warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Виолле-ле-Дюк и загадки Каркасона

Перед поездкой в мае 2012 года на север Испании ещё раз перечитала главу «В стране катаров» из книги Н.А.Тоотс «В лабиринтах истории». Очень хотелось посетить легендарную крепость Монсегюр, вдохнуть аромат загадочной Окситании. И хотя мы жили очень близко от французской границы, на все расспросы, как самим добраться до Монсегюра, работники ж-д. вокзала и автостанции лишь беспомощно разводили руками, говорили, что Франция – это другая страна и информацией о движении там транспорта  они не владеют. Вместе с тем, все турагентства предлагали однодневную экскурсию в знаменитый город-крепость Каркасон, чем мы и решили воспользоваться для первого знакомства с историей катаров.
Границу между Испанией и Францией украшает живописное горное ущелье с великолепным небольшим замком на вершине скалы и будто прилепленными к склону маленькими, аккуратными домиками испанской деревушки. Чуть дальше взгляд приковывает снежная вершина легендарной горы Канигу, где, по преданиям каталонцев, появился первый человек на Пиренеях. И в этой легенде есть доля правды, ведь именно у подножия этой горы учёные обнаружили древнюю неолитическую стоянку. Вскоре пейзаж меняется, на смену горам приходят подтопленные морем зелёные луга с многочисленными рыбацкими посёлками и мини-заводами по разведению мидий и устриц. А главное, вдоль дороги часто попадаются щиты с надписью: «Добро пожаловать в Лангедок-Русильон». Путешествуя дальше по югу Франции, мы больше нигде не встречали подобных приветственных табличек в других провинциях. На повороте с главной трассы в сторону Нарбонны новый щит «Добро пожаловать в земли катаров», так что начинаем понимать, что едем именно в край, где жили катары, на земли мистики и многовековой истории. Уже на подъезде к Каркасону у дороги — небольшой памятник, изображающий воина-катара на дозоре. Если бы гид не обратил наше внимание, подумали бы, что белая труба-вытяжка из земли торчит, в такой своеобразной манере выполнен этот монумент.

 

Ворота Каркасона (фото автора)

