Служение
Ты, всесторонность бытия,
Неисчерпаемость явления,
В тебе повсюду вижу я
Того же света преломление.
Внутри души его собрать,
Его лучей блудящий пламень
В единый скоп всесильно сжать —
Вот Соломонова печать,
Вот Трисмегиста дивный камень!
Тот всеобъемлющий закон,
Которым всё живёт от века,
Он в нас самих — он заключён
Незримо в сердце человека!
А.К.Толстой
Как сказать о несказуемом? Как перевести в слово музыку цвета, мелодию линий, ритмы форм? Как сказать о том, о чём сам художник никогда не говорил, предлагая зрителям самим постигать тайну его космических композиций?
Эти вопросы встали передо мной давно, 14 лет назад, в 1985 году, когда я впервые пришла к вдове художника — Марии Филипповне Дроздовой-Черноволенко, которую наши постоянные читатели прекрасно знают как активную сотрудницу журнала «Дельфис», блистательного переводчика и журналиста.
Итак, я пришла к ней, чтобы увидеть картины В.Т.Черноволенко. И, конечно, не только увидеть. Мне хотелось и написать о нём, о его искусстве для слушателей радиостанции «Родина», где я тогда работала. А захотелось потому, что года за три перед этим, готовя материалы для передачи о Чюрленисе, я посмотрела прекрасный документальный фильм— «Сотвори мир», о творчестве В.Т.Черноволенко1. Картины художника, что я увидела в этой киноленте, меня поразили — я впервые почувствовала себя в каком-то ином измерении.
Позже, работая над передачами о М.Чюрлёнисе, о Н.К.Рерихе, я уже кое-что узнала и о Космосе, и о тонких мирах, а желание по-настоящему познакомиться с родственным тем художникам творчеством В.Т.Черноволенко привело меня к его картинам. Но чем больше я погружалась в их стихию, тем яснее понимала: нет, не созрели ещё ни я, ни время, чтобы рассказывать об этом художнике даже на радиостанции «Родина», где цензурные ограничения были чуть слабее, чем на Союзном радио.
Перестройка в стране, перестройка в собственной моей судьбе на несколько лет увели меня и от творчества В.Т.Черноволенко, и от Марии Филипповны, без которой мы вряд ли могли сейчас черпать из того источника, каким стало для нас искусство Виктора Тихоновича. Ведь она не только хранитель картин, организатор выставок. За эти годы, благодаря титаническим её усилиям, был создан великолепный альбом репродукций работ В.Т.Черноволенко2. А в нём — прекрасный авторский текст, написанный Марией Филипповной и ею же в значительной мере переведённый на английский язык. И всё это сделано далеко не в молодые годы.
И вот теперь (вы помните, в самом начале этого материала я сказала, что не бывает случайностей в нашей жизни) судьба моя выстроилась так, что я снова, на ином витке своей жизни пришла к искусству В.Т.Черноволенко, к Марии Филипповне. Пришла, чтобы отдать свой старый долг этим замечательным людям и выполнить его перед вами, уважаемые читатели, сказав, в меру своего умения, о художнике и его жене, сподвижнице Марии Филипповне Дроздовой-Черноволенко.
Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!
Вечно носились они над землёй, незримые оку.
...Много в пространстве невидимых форм и невидимых звуков,
Много чудесных в нём есть сочетаний и слова, и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть, и слышать,
Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,
Целое с ним вовлекает создание в наш. мир удивлённый...
Я привожу здесь фрагменты стихотворения Алексея Константиновича Толстого — «Тщетно, художник, ты мнишь...», потому что именно эти строки мы отбирали вместе с Марией Филипповной когда-то для литературного комментария к небольшой выставке В.Т.Черноволенко, которую проводили в конце 80-х годов в одном из заводских клубов на Красной Пресне, куда не заглядывала тогдашняя цензура.
...О, окружи себя мраком, поэт, окружися молчанием.
Будь одинок и слеп, как Гомер, и глух, как Бетховен,
Слух же душевный сильней напрягай и душевное зрение...
То, как Виктор Тихонович Черноволенко создавал свои живописные и музыкальные композиции, по мнению Марии Филипповны, удивительно перекликается с поэтической мыслью А.К.Толстого.
— Я уже обычно знала, что вот подходит момент, когда Виктору Тихоновичу необходимо взять в руки краски и кисти, — рассказывает Мария Филипповна. — Я старалась быстрее собраться и уйти, чтобы оставить его одного. Потому что каждую свою композицию он писал сразу за один сеанс.
«Если меня прерывают, — говорил сам художник, — то происходит как бы обрыв потока линий, форм, цветовой гаммы».
Так что именно напряжённый «душевный слух» и «душевное зрение» открывали художнику видение и слышание той или другой живописной и музыкальной темы.
Собственно и знакомство юной Марии с приехавшим из Москвы на один из горно-рудных комбинатов Дальнего Востока 33 летним Виктором Черноволенко произошло, практически, во время его музыкальной импровизации. В зале рабочего клуба, куда часто приходила юная телеграфистка, она как-то услышала чудесную музыку: незнакомый человек играл на пианино.
«Окончив игру, — пишет в альбоме "Почитание Света" Мария Филипповна, — человек обернулся и, пристально вглядываясь в моё лицо, спросил: "Вам понравилась музыка?" Поборов смущение и волнение, я ответила: "Очень". Так произошло моё знакомство с Виктором Черноволенко, позвавшим меня в мир прекрасного».
