий философ элеатской школы, ученик Парменида. Эта философская школа сложилась в VI в. до н.э. в южно-италийском городе Элее. Элеаты полагали, что материальное бытие по сути своей едино, неподвижно и вечно, а движение множественности — лишь обман человеческих чувств. Следствием таких теоретических установок были парадоксальные высказывания — апории (буквально — «недоумение, затруднительное положение») З., из которых доныне широко известно утверждение, что Ахилл якобы не догонит черепаху, если она начнет движение раньше него. Если это утверждение свидетельствует о математических расчетах, то такое изречение З., как «летящая стрела покоится», говорит о высоком уровне логического мышления и ассоциируется для людей конца XX в. с теорией относительности: в собственной системе отсчета летящая стрела действительно пребывает в покое. При всей отвлеченности своей философии З. Элейский не был чужд реальной жизни: погиб, участвуя в восстании против местного тирана.
Зеньковский Василий Васильевич, протоиерей (1881-1962)
Русский религиозный философ, профессор Киевского университета (с 1915 г.). В 1919 г. эмигрировал. С 1926 г. стал профессором богословского института в Париже и председателем Русского студенческого христианского движения. Принял священнический сан. За рубежом (в частности, в издательстве YMCA — PRESS) неоднократно выходили его книги о путях русской философии, о взаимодействии и противостоянии западно-европейской и русской духовных традиций.
Зороастр (середина I тыс. до н.э.)
Согласно «Теософскому словарю» Е.П.Блаватской З. — родовое имя великих реформаторов и законодателей древнего Ирана. Эта иерархия началась с божественного З. и закончилась великим, но смертным человеком, носившим это имя. Как сказано во II томе «Тайной Доктрины», последний 3. был основателем храма Огня Азарекша за много веков до нашей эры.
Современные религиоведы считают З. пророком древнего Ирана, основателем маздеизма, или зороастризма, священная книга которого Зенд-Авеста считается откровением верховного божества Ормазда З. Главным источником традиционной биографии З. является 13-я книга Авесты — Опенднаск. Согласно ей отец З. происходил из царского, почти божественного рода Спитама. Во время беременности мать З. видит вещие сны, предрекающие необычайную судьбу ее сыну. Новорожденный З. не плачет, как все дети, а смеется. С первых дней жизни, преследуемый магами, З. чудесным образом спасается от пылающего костра, из-под копыт табуна диких коней, от стаи голодных волков и пр. Уже в возрасте 7-ми лет З. проявляет выдающиеся способности, а в 15 лет его мудрость и благочестие несравненны. По достижении пророческого возраста, т.е. 30-ти лет, З. покинул родину. Переправившись чудесным образом через реку Дайтию (река Закона), он встречает 7 амшаспандов, во главе с Вухо-Мано, который похищает его и возносит в обитель Ормазда. Осознав здесь блаженство вечной жизни и достигнув высшего познания, изложенного в Авесте, З., по повелению Ормазда, возвращается на землю, чтобы приступить к обращению в новую веру царя Виштапсы и иранского народа. В течение следующих 10-ти лет откровение завершается общением З. с небесным миром. К этому периоду относится искушение З. Ариманом, описываемое в 19-й книге Вендидада и представляющее разительное сходство с искушением Будды Марою и Иисуса сатаною. Явившись в Балх, ко дворцу царя, З. наперекор козням чародеев обращает в новую веру царя Виштапсу, с царицей и наследником, благодаря чудесному исцелению любимого царского коня. Примеру Виштапсы следует весь народ, и скоро новая вера распространяется далеко за пределы государства. 77-ми лет, во время одной из многочисленных войн за веру, З. умирает в Балхе, в храме огня. У него было три жены: от первых двух он имел 4-х дочерей и 3-х сыновей; от третьей в свое время должны будут родиться три сына, из которых первые двое подготовят почву для пришествия третьего Саошьянта (Спасителя), долженствующего, по окончании 9000-летней борьбы Ормазда с Ариманом, прийти и окончательно установить всемирное царство добра, царство Ормазда. В последние годы в России усилился интерес и к зороастризму и к образу самого З. Отчасти это связано с появлением российских неозороастрийцев (школа Павла Глобы) и их деятельностью, а также с начавшимися в эти годы осмыслением праистоков русской культуры и осознанием ее корневой близости к авестийской традиции (так же как и индоевропейской). Сыграло свою роль и открытие на Южном Урале Аркаима — самого известного из «протогородов» синташтинской археологической культуры первой половины II тыс. до н.э. Выяснилось, что и с позиции строгой науки правомерно ставить вопрос о близости этой культуры к зороастризму (или, скорее, к «предзороастризму»). На Урале некоторые краеведы уже прямо называют З. своим великим земляком и пытаются найти его могилу.