И вот взгляду открывается потрясающий вид, вдали на холме, будто игрушечный, из фильма Уолта Диснея, возвышается чудо-замок. Сворачиваем с главной трассы, по ходу замечая указатель: «Монсегюр 50 км», так близко до крепости нашей мечты, но, увы, в этот раз мы её не увидим. На парковке не протолкнуться среди выгружающихся из автобусов групп туристов. Сегодня уже прибыло свыше 20 автобусов, а ведь ещё не сезон, начало мая. Говорят, что летом сюда прибывает ежедневно 50-100 туристических автобусов, диву даёшься, как такое количество туристов может свободно гулять по узеньким, извилистым улочкам города-крепости, не создавая толчею и давку на крепостных стенах. Ведь помимо автобусов в Каркасон приезжает много туристов как на своих, так и на арендованных машинах. Так что сегодня Каркасон ежедневно привлекает не меньше туристов, чем известные курорты Лазурного Берега. Недавно в Каркасоне построили свой аэропорт, рейсы сюда выполняет бюджетная авиакомпания Rynair из Европы, с апреля по октябрь ежедневно прилетают самолеты из Великобритании (Лондон, Ливерпуль, Ноттингем), Ирландии (Дублин, Корк, Шеннон) и Бельгии (Шарлеруа). Что же влечёт европейцев к этому замку? Здесь нет моря, пляжей, дорогих магазинов и ресторанов. Да и гулять тут особо негде, площадь замка невелика, на весь осмотр его вместе с дозорной дорогой достаточно одного часа. Почему же люди так массово едут в это место? «Как, Вы не знаете?» – обиженно спросит любой англичанин – «Здесь ведь снимали Гарри Поттера!»
Удивительно, ведь в Средневековье именно отсюда из Нарбонны и Каркасона, с границы Франции и Арагона, начинался для французов и англичан паломнический путь Камино через Пиренеи в Сантьяго-де-Компостелла. Именно здесь, в крепости Каркасона, собирались толпы паломников, чтобы начать этот опасный и нелегкий путь протяженностью почти 1000 км. Сейчас же Каркасон вновь стал центром паломничества, но уже для современной молодежи, поклонников Гарри Поттера. Не удивительно, что места паломничества остаются неизменными на протяжении веков, ведь место силы будет всегда притягивать к себе людей, как бы его ни называли и с каким кумиром ни связывали.
А то, что Каркасон имеет многовековую историю, чрезвычайно насыщенную событиями, нет сомнений. Каркасон находится на отроге хребта в южной Франции, высота которого доминирует над долиной реки Од в том месте, где река ещё не достигает Средиземного моря. Из этого стратегически важного места можно было следить за передвижением племён, армий и торговых караванов по дороге, которая соединяет Атлантический океан со Средиземным морем. Каркасон был обитаем с доисторических времён. Первые люди поселились в здесь в VI веке до н.э. Позднее в Каркасон прибыли финикийцы, а затем греки. В III веке до н.э. здесь появились галлы, которые и основали первую крепость в Каркасоне. Во II веке до н.э. сюда пришли римляне, и ещё Плиний Старший упоминал его в своей «Естественной истории». В те времена Каркасон был заштатным оборонительным пунктом, но в IV–VI веках его значительно расширили и укрепили. Это было началом превращения Каркасона-крепости в Каркасон-город. С V по VIII века он был оплотом вестготов, а в 725 году его захватили вторгнувшиеся с Пиренейского полуострова сарацины.
О временах войны христиан с сарацинами есть несколько легенд, в том числе и о происхождении названия города. По одной из них, своим именем Каркасон обязан Даме Каркас – жене Балаака, арабского наместника. Во время похода против мавров Карл Великий подступил к стенам Каркасона и взял его в осаду, которая продлилась более пяти лет. К началу шестого года солдаты короля франков перебили почти весь гарнизон крепости, включая самого Балаака. Настал час проявить себя овдовевшей Даме Каркас. И она не ударила в грязь лицом ни перед памятью своего доблестного мужа, ни перед франкским королём. Сначала она приказала сделать чучела воинов и расставить их по стенам для создания иллюзии боеспособности гарнизона. Для полного введения противника в заблуждение Дама Каркас приказала тем немногим, кто остался в живых, перебегать от чучела к чучелу и стрелять из арбалетов. Затем, узнав, что из еды в городе остались только одна свинья и мешок пшеницы, хитроумная женщина приказала накормить несчастное животное зерном и запустила свинью, как метательный снаряд, в лагерь осаждавших. Живот свиньи от удара о землю прорвался, и оттуда высыпалась отборная пшеница. Франки удивились такому расточительству, сделали вывод, что еды в Каркасоне много, и сняли осаду. Правда, на этом история не закончилась. На радостях жители крепости принялись звонить во все колокола города. Отступающие франки услышали эти звуки, и оруженосец Карла Великого якобы сказал королю: «Carcas sonne!» («Каркас звонит!»). Но король только махнул рукой — так и появилось название города.