А «мир прекрасного» к 1933 году, когда и произошло их знакомство, у Виктора Черноволенко вполне сформировался. Уже несколько лет он входил в творческую группу «Амаравелла» в переводе с санскрита «Берег бессмертия». В манифесте художников, какой они сформулировали к 1927 году, есть такие основополагающие тезисы:
«Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие аспектов Космоса: в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира... Потому восприятие наших картин должно идти не путём рассудочно-формального анализа, а путём вчувствования и внутреннего сопереживания — тогда их цель будет достигнута».
Вы, конечно, понимаете, уважаемые читатели, что если даже на пороге перестройки пропагандировать творчество, в основе которого лежат подобные мысли, было затруднительно, то что могло ожидать такое искусство в период 37-40-х годов! Поэтому, наверное, вас не очень удивит то обстоятельство, что четверо из шести членов «Амаравеллы» были репрессированы. Естественно, что ушёл в глубокое «подполье» и В.Т.Черноволенко. Все самые плодотворные его годы он совершенно не имел возможности выставляться, и то, что он создавал, было известно лишь узкому кругу людей. Здесь ему, правда, повезло: среди этого круга было много высокоинтеллигентных людей и, наверное, самым большим подарком жизни в этом смысле было тесное знакомство с Юрием Николаевичем Рерихом в конце 50-х годов. Вот как пишет об этом сам В.Т.Черноволенко:
М.Ф.Дроздова-Черноволенко
«Общаясь с Ю.Н.Рерихом, человеком большой культуры и вместе с тем таким скромным и обаятельным, мы чувствовали себя в его присутствии хорошо и непринужденно. Я, не имея специального художественного и музыкального образования, всегда ощущал какое-то чувство неполноценности, когда мне приходилось показывать свои картины или играть для тех, кого я считал гораздо компетентнее себя. Но с ним всё было иначе. Он видел не раз мои художественные произведения и слушал мои музыкальные импровизации. Ему всё нравилось. Он мне как-то сказал: "Ваше видение мира отличается от многих, которых я знаю, ваша музыка не похожа на музыку других. Это говорит о том, что вам доступно то, что недоступно другим. Это — дар и принимайте его с благодарностью..." После этого я с большой радостью работал, с большим подъёмом в душе».
Творчество было для Виктора Тихоновича не просто смыслом жизни, оно было Служением. Служением той Иерархии Света, что направляет нашу эволюцию, устремляя человеческий дух к вершинам любви и творчества, согласия и красоты. Направляет, одаряя лучших из нас способностью быть, своего рода, антенной, приёмником, что улавливает прекрасные образы тонких миров, их звёздные радуги.
Именно так — «Звёздная радуга» названа и картина В.Т.Черноволенко, написанная в 1965 году. ...Беспредельный в своей многомерности, в музыке красок, в полифонии ритмов и пластике форм, этот гимн звездных миров завораживает своей сияющей гармонией, от которой перехватывает дыхание.
Когда Глагола творческая сила
Толпы миров воззвала из ночи,
Любовь их всех, как Солнце, озарила,
И лишь на землю к нам её светила
Нисходят порознь редкие лучи...
А.К. Толстой
И просветлел мой тёмный взор,
И стал мне виден мир незримый.
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.
………………………………….
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало...
А.К.Толстой
...Манит, влечёт к себе красота тайны. Тайны мироздания, тайны нашего духа. Бесконечны пути их познания...
Вот они — радужные эти пути! Зовут к лабиринту светящихся расщелин, проходов, ведут к тайнам земли и неба... Только чистое устремление духа даёт нам в руки нить Ариадны, ту, что выведет к свету, к постижению ещё одной тайны... А их — Беспредельность — тайн земли и неба.
«Тайны земли и неба» — так названа ещё одна композиция В.Т.Черноволенко, созданная в 1967 году.
Сам художник редко давал названия своим произведениям. Эту заботу, готовя картины к выставкам, взяла на себя жена и сподвижница художника — Мария Филипповна, для которой проникновение в сердцевину, дух каждой композиции было, своего рода, сотворчеством. Ведь и она тоже несла и продолжает нести Служение. Служение искусству замечательного художника — своего мужа, а значит Служение Иерархии Света. И ещё одно Служение несёт эта женщина, прожившая долгую жизнь (26-го декабря 1998 года ей исполнилось 85 лет).
Глядя на её силуэт, на белоснежную седину волос, думаешь невольно: «Как может столь хрупкое тело вмещать в себя такую силу духа!» Хочется пожалеть, помочь. Но не тут-то было! Это она, поможет вам в трудную минуту, как было некогда со мной, когда перестраивалась моя судьба. Так бывает с каждым, кому нужна её помощь.
Все мы, коллеги Марии Филипповны по редакции, особенно женщины, слышим от неё обычно такое к себе обращение: «Солнышко!». А это ведь она для нас Солнышко, что светит и греет. И не иссякает свет и тепло её сердца. Помните, что говорится в Агни Йоге в книге «Сердце»: «Культ Света — есть культ Сердца». Не удивительно, что и альбом репродукций картин В.Т.Черноволенко назван Марией Филипповной именно «Почитание Света» и посвящен ею Иерархии Света. По законам Света и живёт она всю жизнь, и несёт своё Служение.
- Ваши рецензии