Зосима Панополитанский (ок. 350 - ок. 420)
Один из самых известных авторов в истории александрийской алхимии. Биографические сведения о нем скудны. Уроженец города Панополиса в Верхнем Египте, прославленный своими гностическими традициями, З., по-видимому, и сам был близок к гностическому христианству. Писал он на греческом языке. Некоторые его произведения адресованы женщине-алхимику Теосебии («Благочестивая»; возможно, это псевдоним). Время жизни 3. определяют по-разному (от 111 до V вв.); наиболее точные даты приводит В. Штубе («Пути развития химии», М.,1984, т.1, с.87), не противореча выводам одного из самых серьезных российских историков химии Н.А.Фигуровского, который относит творения З. к рубежу IV — V вв. (Фигуровский Н.А. Очерк общей химии. От древнейших времен до начала XIX в. М., 1969. С. 60).
До нас дошли фрагменты нескольких произведений З.; по-видимому, в совокупности они составляли своеобразный энциклопедический свод алхимико-натурфилософских знаний. Одна из работ З. посвящена мистическому истолкованию букв греческого алфавита (не каббалистическому: идеи и образы каббалистики, в ее христианском варианте, сближаются с алхимическими знаниями лишь в средневековье). Эта работа была написана еще до 391 г., до гибели Александрийской библиотеки во время конфликта между христианами и язычниками. Вероятно, в последующие годы, когда стала реальной возможность утраты древних знаний, З. записал — в зашифрованной форме причудливых видений — мистериальный опыт посвящения в таинства «Священного искусства» духовной алхимии. Значительная часть произведений З. — это описания (тоже зашифрованные) различных стадий «златоделия» или золочения, в которых почти каждый термин можно понимать и как указание ремесленнику и как совет ученику духовной алхимии, а иногда может быть истолковано как богословское понятие.
З. уже полтора тысячелетия считается классическим «темным» (не расшифрованным. — Прим. ред.) автором: его пытались расшифровать многие европейские алхимики, но делали это всегда по-разному. В 1888 г. французский ученый Марселей Бертло опубликовал оригинальный текст творений З. в составе всего александрийского алхимического свода. На русском языке печатались в книгах по истории химии лишь небольшие отрывки, причем иногда переводились не с древнегреческого, а с новоевропейских переводов, что приводило к неточностям (в любом случае, перевод слово в слово не отражает всю многозначность терминологии этих трактатов). В настоящее время авторский коллектив журнала «Дельфис» ведет работу над комментированным переводом с оригинала творений З. и некоторых других произведений александрийской алхимической школы.
Зосима Соловецкий, преподобный (?—1478)
Продолжатель старческих традиций преподобного Сергия Радонежского на Русском Севере, игумен Соловецкого монастыря. Уроженец села Толвуя, близ Онежского озера, Зосима подвизался на Соловецких островах с 1436 г. Поначалу ему случалось и в одиночку зимовать среди льдов Белого моря, но постепенно число иноков умножилось, был основан монастырь, ставший впоследствии одной из главных святынь Русского Севера, местом паломничества. А преподобный Зосима, после своего преставления 17 апреля 1478 г., почитался среди православных верующих как помощник бедных, «предстатель обуреваемых в море», а также как покровитель пчеловодства (обычно наряду со своим предшественником преподобным Савватием, который был первым иноком — насельником Соловков). В некоторых местах сохранилась традиция, завещанная, как утверждают, самим Зосимой, кормить, в день его памяти, пчел освященной накануне Благовещения просфорой, т. е. «причащать пчелок».