Изображение отважной женщины, в честь которой город получил своё название, можно увидеть на одной из колонн моста перед Нарбонскими воротами. Скульптура Дамы Каркас украшает также вход во внутреннюю крепость замка и является излюбленным местом для фотографирования у туристов.
Но главная историческая значимость Каркасона, конечно, определяется не войной франков и сарацинов, а тем, что на протяжении XI–XIII веков этот город-крепость был главной обителью катаров. Катары (от греческого слова katharos — «чистый») исповедовали одно из самых интересных религиозных учений, вокруг которого до сих пор не утихают споры. Другое, не менее известное наименование секты — альбигойцы. Оно происходит от названия расположенного неподалеку от Каркасона города Альби. В 1165 году в одном из замков в окрестностях Альби состоялся крупный религиозный диспут между католиками и катарами. Как гласят хроники, победили в этом диспуте катары, что немало послужило для укрепления их авторитета и привлекло много новых последователей. По одной из версий, учение катаров возникло под влиянием ближневосточных религий, которые могли проникнуть сюда с купцами или крестоносцами, возвращавшимися из Святой Земли. В нём действительно можно найти отголоски манихейства и зороастризма. Катары считали, что истинный бог добра — творец невидимого, духовного мира. А тот материальный мир, в котором мы живём, был сотворён богом зла, или сатаной.
Отсюда делался вывод о том, что католическая церковь служит дьяволу. Катары призывали отречься от неё, называя «великой блудницей» и «синагогой сатаны». Неудивительно, что альбигойцы получили широкую поддержку от феодалов, недовольных усилением влияния епископов и папы римского. Но такие ереси, получившие название дуалистических, преследовались церковью с особой жестокостью. Катары также осуждали институт семьи и рождение детей, поскольку для них плотский грех так и оставался плотским грехом, не важно, был он совершён в браке или нет. Они отрицали частную собственность и выступали за всеобщую трудовую повинность. Кроме того, альбигойцы отвергали все церковные обряды, практикуя особое таинство «утешения». Оно одновременно выполняло функции крещения, причащения и соборования. Но главным его отличием от таинств католической церкви было отвержение идеи Преосуществления – превращения хлеба и вина в плоть и кровь Христову (ведь для катаров Христос, как истинный Бог,
был нематериален).
Постепенно учение катаров распространилось на весь юг Франции. Папа римский Иннокентий III безуспешно призывал их покаяться и вернуться в лоно церкви. В 1208 году лидер движения граф Раймон VI Тулузский встретился в Сен-Жилле с папским легатом Пьером де Кастельно. Переговоры быстро перешли в перебранку, и стороны расстались ни с чем. На утро папского посланника нашли мёртвым. Эта смерть стала удачным предлогом, чтобы в следующем году Иннокентий III объявил крестовый поход против катаров. В историю он вошёл под названием Альбигойских войн (1209–1229), которые длились 20 лет. В кампании участвовало около 500 тысяч крестоносцев – огромная армия по тем временам. Они огнём и мечом прошлись по югу Франции, причём пострадали не только катары, но и добропорядочные католики, которые жили с отступниками в одних краях – карателям было недосуг разбираться, кого казнить. Именно к тем событиям относится
знаменитая фраза аббата Арно Амори: «Режьте всех, Господь на небе отличит своих».
В 1209 году крестоносцы под командованием Симона де Монфора подошли к Каркасону.
Предложение о сдаче, адресованное правителю города виконту Раймону-Роже Транкавелю, было отвергнуто. Но город не выдержал осады, которая длилась всего две недели — кончилась питьевая вода. Большинство защитников перебили, а сам виконт попал в плен и вскоре умер в заточении. Тех, кто не пожелал отказаться от своей веры, ждал костёр. Не многим удалось бежать, но когда через несколько лет они вернулись в родные места, им запретили селиться в крепости. Пришлось обосноваться у её подножия – так у Каркасона появился Нижний город.

