Словарь имен. Ньютон Исаак
Ньютон Исаак (1643-1727)
Великий английский математик, астроном и физик, открывший закон всемирного тяготения, создавший теоретические основы механики и астрономии. Родился в деревне Вулсторп, в окрестностях г. Грантема в семье фермера (отец умер незадолго до рождения сына), учился в Грантемской школе, после окончания которой поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета на правах субсайзера (так назывались бедные студенты, выполнявшие для заработка обязанности слуг в колледже). В Кембридже Н. обучался в течение 1661-1665 годов, где его учителем был известный математик И.Барроу. После окончания университета Н. была присвоена учёная степень бакалавра. В 1665-1667 гг., уединившись из-за эпидемии чумы в родной деревне в Вулсторпе, сделал все свои основные открытия. Здесь у него сложились идеи, которые привели его к созданию дифференциального и интегрального исчислений, к изобретению зеркального телескопа, открытию закона всемирного тяготения (именно здесь ему на голову упало знаменитое яблоко), здесь он провёл опыты по разложению белого света на цвета призмой.
Научная карьера Н. была тесно связана с экспериментальными и теоретическими работами по оптике: в 1668 г. он собственноручно изготавливает задуманный им в Вулсторпе зеркальный телескоп и получает звание магистра, а в 1671 г. строит второй телескоп — больших размеров и лучшего качества, за что в 1672 г. его избирают в члены Лондонского королевского общества (а в 1673 г. он становится его президентом). С 1669 до 1671 гг. Н. занимает физико-математическую кафедру Тринити-колледжа.
Дж.Вандербанк. Портрет И.Ньютона.
В первой работе по оптике «Новая теория света и цветов», доложенной им в Лондонском королевском обществе в 1672 г., Н. высказал корпускулярную гипотезу света, которая резко противоречила господствующим в то время волновым представлениям, предложенным Х.Гюйгенсом и защищаемым в королевском обществе Р.Гуком. Полемика с Гуком заставила Н. принять решение не публиковать оптических работ, и многолетние исследования Н. на эту тему увидели свет в фундаментальном труде «Оптика» только в 1704 г., после смерти Гука. В «Оптике» Н. описал проведённые им чрезвычайно тщательные эксперименты по дисперсии, дифракции и интерференции света. Опыты по интерференции с тонкими пластинами и линзами («кольца Ньютона»), посвященные выяснению зависимости цвета от толщины прозрачного материала, впервые позволяют измерить длину световой волны, чего сам Н. не сделал, поскольку придерживался других взглядов. Идеи Н. по оптике намного опередили своё время—в споре Гук-Ньютон актуальными были идеи Гука: волновые представления о свете послужили надёжной опорой многочисленных экспериментальных открытий в течение 200 лет после смерти Н., и только после этого эксперименты по тепловому электромагнитному излучению дали основание вернуться к корпускулярному аспекту волн света (М.Планк, 1900), что привело к созданию квантовой механики. Однако без корпускулярных оптических идей Н. нам сейчас трудно себе представить и квантовую теорию света и вариационные формулировки законов физики во всей предметной сфере её интересов. Любопытно, что Н. пришёл к своим корпускулярным представлениям, изучая метафизические сочинения античных авторов, поэтому «Оптика» завершается большим разделом по метафизике, откуда до сих пор исследователи черпают материал по философским и теологическим взглядам Н. Именно в своих оптических работах Н. выступает как изобретатель и экспериментатор с «чудными и странными» для того времени теориями. Чувствуя несколько комичное положение в глазах научного мира, в которое он попал со своими оптическими теориями, Н. открывает «Оптику» знаменитой фразой: «гипотез не измышляю», и далее старается вывести корпускулярные представления из всего корпуса своих собственных блестящих и новаторских экспериментов по оптике, которые последующие поколения учёных будут считать великолепной демонстрацией волновой природы света. Впоследствии анализирующие творчество Н. философы язвили на ту Тему, что не измышляющий гипотез Н. положил в основу оптики заведомо ложную идею, взятую им не из экспериментов, а из архаических фантазий древних философов.
