Удивительная надпись на греческой вазе
В связи с исследованием автора славянской слоговой письменности1 греческая вазопись поначалу не привлекала наше внимание. Однако при внимательном рассмотрении орнамента под известным сюжетом о Прометее (рис. 1-1), нам показалось, что орнамент (рис. 1-2) вполне можно принять за знаки славянского слогового письма, тем более, что греческий текст на рисунке отсутствует.
Сам по себе сюжет достаточно известен. Правда, в энциклопедии по мифам народов мира, где помещена данная иллюстрация, говорится: «Атлант и Прометей, которого терзает орёл Зевса. Фрагмент росписи чернофигурного лаконского килика. Около 550 г. до н.э., Рим, Ватиканский музей» [1], с. 337. У зрителя невольно возникает вопрос, каким ветром занесло к Прометею Атланта? Не ошибся ли современный учёный, атрибутировавший персонажи на вазе? Ведь именно Зевс приковал Прометея к скале па Кавказе.
Вообще говоря, килик представляет собой блюдце с весьма невысоким бортиком, стоящий на высокой и очень тонкой ножке; данная роспись, очевидно, покрывала его внутреннюю поверхность, куда наливалась жидкость. Никаких греческих надписей на сосуде нет, так что подтвердить данную атрибуцию фигур по ним нельзя. Правая фигура определяется однозначно: персонаж прикован к скале, и хотя орёл клюёт его верхнюю часть груди, можно предположить, что художник немного ошибся и поместил орла достаточно высоко; при более низком расположении и при наклонённой шее птицы можно было бы точнее обозначить, что орёл клюёт именно печень. Но и так ясно, что это — Прометей2.
Что же касается левой фигуры, то она находится па полусогнутых ногах, поскольку место для распрямлённой позы отсутствует. Но в такой позе держать на себе тяжёлый груз невозможно.
...Кавказ есть третья вершина будущей эры <„.> их горы хранят талисман Братства <...> Кавказ не есть случайное сходбище племён, но несёт в себе единую великую мечту Огня. Устремление к Огню выражается и заложено в горах Кавказа. Не идолопоклонничество, но почитание Огненного мира можно находить среди ещё не известных вершин.
Е.И.Рерих. Высокий путь. 16.08.1933
Невозможно и слегка придерживать его левой рукой и вообще не использовать правую — на всех известных нам изображениях Атланта он, стоя прямо, придерживает тяжесть двумя руками. Кроме того, Атлант жил, как известно из мифов, на крайнем Западе, вблизи Гесперид, тогда как Прометей был прикован к скале Кавказа, то есть на Востоке. Наконец, из мифов совершенно не известно, что Атлант и Прометей где-либо встречались. Так что левый персонаж Атлантом быть никак не может.
Авторское чтение орнамента на греческой вазе
Но кто тогда этот персонаж? Та же энциклопедия даёт недвусмысленный ответ: «Классическая олимпийская мифология не может терпеть двух создателей человечества и носителей справедливости — Прометея и Зевса. Поэтому Прометей обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, т.е. занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубыми приёмами насилия, памятуя свои победы над титанами...» [1], с. 337. Следовательно, вторым персонажем является Зевс, торжествующий победу над Прометеем.
Поэтому прежде, чем зародилась мысль о дешифровке, нам было ясно, что левый персонаж является Зевсом, и самый левый знак орнамента как раз и представляет собой знак ЗЕ, что может означать начало имени ЗЕВСА. Вот тогда-то и появилось предположение, что орнамент может быть текстом.
Это предположение сразу же подтвердилось: действительно, орнамент означает имя ЗЕВЬСЬ с зеркальным изображением СЬ. Дальше можно выделить слог НЪ в значении НА и знак КЪ с дополнительным диагональным штрихом, уходящим в изображение вазы. Если соединить обе косые черты, получится слоговой знак V со значением ВЪ, а всё вместе даёт начало слова, КЪВЪКЪ — КАВКАЗ (это тоже легко предположить, ибо Прометей был прикован на Кавказе). Окончанием слова, однако, будет большой знак СЕ, что даёт чтение КЬВЪКЪСЕ, то есть КАВКАСЕ. Затем есть косой штрих в самом низу справа, который мы читаем как И, выше из лигатуры можно вычленить НЪ, и остаётся два знака — BE и ЗЕ; однако, как нам кажется, BE надо повернуть па 270° и читать ВА, что даёт осмысленное чтение: И НЪ ВАЗЕ. Итак, полная надпись гласит:
ЗЕВЬСЬ НЪ КЪВЪКЪСЕ И НЪ ВАЗЕ, что означает ЗЕВС НА КАВКАЗЕ И НА ВАЗЕ.
Данный текст полностью согласуется с изображением, ибо левый персонаж — это Зевс, правый — Прометей. Место действия — Кавказ. Кроме того, внизу находится орнамент с изображением колонны; капитель её понадобилась для того, чтобы надпись оказалась симметричной графике. При этом слово КАВКА симметрично самому себе, поэтому оно помещено в центре; но слово ЗЕВС должно быть при отражении словом С ВЗЕ; слог СЕ присоединяется к слову КАВКА, давая КАВКАСЕ, а из ВЗЕ возникает ВАЗЕ. Иными словами, перед нами типичный палиндром, которых достаточно много было на изделиях венетов и этрусков [2].
Кроме мифа Прометея, Кавказ владеет удивительными легендами, но, к сожалению, люди смотрят на Кавказ как на сборище диких племён. Но нужно помнить, что это узловое место привлекало всех путников. Если возьмём Гималаи, Алтай, Кавказ, то получим тот Священный Треугольник, который древние народы называли явленным огненным Светом Бога, полагая, что в этих местах пылает Сияние Небесное. Нужно и Кавказ исследовать не столько от христианских времён, не от нахождения металлов, но от самых древних пещер и кладов. Можно найти основания циклопических построек и начертания знаков новых.
Е.И.Рерих. Откровение. 13.07.1933
На первый взгляд, присутствие славянской надписи на греческой вазе попять трудно. Однако если допустить, что, как и в любой крупной стране, в Древней Греции могли жить мастера из других стран или племён, то можно предположить, что данную вазу (и надпись) делал праславянский мастер, например, сколот из Скифии или венет из Венетии. Значит, контакт греков с праславянской культурой существовал ещё в античное время!
- Ваши рецензии