Замок Транкавеля (фото автора)

Что касается Альбигойских войн, то после взятия Каркасона они бушевали ещё много лет. Активная фаза завершилась только после падения в 1244 году замка Монсегюр, бывшего в то время столицей катаров. Ересь альбигойцев оказалась достаточно живучей — церковь боролась с ней ещё сто лет после окончания крестового похода. Некоторые положения из учения катаров, особенно отрицание церкви, были использованы Яном Гусом и Мартином Лютером и легли в основу Реформации XVI века. Можно смело сказать, что учение катаров пережило века. И Каркасон, слава Богу, тоже — хотя с тех пор его несколько раз перестраивали. Как же выглядит сегодня этот легендарный город? Верхний, или Старый город, в Каркасоне расположен на холме над рекой Од, его называют «Сите». Он опоясан двумя крепостными стенами общей протяженностью три километра, которые укрепляют 52 башни. Он-то и был свидетелем всех перипетий истории. А под холмом расположен Нижний город. Он обитаем – население его составляет около 48 тысяч человек. Внутренняя стена Сите более ранняя. В основном она была построена в XII веке. Затем, когда Каркасон отобрали у катаров, её не раз перестраивали. Но в ней до сих пор можно найти следы галло-римской кладки – в те времена крепость была построена из небольших камней, перемежаемых кирпичными поясами. Внешнюю же стену Сите средневековым французам пришлось строить на чистом месте, уже без «помощи» галлов и римлян. Произошло это после победы над катарами, когда Каркасон стал центром одного из сенешальств (территории, управляемой королевским наместником).
Эта стена не в последнюю очередь служила для обороны от жителей Нижнего города, которые далеко не всегда одобряли политику короля.
По первоначальному плану между двумя крепостными стенами Сите был сухой ров, позднее его засыпали валом. Высота крепостных стен Каркасона рассчитана в соотношении с длиной (около 10 м) приставных лестниц, которыми пользовались когда-то при штурме. Стена снабжена наблюдательными вышками в виде маленьких башенок и увенчана прямоугольными зубцами – мерлонами, в каждом из которых прорезана бойница. Стена дополнительно защищалась также деревянными настилами, расположенными снаружи наподобие балконов, попасть на которые можно было через отверстия в стене. Помосты закрывали нападавшим обзор защитников, находящихся на стене, а также служили для размещения приготовленных к бою снарядов и булыжников.  
На территории цитадели ещё во времена Транкавелей был построен замок, а также возведён романский неф к базилике Святого Назария. При осмотре особое внимание стоит уделить замку. Предположительно, он был построен в 1130 году одним из виконтов семьи Транкавель, члены династии которой правили в Каркасоне с XI по XIII века. Сейчас в замке расположен археологический музей, в одном из залов которого представлены надгробные камни круглой формы с изображёнными на них крестами. Их доставили сюда со старых кладбищ Сен-Мишель-де-Каркасон и церкви в Лораге. Учёные относят эти реликвии к XII-XIV векам, хотя до сих пор идут споры об их происхождении. Некоторые эксперты полагают, что это могли быть надгробные стелы катаров. Ведь на них повсеместно встречается катарский крест. Здание базилики делится на две части: романский неф, относящийся к XI–XII векам и готический трансепт и хор (XIII–XIV веков). До 1801 года базилика являлась кафедральным собором Каркасона, но по мере того, как возрастало значение Нижнего города, значение Верхнего – падало. Однако внутри базилики сохранились прекрасные старинные витражи.

Стоит посетить также собор Святого Михаила, построенный в готическом стиле, с восьмигранной колокольней, что покоится на мощном квадратном основании. Восхитительные витражи в клире и потрясающая своим великолепием статуя Богоматери, а также живописные полотна и скульптуры собора представляют огромную художественную ценность. Но даже не это главное, сама атмосфера собора оставляет неизгладимое, ни с чем не сравнимое впечатление. Побывав в храме катаров, вы не забудете его никогда, можно сказать, что вся атмосфера храма пронизана чувством божественной любви, серый камень готических потолков и сводов не давит, как в других соборах. Ниши, в которых стоят скульптуры, буквально пронизаны светом. Особенно запомнился проникновенный образ Спаса Нерукотворного, он выполнен в пастельно-коричневых фонах, создаётся впечатление, что он не нарисован, а выжжен на дереве, в глазах – смирение, любовь, простота. Обратила внимание на то, что в вазах около святых образов стоят не искусственные цветы, а букеты из высокой пампасной травы, что тоже создаёт атмосферу Средневековья. Храм украшает множество деревянных катарских крестов и вырезанных из дерева в форме открытой книги молитв катаров, очень напоминающей скрижали Моисея. Конечно, все деревянные изделия – это современная реконструкция, выполненная с большой любовью энтузиастами, пытающимися возродить атмосферу эпохи катаров.