В 1685-1687 гг. Н. пишет грандиозный труд «Математические начала натуральной философии» (кратко — «Начала»), где излагает свои представления о материальном мире (пифагорейски-платонические по существу) и месте Бога в этом мире, то есть трактат был не просто научным, а теолого-научным. В первом издании «Начал» он обосновывает свои взгляды многочисленными ссылками на древних авторов — Лукреция, Эпикура, Аристотеля, Плутарха, обсуждает идеи Демокрита и Платона, приводит интереснейшие исторические справки о взглядах древних на тяготение, устройство Солнечной системы, на свет и материю. Н. вообще считал, что скорее реставрирует египетские и античные представления, чем открывает что-либо новое, и что древние знали о мире больше, чем дошло до нас в их работах. Громкий успех «Начал» заставил Н. убрать большую часть исторических и философских отсылок, оставив только математическое обоснование закона тяготения и кеплеровско-коперниканской астрономии, а также аксиомы механики (знаменитые три закона механики Ньютона), для записи которых Н. изобрёл свою версию дифференциального и интегрального исчисления, — метод флюксий и флюэнт (другую версию изобрёл Лейбниц), позволяющий математически описывать движение.
По своим собственным словам, Н. большую часть жизни посвятил не физике, а философии и теологии, внимательно изучал каббалистику, алхимию, корпус герметических трактатов, тексты Нового и Ветхого Завета (особенно Апокалипсис, пророчества Даниила и план построения храма Соломона). Главной целью Н. было понять, как Бог проявляется в мире материи. Философским средством для этого он считал иерархию субстанций, начиная с материи и заканчивая Богом, как то имело место в неоплатонических схемах апологетов раннего христианства, а впоследствии было отвергнуто Никейским собором с принятием догмата о Троице и осуждено церковью как «арианская ересь». Н. считал своей миссией вернуть христианство к арианской позиции, которая только и может объединить науку с религией. Н. присоединялся к тем теологам, которые пророчества Даниила и Иоанна Богослова трактовали как исторические события; в частности, Ньютон рассматривал откровения Апокалипсиса как описания всего исторического процесса, начавшегося с распятия Христа и до неизвестного нам момента Второго Пришествия.
Н. рассматривал Бога не как разум (Лейбниц), а как волю (действие в мире). Бог постоянно следит за миром через пустое пространство (sensorium, «чувствилище» Бога) и через него же вмешивается в дела мира. Бог создаёт мир, устанавливает в нём гармонию, следит за миром, и время от времени восстанавливает гармонию. Н. был склонен утверждать, что Бог периодически повторяет творение мира, то есть не только восстанавливает первоначальную гармонию, но и делает к ней добавления; атеистами и материалистами он считал тех, кто понимает материальный мир вечно существующим без изменений и несотворённым (Бог — это, прежде всего, творение мира). Из алхимических трактатов Н. пришёл к заключению о том, что пустое пространство, которое присутствует везде и через которое свободно движутся тела, означает присутствие Бога в нашем мире; в связи с гравитацией Н. изучал эфиры наряду с пустотой и действие находящегося вне пространства Бога через пустоту непосредственно.
Увлечение Ньютона алхимией заставило его изучать свойства металлов, и знания его в этой области были столь обширны и подробны, столь очевидны для современников, что ему было поручено руководство перечеканкой всей английской монеты, и в 1695 г. он получил должность смотрителя Монетного двора. Ему удалось привести в порядок расстроенное революцией, смутами и реставрацией Стюартов монетное дело Англии, за что он получил в 1699 г. пожизненное высокооплачиваемое звание директора Монетного двора. В 1705 г. за научные труды Н. был произведён в дворянское достоинство. Прах Н. покоится в английском национальном пантеоне — Вестминстерском аббатстве.
- Ваши рецензии