Зубакин Борис Михайлович (1894-1938)
Один из ярких представителей русского «мистического подполья» 1920 — 30-х гг. В деятельности духовных кружков, противопоставлявших официальному советскому материализму различные формы орденского христианства, еще много неясного (что объясняется как недостаточной изученностью этого движения, так и его заметной стихийностью и субъективностью). Однако можно сказать, что З. тяготел к розенкрейцерству, отчасти придавая ему магический оттенок. Сохранились свидетельства, что он называл себя «странствующим архиепископом ордена Рыцарей Духа Богори Вторым». З. входил в мистическую общину «Lux Astralis» (Астральный Свет), основанную под Петроградом в 1914 г. Ее «дочерние» общины существовали впоследствии также и в Смоленске; в деятельности общины принимала участие А.И.Цветаева.
В 1929 г. 3. был выслан в Архангельск. В 1937 г. арестован и через год расстрелян.
О нем неоднократно писал А.Л.Никитин в своих исследованиях о мистических орденах России XX в. А в 1995 г. А.И.Немировским и В.И.Уколовой была издана книга о З. — «Свет звезд или последний русский розенкрейцер». В книге собраны многочисленные документы, воспоминания, а также стихи 3., отмеченные печатью незаурядного таланта автора.
Зу-н-Нун ал-Мисри (ок. 796-861)
Знаменитый суфийский учитель, один из ранних суфийских мистиков, делавших в своей духовной практике акцент на доктрине всеобъемлющей любви к Богу. Отец его был родом из Нубии, сам же З. родился в Верхнем Египте, в Ахмиме. Учителем его был Садун из Каира. Большую часть жизни З. провел в Каире, много странствовал и проповедовал. Некоторое время жил в Багдаде, привлекая к себе множество учеников. Умер З. вскоре после возвращения в Египет; его могила и по сей день существует в Гизе. Из приписываемых ему полутора десятков сочинений до нас дошли проповеди, фрагменты стихов, сентенции. З. сыграл важную роль в передаче античной мудрости миру ислама. Центральное место в рассуждениях З. занимает учение о гнозисе, мистическом знании, доступном лишь немногим и достигаемом уходом от мира, аскетическим образом жизни, самосовершенствованием. В поздней суфийской литературе египетский мистик изображается носителем «вечной мудрости», унаследованной им от пифагорейцев. Вполне возможно, что алхимические знания александрийской школы в известной степени были восприняты арабами через него. Его считают основателем доктрины так называемых «стоянок и состояний» мистического пути, т.е. ступеней духовного посвящения (в александрийской алхимии такое посвящение описывалось как восхождение на ступени мистического алтаря).
З. стал основоположником суфийской концепции «полюса» («кут» — по-арабски). В наиболее высокодуховном человеке каждой эпохи — в «полюсе своего времени» — воплощается предвечный «свет Муххамеда». Некий человек становится как бы полюсом, на котором держится мироздание; он возглавляет иерархию святых («авлийа»), находясь на вершине незримой пирамиды. На более низкой ее ступени располагаются три, далее — семь, сорок и триста святых его сподвижников (есть и несколько отличающиеся варианты этой иерархии).
Во многих положениях своего учения З., как и многие мистики, приближается к пантеистическому взгляду на мир; всячески отвергая антропоморфические представления о Боге, он видит свидетельство единства Бога и природы в криках животных, шелесте листьев, плеске воды, песнях птиц, свисте ветра и грохоте бури.
Сохранившиеся изречения, проповеди и стихотворные фрагменты З., к сожалению, не изданные на русском языке, могли бы, наверное, многое прояснить в истории взаимоотношений мистиков Востока и Запада. Достаточно сказать, что само имя «Зу-н-Нун», которое переводится как «Господин Рыбы», неожиданно сближается с символическим прозванием «Короля-Рыбака» — одного из главных образов в европейской традиции о хранителях Святого Грааля.
Одна из легенд, встречающихся в большом количестве в жизнеописаниях З., повествует о том, как птицы слетелись на его гроб и стаей порхали над ним, чтобы защитить его от солнца. Другая легенда рассказывает об эпитафии, таинственным образом появившейся на надгробном камне: «Здесь покоится возлюбленный Бога, погибший от любви к Богу».
- Ваши рецензии