 

Собор Св. Михаила (фото автора)

 

Статуя Богоматери (фото автора)

 

Спас Нерукотворный (фото автора)

 

Другая важная достопримечательность – средневековый пересохший колодец. Когда-то в цитадели Каркасона было два десятка колод- цев, но до наших дней дошло всего несколько, а в свободном доступе лишь один – зато, как утверждают, самый древний. С ним связано несколько легенд. Например, рассказывают, что во времена нашествия Атиллы готы спрятали здесь сокровища храма Соломона. Колодец несколько раз тщательно обыскивали, но безуспешно. Особой популярностью он пользовался и во времена катаров. Сейчас он входит во все туристические маршруты. Туристы обступают его и заглядывают внутрь в надежде увидеть соломоново золото.
Сокровище пока никто не нашёл, скорее, наоборот – в колодец все кидают евро и центы. Через пару веков, глядишь, действительно накопится солидная сумма при таком потоке туристов.
Внутри стен верхней цитадели шумит настоящий средневековый город с его лавками и одетыми в старинные одежды горожанами. Все они давно работают в сфере обслуживания туристов, а лавки торгуют либо сувенирами, либо превращены в рестораны. Прямо у дверей таких небольших ресторанчиков на улице стоят столы с большими мисками, источающими аппетитный запах. Девушка в средневековом платье предлагает всем отведать местное средневековое блюдо – касуле, продегустировать его можно совершенно бесплатно. Касуле – это мясо с белой фасолью, которое подаётся в глиняной миске прямо с огня и в кипящем виде. Каждый из множества ресторанчиков считает своим долгом заявить, что именно у них – настоящее касуле и именно здесь вы должны его, наконец, попробовать. Кстати, во всех магазинах Каркасона продаётся это блюдо в консервированном виде, готовое к употреблению: от маленьких баночек на одного до трёхлитровых банок на всю семью. Побродив весь день среди маленьких домиков Каркасона, можно представить, как всё это выглядело во времена катаров. Тем более, что изменилось действительно немного – даже автомобили тут не ездят.

Каркасон – это «книга в камне», в которой прослеживается история каждой эпохи и по которой можно наилучшим образом изучать историю военного зодчества от древних римлян до XIV века. Две главные достопримечательности города – Верхний город с крепостными башнями и Южный канал – занесены ЮНЕСКО в фонд «Всемирное наследие» в 1997 году. Ежегодно крепость посещают более 2 миллионов туристов. 14 июля в освещённой огнями цитадели проходит волшебное действо, посвящённое национальному французскому празднику – Дню взятия Бастилии, а в первую неделю августа Каркасон отмечает большой средневековый праздник, посвящённый уже самому Верхнему городу.

Однако таким красивым, как сегодня, Каркасон был не всегда. К началу XIX века крепость была практически полностью разрушена временем. В 1806 году её и вовсе исключили из списка фортификационных городов Франции. Её случайно обнаружил историк и журналист Жан-Пьер Кро-Майервилль во время своей поездки по югу Франции. Именно он стал всеми возможными способами привлекать внимание общественности к этому гибнущему шедевру архитектуры. Вскоре после газетных публикаций Каркасон посетил писатель Проспер Мериме, известный нам как автор «Кармен», сегодня мало кто знает, что в те времена он был ещё и генеральным инспектором исторических памятников Франции. Мериме просто влюбился в эти места и незамедлительно рапортовал о начале реставрации. В 1840 году начались реставрационные работы, но спустя несколько лет из-за нехватки средств крепость была исключена из списка памятников. Настойчивый Кро-Майервилль смог добиться отмены этого декрета, и крепость была возвращена в подчинение Министерству национальной обороны. В 1844 году по приглашению Проспера Мериме реставрацией крепости занялся архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк. Было принято решение сначала отреставрировать старую церковь, а в 1853 году Наполеон III утвердил проект полной реставрации крепости Каркасон, и правительство выделило на эти цели хоть какие-то деньги.

Про Эжена Виолле-ле-Дюка стоит написать отдельно. Ведь это именно он восстановил Каркасон и привёл его в тот вид, каким он выглядит сегодня. Как говорят гиды и написано в путеводителях, Каркасон реставрирован им на 80%. Наибольшее впечатление на меня произвёл короткометражный фильм, что показывают в первом зале замка, где сейчас находится музей. В фильме приводятся старые фотографии и зарисовки, как Каркасон выглядел до реставрации – это просто невысокие полуразрушенные стены и основания башен. Откуда Виолле-ле-Дюк знал, как нужно восстанавливать город-крепость, ведь у него не было рисунков или описаний, как Каркасон выглядел изначально. В фильме сказано, что Виолле-ле-Дюку во сне являлись образы башен, форма их куполов, расположение входов, а утром он это просто зарисовывал. В итоге шаг за шагом он воплощал свои видения в камне. Вся реставрация Каркасона длилась более двадцати лет – с 1845 по 1869 годы. Позднее учёные Парижской академии архитектуры с помощью компьютера и 3D моделирования построили виртуальную модель, как должна выглядеть реставрация Каркасона, и она почти на сто процентов совпадает с тем, что сделал Виолле-ле-Дюк. Но у него ведь не было компьютера, не было точных современных приборов, всё, что вело его на пути реставрации, – это его видения, интуиция и собственное воображение.

Эжен Виолле-ле-Дюк родился в семье парижского чиновника, близкой к артистическим кругам. В 1830 году, во время Июльской революции, Эжен оказался на баррикадах, после чего отказался поступать в престижное училище изящных искусств, а предпочёл практическую работу учеником в архитектурной фирме Ашиля Леклера. В 1820—1830-е годы молодой писатель Виктор Гюго со всем пылом своего романтического пафоса дерзнул пролить свет на перипетии средневековой истории Нотр-Дам. Его роман «Собор Парижской Богоматери», опубликованный в 1831 году, сразу же стал общеевропейским «хитом» и повлёк за собой сумасшедшую моду на готику. Ведь роман не просто описывает трагическую судьбу героев, он в первую очередь посвящён судьбе самого собора. Действие книги происходит в 1480 году, в поворотный момент истории собора, когда традиционные формы архитектуры уступают место новым – более упрощённым и грубым. Одним из юных парижан, на которых роман Гюго произвёл ошеломляющее впечатление, был семнадцатилетний Эжен Виолле-ле-Дюк. В последующие тридцать лет его имя стало настоящим синонимом реставрации готических соборов по всей Франции. Виолле-ле-Дюк, которому едва перевалило за двадцать, был назначен сотрудником национальной комиссии по охране исторических памятников. Глава этой комиссии, Проспер Мериме, обратил внимание на юного архитектора и направил его на изучение тонкостей средневекового строительного искусства. Вскоре Виолле-ле-Дюку были поручены самые трудные проекты комиссии, число которых иногда доходило до двадцати.

В 1845 году Виолле-ле-Дюк был назначен архитектором по реставрации собора Нотр-Дам в Париже и следующие двадцать лет посвятил разработке проекта реставрационных работ этого шедевра. В 1926 году в Париже вышла в свет книга известного эзотерика Фулканелли «Тайна соборов», которая наделала немало шума и продолжает будоражить умы читателей до сего дня. Фулканелли, личность которого овеяна многими тайнами и загадками и послужила прообразом главного героя эзотерического романа «Утро магов», впервые открыто го- ворит о секретах алхимии, о том, что древние сокровенные знания были заложены просветлёнными мастерами в самой архитектуре готических соборов. Также Фулканелли пишет, что линия преемственности в школе архитекторов-
алхимиков никогда не прерывалась и Виолле-ле-Дюк — наиболее яркий её представитель в XIX веке. «Архитектура готических соборов – это алхимия, запечатлённая навеки в камне, познавший её сможет без труда снять культурный слой за слоем, и в итоге получит ключи от незапертых дверей в мир духовных таинств, лежащих в глубине, у самого корня искусства алхимии. Эти тайны заключают в себе не только “науку света и времени”, но также способ общения с живой материей и божественным интеллектом, царствующим в нашей галактике», – так звучат слова Фулканелли, призывающие людей глубже вникнуть в предназначение и миссию готических соборов. Собор Нотр-Дам в его сегодняшнем виде, каким его описывает Фулканелли, – это, по сути, творение и реконструкция Виолле-ле-Дюка. От вершины реконструированной флашетты, где красуется статуя святого Фомы, имеющая странное сходство с самим Виолле-ле-Дюком, до последних конструктивных деталей и элементов декора – на всём видны следы прикосновения рук реставратора. Готика у него видится сквозь призму романтизма, и для консервативных учёных своего времени результаты трудов Виолле-ле-Дюка казались просто удручающими.

«Виолле-ле-Дюк привнёс во французскую научную школу методику точного археологического подхода к обмерам и описаниям предметов старины, однако его практический опыт реставрации был, по меньшей мере, спорным», – в один голос говорили современники. И сам Виолле-ле-Дюк подливал масла в огонь, постоянно повторяя свою любимую фразу: «Реставрировать здание не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать; это значит – восстанавливать его завершённое состояние, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени». Понять, что же значит завершённое состояние, могли лишь немногие посвящённые, но романтическое переосмысление готики в стиле Виолле-ле-Дюка пробудило национальное самосознание французов, в душах людей появилось новое чувство – забота о памятниках старины и восхищение готикой. Такой подход вызывал противодействие противоположного лагеря «консерваторов», возглавляемых Джоном Рёскином, который упрекал Виолле-ле-Дюка в том, что после его реставрации нельзя собрать даже обломков настоящей старины, приводя в пример замок Пьерфон, в реставрации которого у Виолле-ле-Дюка доминировала идея создания «идеального дома».

Возвращаясь к Фулканелли, стоит обратить внимание, что приводимая им подборка символических образов привлекает внимание читателя почти исключительно к западному фасаду собора Нотр-Дам. Символ «Алхимии» – первое из изображений, рассматриваемых Фулканелли в книге «Тайна соборов», находится в основании центрального столба большой галереи – галереи Разума. Далее Фулканелли обращает внимание на башни. В северо-восточном углу южной башни находится второе символическое изображение, выделенное Фулканелли, – это фигура алхимика во фригийском колпаке. Как писал Фулканелли, алхимик наблюдает за своим трудом, пристально вглядываясь в некую точку, находящуюся в глубине собора. Интересно отметить, что оба эти рельефа, алхимия и алхимик, являются плодами реставрации Виолле-ле-Дюка. До наших дней сохранился поразительный фотоснимок, который можно увидеть в музее Нотр-Дам: Эжен Виолле-ле-Дюк, загадочно улыбаясь, стоит перед этим отреставрированным рельефом алхимика, который, судя по выражению его каменного лица, глубоко потрясён представшим ему зрелищем вновь отреставрированного собора. По этому поводу Фулканелли пишет: «Возврат к традициям алхимии – это дорога назад, к науке, основанной на тех духовных принципах, которые не свойственны современной мысли. Алхимия – наука о развитии человека, раскрывающая тайны искусного превращения стекла в свет, а свинца – в золото. Но любой подлинный алхимик скажет вам, что все эти превращения являются только метафорами глубоко сокровенных таинств духа. Когда мы, западные люди, вновь установим контакт с первоначальным источником жизни и мудрости, мы сможем сбросить покровы с глубинной сущности природы, как нашей собственной, так и планетарной. Воскресив эту великую и славную традицию, мы однажды поймём, кто мы и почему мы здесь. Мы сможем уяснить себе подлинный смысл главного правила алхимии, которое гласит, что “лишь подобное может стать подобным”. Как атомы, из которых состоит наша плоть, некогда сияли в сердцевине звёзд, потухших ныне, так наше сознание обживёт звёздные миры грядущих эпох. Люди – это звёздная материя, наделённая даром сознания. Мы – зародыши космоса. Мы по праву должны занять своё особое место в миропорядке вселенского масштаба».

Именно к такому возвышенному осознанию человека и его роли в мироздании всегда стремился Виолле-ле-Дюк. Судьба его не была безоблачной, но, невзирая на все превратности его жизни, он всегда активно работал. С 1853 года Виолле-ле-Дюк – генеральный инспектор всех церковных построек Франции. Как самостоятельный архитектор он спроектировал и построил три церкви (в Каркасоне, Д’Эстре и Сен-Айян-сюр-Толон), а также памятник Наполеону и его братьям в Аяччо. В 1874 году Виолле-ле-Дюк был вынужден покинуть пост по обвине-нию в «вольнодумстве» и ушёл в политику, он был избран в Парижский муниципалитет.

Во время франко-прусской войны 1870 – 1871 годов Виолле-ле-Дюк – военный инженер-подполковник действующей армии. Опираясь на свой военный опыт, он издал монографию «История крепости», в которой предложил новую военную стратегию будущей обороны Франции, опираясь на реальную историю крепости Рош-Понт. Военные разработки Виолле-ле-Дюка существенно повлияли на подготовку оборонительных линий Франции перед обеими мировыми войнами. Авторству Виолле-ле-Дюка принадлежат как монографии, описывающие отдельные памятники, так и фундаментальные труды, к примеру, 10-томный «Толковый словарь французской архитектуры XI–XVI веков» (1854—1868), 6-томный «Толковый словарь французской утвари от Каролингов до Ренессанса» (1858 – 1875), двухтомник «Беседы об архитектуре» (1863 – 1872), а также популярные издания. В конце жизни, в 1877 году, Виолле-ле-Дюк издал альбом-справочник «Русское искус-ство. Его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность», альбом был переведён на русский язык и издан в Санкт-Петербурге в 1879 году. Интересно было бы ознакомиться с этим раритетным изданием, ведь там взгляд такого удивительного человека, посвященного в тайны алхимии, всю жизнь занимавшегося не просто реставрацией, а приданием зданиям завершённой, идеальной формы на наше, исконно русское, искусство. Думаю, эта книга была бы полезна не только историкам и реставраторам, но и всем тем, кому не безразлична духовная культура России и сокровенный смысл её искусства. Потомки с благодарностью хранят память о людях, приложивших столько сил к реставрации Каркасона, бюсты Виолле-ле-Дюка и журналиста Кро-Майервилля установлены на почетном месте внутри крепости.

Каркасон сегодня – не просто популярный музей, но и центр по изучению культуры и традиций катаров. При входе всем желающим бесплатно выдаётся цветная карта Земли катаров, где отмечены все крепости и замки, связанные с историей катаров в провинции Лангедок. На ней отмечено не менее 15 объектов: это и музей катаров в Мазамете, и знаменитое аббатство Св.Хилайре, везде проходят всевозможные выставки, мастер-классы, где желающих учат рисовать таинственные, магические символы катаров, читать молитвы и петь песни на окситанском языке, шить средневековые костюмы. В старинных замках проводят цветомузыкальные шоу, праздники в средневековом духе, так что культурная жизнь в стиле катаров кипит на юге Франции с апреля по ноябрь. Информацию о всех новостях и событиях можно найти на сайте Ассоциации по возрождению традиций катаров www.payscathare.org на французском, английском, немецком и испанском языках. Так что добро пожаловать в страну катаров, откройте для себя эту удивительную страницу всемирной духовной истории.

 

Каркасон – Пермь

Идентификация
  

или

Я войду, используя: