Закон Централизации
Недавно вышло, наконец, на русском языке Учение Храма1, до того частично публиковавшееся в нашем журнале, а также в выпущенной нами в 2000 году книге (и уже давно раскупленной!) «Храм Человечества». Это поистине великий дар для идущих по духовному пути. Осмысление и усвоение как можно большим числом людей Уроков (или Наставлений), данных Учителями человечества в этом труде в начале XX века, сегодня задача архиважная. И поэтому мы постараемся выделить некоторые темы, затрагиваемые в этих Уроках, для того, чтобы акцентировать на них, дорогие читатели, ваше внимание.
В Учении Храма неоднократно говорится о «кризисе, нависшем над делами людей и наций». В чём были причины его? Одна из них сформулирована в Учении так: «Непослушание законам Централизации главным образом ответственно за те беспорядочные условия, что существуют ныне на всех путях человеческих устремлений» [1, 230]2. И именно это утверждение не раз повторяется в Учении. И хотя с тех пор прошло почти сто лет, в сознании людей мало что изменилось, и потому в этом номере журнала в разных статьях и устами разных авторов мы будем говорить об этом.
Так что же это за Централизация, что имеют в виду Учителя, когда говорят о ней? Что мешало и мешает людям следовать её законам сегодня? Вероятно, прежде всего, отсутствие осознания самой сущности закона Централизации, что пагубным образом сказывается на всех создаваемых человеком построениях: от семьи до государства. Поэтому постараемся, следуя Учению, выделить в нём всё, что говорится об этом законе и его проявлениях во взаимоотношениях людей.
Человеку наблюдательному, стремящемуся постигнуть суть вещей, известно, что всё в мироздании «от атома до Бога» устроено и функционирует по единым универсальным законам. И потому, хотя мы здесь будем говорить о построении и законах существования групп или организаций людей, как наиболее актуальной для нас теме, всё то же самое относится и к нациям, государствам и всей планете, а также к мельчайшим частицам любого вещества или живого организма. Кстати, этой теме посвящены публикуемые в этом номере «Дельфиса» статьи С.П.Курдюмова и Е.Н.Князевой «Синергетика об аналогах живого в "неживой" природе», а также Лары Янг «Страна Аналогия».
В основе закона Централизации лежат понятия о групповой душе и о центральной клетке, или ядре (в «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской используется термин «лайя-центр», в Живой Этике — «фокус», в том же смысле мы говорим об оси вращения, линии жизни, центре и т.д.).
Всё человечество состоит из отдельных частей, или душ, кармически связанных, принадлежащих одной Групповой Душе, управляющей данным временном циклом. И эти части, или души, в значительной степени подчинены Воле этой Групповой Души [1, 295]. Любой организм — это тоже групповая душа, но уже для меньших его частей — атомов и молекул. Как, скажем, и некий вид — семейство воробьёв — имеет свою групповую душу. Тогда становится понятным изречение: «Ни один воробей не упадёт на землю без ведома Отца». Этот один воробей может «упасть» и по своей вине, но не обязательно. Причина может крыться и в исчезновении равновесия, произошедшем в групповой душе воробьёв, нарушившей гармонию сферы своего обитания, что и определяет судьбу всех воробьёв, которые начинают «падать». И продолжаться это будет до тех пор, пока в групповой душе воробьёв не будет восстановлен порядок [1, 107].
То же самое происходит и в группах или обществах людей. Основная мысль, которую следует запомнить, что нет людей-одиночек, не принадлежащих ни к какой групповой душе, хотя они могут себя считать «кошками, гуляющими сами по себе». Это просто характеристика типа психики человека, но не суть вопроса. И здесь Учителя предостерегают: есть люди, которых кто-то считает своими учителями, а они принадлежат к разным групповым душам, хотя внешняя их деятельность не противопоставляется и они доброжелательно относятся друг к другу. Однако магнитные токи их могут в чём-то не совпадать и перекрещиваться. Поэтому не рекомендуется, чтобы один и тот же человек посещал или работал одновременно в двух обществах.
Группы или общества могут быть собраны из людей, очень разных и по характеру, и по интересам. И это не должно препятствовать их совместной работе, если ими движет в выборе этой группы или общества сознательное устремление и они способны на дисциплину духа. В книге «Озарение» [III, 5, п.10] Живой Этики сказано: «Спросите композитора, любит ли он унисонные хоры и симфонии, ибо в унисоне нет симфонии. Также при создании группы не удивляйтесь кажущемуся разнообразию членов. Не рождением, не привычками, не ошибками, но духом прикасаются они. Духом невесомым, незримым и неслышным соединяются они в хор. <...> Поэтому не упрекайте кого-то за тембр голоса, важно его качество. Радостно сознавать, что качество может быть всегда улучшаемо, если есть дисциплина духа».
В силу того, что всё происходящее с групповой душой отражается на её частях, то, если человек уже отождествил себя с тем или иным обществом или группой, то неповиновением или пренебрежением к своим обязанностям он не только задерживает своё развитие, но и всех тех, кто с ним связан. «Ибо достичь в одиночестве той высоты развития, к которой вы устремлены, вы можете не более, чем одна пчела из пчелиного роя может достичь человеческого роста сама по себе. Вы являетесь частями одной групповой души, подобно тому, как атомы ваших тел есть части вас самих. И до тех пор, пока развитие этой групповой души сдерживается господством какой-то одной или более вредных сил, развитие всех её индивидуальных частей будет ограничено именно в той степени, в какой они ответственны за это тем, что совершили или, напротив, "оставили несделанным". Таким образом, именно в той мере, в какой вы принимаете участие в несправедливости, творимой одними в отношении других, присоединяясь к этому, либо тем, что одобряете их дурные поступки, либо сознательно игнорируете их результаты, — в такой же мере вы налагаете ограничение как на их, так и на ваше собственное развитие» [1, 236].
И если человек, связавший себя с каким-то обществом или организацией, бросает своих товарищей, не сумев справиться с раздирающими его чувствами обиды и несправедливости, то кармическая расплата для него будет очень тяжёлой: «Труслив и эгоистичен тот, кто с целью оградить себя от малых неудобств, от ничтожных личных неприятностей или, стремясь поднять себе цену в глазах других, отрывается от дела, от социального или религиозного общества, с которым он связан, и, полагая, что видит знаки его падения и гибели, старается найти разумное оправдание своему предательству, убеждая себя, что этим он охраняет себя или же других, связанных с этим обществом. И в тот же момент, когда он решает поступить так, огненными буквами он впечатывает в свою ауру слова "трус, изменник, недостойный, неверный"; и потребуются долгие годы почти сверхчеловеческих усилий на то, чтобы смыть их» [1, 225].
Другим ключевым понятием закона Централизации является так называемая «центральная клетка», служащая тем проводником на любом плане дифференциации материи, через который передаются импульсы, посылаемые Космическими строителями в тот или иной момент эволюционного развития в соответствии с Волей Божественного Творца и Владык Кармы. И такая центральная клетка есть в любой организации или группе людей. Это — некий человек, кармически подготовленный для занятия этого места. Эволюционная волна его словно выталкивает из общего потока. И происходит это «по причине проявления присущего ему добра, ибо зло негативно и не даёт устойчивых связей» [1, 105]. Но занять место руководителя или лидера такой человек может только тогда, когда создадутся условия — появится группа людей, поддерживающая и подкрепляющая его, ибо одного его усилия недостаточно ни для образования групповой души, ни собственно общества или организации — «необходимы централизованные усилия» [2, 23].
Возникает такая группа не из случайных людей; ни один человек не может быть привлечён в какую-либо организацию, если «он не принадлежит к этой организации по кармическому праву и не имеет с нею связи в прошлых жизнях» [1, 134]. Каждая организация — это строго математически рассчитанная геометрическая фигура, которая «связывает все живые существа, кармически притянутые друг к другу, и согласно преобладающему в них качеству расставляет в этой фигуре на свои места».
Учителя утверждают: «Невозможно создать нацию или организацию без руководящей силы, главы, высшей притягивающей мощи какого-либо индивидуума, занимающего позицию центральной клетки». И это, естественно, прекрасно созвучит с тем, что говорится в «Напутствии Вождю» — книге, непосредственно связанной с Учением Живой Этики. Написанная афористичным языком, начинается она такими словами: «Благосостояние народов складывается около одной личности. Примеров тому множество во всей истории, в самых различных областях. Многие отнесут это несомненное явление к личности как к таковой. Так поступают близорукие, но более дальновидные понимают, что такие собиратели не что иное, как мощь Иерархии. Действительно, при всех явлениях Иерархия избирает фокус, на который можно устремить ток». Скептик возразит: но это, мол, относится только к Духовному водителю — Вождю! Действительно, есть одно различие: Вождь имеет непосредственный контакт с Иерархией, а в случае руководителей самых разных рангов и направленности — последний может даже и не подозревать о существовании закона Централизации и тем более Иерархии Учителей. Но от этого ничего не меняется. Любой руководитель становится проводником определённых энергий (не обязательно созидательных), осознаёт он то или нет.
Основное положение закона Централизации, выделенное в Учении Храма особым шрифтом, заключается в следующем: «Никогда не может возникнуть условия, враждебного интересам других его составных частей, если последние успешно поддерживали и подкрепляли это ядро в его положении и обязанностях; ибо это противоречит всем законам роста и проявления. Если это ядро недостаточно сильно и жизнеспособно для претворения эволюционных сил, оно было бы уничтожено при рождении. (То есть организация или группа так и не состоялись бы. — Н.Т.) Если же оно вырождается впоследствии, то это происходит из-за недостатка поддержки на материальном плане» [1, 230].
Мы уже говорили, что в создании центральной клетки (или фокуса) участвуют не только претендующий на это место индивидуум, но и его «группа поддержки». Не случайно именно по такой модели строятся, например, нынешние выборы в какой-либо государственный орган. Другой вопрос, какие цели при этом ставятся и какие методы используются. В дальнейшем судьба созданной группы или организации зависит, насколько сплочённо работает коллектив, соблюдаются ли в нём законы божественной геометрии. И пока не будет образована жизнеспособная структура, то есть отношения людей сгармонизированы, а интересы устремлены к одной цели, организация не сможет приобрести должную силу и будет раздираема изнутри конкурентной борьбой. «И до тех пор пока центр не станет достаточно сильным, чтобы, используя силу отталкивания, отражать все направленные на него посягательства своей собственной внутренней мощью, к нему будут притягиваться тела сходных размеров <...> и тогда начнётся борьба за главенство» [1, 323]. И вот что происходит далее: если атакующее тело равно по мощи центральной клетке — то оба они разрушат, уничтожат друг друга силой инерции, но если центральная клетка способна поддержать своё равновесие, то «от неё будет исходить отталкивающая сила, которая удержит всех посягателей на достаточном расстоянии от своей аурической оболочки, не давая инородным телам достичь истинного средоточия своих действий» [1, 323].
Учителя замечают, что многим людям кажется — это они своей свободной волей выбрали на собрании или в избирательном участке того или иного человека на руководящий пост. Но это заблуждение. На самом деле Божественная воля, то есть определённые энергии, которыми насыщено пространство, подтолкнули их именно к этому решению. Однако ведь может быть и так: сознания людей настолько затемнены, что эволюционный импульс не может пробиться к ним, тогда их решение бывает побуждено совсем другими силами.
Если же космические законы соблюдены, то руководителем становится человек по космическому праву. Тогда его позиция должна остаться незыблемой: «Центральная фигура каждого общества, выдвинувшаяся сама или поставленная другими, должна стоять, никем не оспариваемая, не испытывая препятствий со стороны других и в то же время работая на магнитных связях с ними. Когда такое магнитное объединение достигнуто, не может быть места для ненужных трений, ибо воля одного естественно совпадает с волей других» (здесь и далее выделено Н.Т.) [2, 24]. Самая распространённая ошибка заключается в том, что люди (как руководители, так и подчинённые) не умеют соизмерять личные интересы и общие. Они не понимают, что общее благо в конечном результате принесёт пользу и им, хотя в какой-то конкретный момент их личные интересы могут быть и ущемлены. Но слишком велика бывает обида, желание добиться победы именно своего мнения или интереса. И если они начинают превалировать в ком-то, то такой человек или группа дестабилизирует обстановку в коллективе, порождает оппозицию и ослабление магнитных связей. Такая участь постигла и Е.П.Блаватскую. Её сподвижники «направили токи подозрительности, эгоистического интереса и раскольнических настроений на главный сердечный центр, то есть на назначенного представителя Посвящённых» [2, 200]. И лишили её жизненных сил сочувствия, понимания и надёжной поддержки. И она уже была не в состоянии проводить те токи силы, которые посылались из Белой Ложи для пользы этих же сподвижников; и они подпали под чуждое влияние.
Нередко случается и так, что руководящие посты занимаются силовым путём — волей и невежеством какого-либо властолюбца, стремящегося к власти ради своих корыстных целей. Очевидно, что никаким проводником эволюционных сил такой лидер стать не может. И вся построенная им конструкция становится инструментом отнюдь не созидательных сил. «Величайший камень преткновения, о который, один за другим, спотыкаются люди, общества и целые нации, получая в результате увечья или же разбиваясь на части, — это эгоизм и бессердечие тех, кто стоит у власти, будут ли это самозванные учителя, вожди, президенты или короли».
Весьма распространено и такое, например, положение: «В религии какая-то часть всеобъемлющей философии отрывается от целого или ложно истолковывается каким-либо её последователем, стремящимся к власти; узкий круг единомышленников собирается около своего лидера, или учителя, который изолирует его членов и не признаёт никакой другой философии, если она идёт вразрез с его собственными взглядами, утверждая, что невозможно общаться с другими из- за их очевидной ограниченности. Вскоре члены этой группы становятся неспособными к какому-либо действию на более широком поприще вследствие действия законов сжатия, которые тотчас же проявят свою силу, как только один или несколько людей в своих мыслях или чувствах отделятся от общей массы человечества. И эти законы приводят в действие мощнейшую силу, которая тотчас преграждает их развитие» [1, 105]. И тогда ответственность за остановки в развитии, а то и сворачивание с эволюционного пути группы или общества, несёт такой горе-лидер.
Ещё хуже дело обстоит, когда во главе общества или группы становятся хвастуны и лжепророки. Подобные явления среди первых последователей Религии Мудрости нанесли её распространению сокрушительный удар [2, 202]. То же можно сказать и о рериховском движении, в том числе, и о сегодняшних приверженцах Учения Жизни, раздробленных на группы и общества, часто совершенно не способных на сотрудничество, замкнутых в узких рамках групповых интересов и не признающих права других на собственное, порой, иное мнение.
Учителя с горечью констатируют: «Человеческая раса уже достаточно настрадалась, во-первых, из-за произвольного занятия высших позиций против Воли и Указов Владык Кармы в преследовании личных интересов; и, во-вторых, из- за произвольного, совершённого по ложным мотивам смещения тех, кто был справедливо поставлен на высшие места» [2, 25].
В Учении особенно много внимания уделено именно этому, второму случаю, как наиболее распространённому и без конца повторяющемуся, ибо совершенно непонимаемому. «Человеческая раса не может избрать какого-либо руководителя или правителя в любое своё учреждение, если он по своему развитию стоит выше составных элементов этого учреждения — работающих там мужчин и женщин. Низшее — животный человек — всегда стремится уничтожить или изуродовать то, чего он не может понять или проконтролировать и, следовательно, опасается. Необъяснимая природа "центральной клетки" — правителя — заставляет меньшие клетки бояться и потому отвергать её. Отсюда получается, что вместо того, чтобы поддержать и укрепить эту клетку, как должно было быть, её свергают, побивают и изгоняют, и во всех отношениях она становится "Отверженным Сыном", "Великой Жертвой" этого учреждения, органа или общества» [2, 22-23]. В другом Уроке продолжается эта мысль: «Убийство нелюбимого короля, злобные нападки на моральные и физические качества менее влиятельного правителя или председателя какого-нибудь общества, которые воздействуя на общественное мнение, приводят в результате к ниспровержению этого лица "во имя добра" (заслуживает он того или нет), а то и просто из эгоистических соображений, — эти и другие подобные поступки находят полное оправдание, а их ближайшие следствия нередко кажутся оправдывающими такое действие» [1, 231].
Но подобные рассуждения, говорит Учитель, ошибочны: «Ибо вне зависимости от того, насколько слаба или могущественна может быть эта линия жизни, нисходящая через религиозные, национальные, социальные или родственные группы людей, преследующие цель их нормального развития, эволюционные силы могут действовать лишь через одну эту линию, насколько это касается данного естественного раздела жизни, и если ей причинить вред, то пострадают все»» [1, 231].
Вероятно, каждый читающий эти строки может вспомнить многие случаи из своей жизни, связанные с теми или иными конфликтами в известных им общественных организациях, на работе и в своей семье. Полезно рассмотреть их в свете вышеописанного представления о групповой душе и центральной клетке. Становится очевидным, что эгоцентризм и самость, которые есть в каждом человеке, мешают принять эти простые истины. Очень трудно, например, признать лидерство другого человека, не делая из него идола или кумира. Почему-то люди предпочитают либо рабство, либо абсолютное непризнание необходимости лидера. Им ошибочно кажется, что признание лидером кого-то лишит их самих творческой свободы. Закон Централизации говорит об обратном: если лидерство кармически оправдано, то признание его приносит пользу всем. Но это отнюдь не означает рабского повиновения этому лидеру или поклонение ему, как идолу! Ведь мы уже говорили, лидер нуждается в поддержке, он зависим от своих сотрудников, как и они зависят от него. Всё дело в сочувствии и со-творчестве, то есть самоорганизации системы.
Конечно, совершенных людей нет. И у лидера всегда можно найти что-то, что его не очень красит, особенно, если это постоянно подчёркивать, делать предметом обсуждения в коллективе. Эгоцентрику, естественно, легче живётся, когда он может облегчённо вздохнуть: да, мол, наш руководитель, хоть и неплохой человек, но... далее следует что-то негативное, умаляющее его достоинства. Многие это делают из ложного чувства стыда, а то, не дай Бог, кто-то подумает, что кого-то боготворю или почитаю! Или как это я буду повиноваться кому-то ещё! Но ведь не о тупом рабстве и повиновении речь, а о сознательном, планомерном сотрудничестве. И чем больше подобных разговоров в коллективе, тем слабее становится обязательная энергетическая подпитка руководителя. И в какой-то момент он может либо оказаться разрушенным (инфаркт и другие болезни), либо выкинутым из коллектива. Кармические действия в этом случае жестоко оборачиваются против виновных в этом «сотрудников».
«Составляющие общество члены могут вообразить, что коль скоро они сами поставили человека у власти, то, следовательно, могут и свергнуть его по своей воле, но это соответствует истине лишь в одном отношении. Он был поставлен на это место руководящей силой Владык Кармы, воздействовавшей на умы этих членов, и если в противовес воле кармических орудий Божественного Плана эти люди сместили бы своего лидера из эгоистических соображений, то одновременно они бы подписали смертный приговор обществу в целом» [2, 23].
Каждый, кто отказывается исполнить свой долг, или незаконно берёт на себя обязанности других, или критикует, приуменьшает или умаляют права, вручённые самой Природой центральной клетке, — «...эти оппозиционные клетки, эти индивидуумы становятся источником огромной опасности» для всей организации (или группы) — «тем каналом, через который начинают работать уже не созидательные, а разрушительные силы».
Когда какой-то человек противопоставляет себя или своё критическое мнение целям общего дела для данной группы, он не чувствует вибраций притяжения, которые исходят от центральной клетки или ядра, и удаляется на периферию. Там он и будет оставаться до тех пор, пока не поймёт, что должен сам открыть закрытые им пути между собой и центральной клеткой. Бунтарь должен либо изменить своё отношение и перестроиться, либо он будет удалён из организации тем или иным способом. Что в жизни часто и происходит.
Существует ещё одна весьма характерная ситуация, о которой говорится в Учении. Нередко случается, что какой-то член коллектива сильно продвинулся в развитии и становится «признанным инструментом, способным направлять меньшие единицы на благо целого» [1, 239]. В этом случае руководитель должен воспользоваться услугами этого «инструмента» и «сделать всё возможное, чтобы продвинуть его на такое место, где он может принести наибольшую пользу для большинства». Если этого не сделать, то вся организация может быть разрушена. Если говорить языком Живой Этики, то здесь нужна зоркость руководителя, который должен уметь поощрять и распознавать истинные дарования, а не подавлять их из страха за собственный авторитет. Мы часто можем увидеть, как авторитарный руководитель окружает себя подхалимами, людьми, не обладающими какими-либо способностями, а всех «подающих надежды» безжалостно удаляют из организации.
В Учении Храма предусмотрительно даётся ответ на вопрос, возникающий у каждого человека, который знакомится с этой темой. А как всё-таки быть с тем руководителем, который всё же не справляется с эволюционными задачами, хотя и был поставлен на это место вполне законным путём? Ответ такой: если этот руководитель не выдерживает личных испытаний, то «та антитеза силы, сделавшей возможным его выдвижение на первое место, что существует в нём в точном соотношении к последней, низвергла бы его в бездну, соответствующую той высоте, с которой он упал. Но это падение произошло бы вследствие падения сил, болезни или смерти — иными словами, через его личные ограничения, но никак не из-за действий других лиц, если бы Божественный Закон и позволил этому произойти» [1, 24].
Существует расхожий афоризм, что «власть — это жертва», что руководителей обычно не любят, чаще боятся и в лучшем случае уважают. Это подтверждает и Учение Храма, давая такому порядку вещей весьма убедительное объяснение. Оказывается, бунт и протест со стороны подчинённых — явление глубинное и вполне закономерное. И причина его связана с началом эволюции материи. «Одна-единственная клетка является началом всех органических форм материи. Эта клетка разделяется и образует другие — либо почкованием, либо вытягиванием, либо делением — и, в конечном счёте образует целое скопление атомов. В каждом случае внутри этой первичной клетки поначалу действует выталкивающая сила; действие этой силы по самой своей природе является позитивным и произвольным и неизбежно должно возбуждать в других клетках негативную силу противодействия правящей клетке, даже если та до этого времени была латентной» [1, 288].
И поэтому каждый человек, занимающий какое-то руководящее место «(неважно, насколько мягкосердечен он может быть в действительности, как глубоко жаждет любви и признания со стороны своих братьев и сестёр; неважно даже и то, насколько он доброжелателен по отношению ко всему миру), он пробуждает в каждом, кто ниже его на космической шкале, вибрации страха, ненависти и протеста». Он, говорят Учителя, более всего достоин сочувствия. Вспомним и притчу из «Напутствия Вождю», как одна старушка при виде победителя заплакала. Когда её спросили, отчего она плачет, та ответила: «Уж очень мне жаль Его».
Учитель задаёт нам вопросы: «Вы когда-нибудь слышали или читали о том, чтобы кто-то занял почётное или руководящее положение, не вызвав при этом зависти, ненависти или ревности со стороны тех, кто метил на это место или присматривал его для других заинтересованных лиц? Разве вы не замечали, что, невзирая на истинные способности и достоинства выдвинувшегося на этот пост человека, даже самые простые и естественные его слова и поступки искажались и раздувались до неузнаваемости последними или же теми, кто был не в состоянии судить объективно?» [1, 237].
«И можете ли вы вспомнить какое-нибудь восстание, умаление законной власти, узурпацию законных привилегий, неповиновение необходимым директивам, короче говоря, вред, причинённый центру действия, или его разрушение, которые породили бы что-либо ещё, кроме разъединения людей, их духовных и физических страданий, а также лишили многих возможностей нормального развития?» [1, 238].
И затем, как бы подводя итог всему сказанному и взывая к нашему разуму: «Не являются ли такие бунты, восстания и непослушания скрытой причиной всех человеческих страданий, замедленного прогресса и постоянной борьбы между нациями и людьми?» [1, 238].
Для того, чтобы страданий и бед стало меньше, а человеческая цивилизация вышла из кризиса, необходимо повиновение Божественным законам, в том числе и закону Централизации. «Когда растение или человек исполняют свои обычные жизненные обязанности и кармические обязательства в полной мере, то сама природа перемещает их с одного поля действия на другое согласно их достоинствам и заслугам» [2, 23]. Человечество не может достичь высших возможностей, пока не научится повиноваться законам, которые управляют, в том числе, и некоторыми низшими царствами жизни, и «не примет с радостью того факта, что абсолютное повиновение Божественному Закону, воздаваемое этими низшими царствами, даёт им право умножаться и продолжать своё существование и после того, как человек бывает сметён с лица Земли» [2, 31].
Но это отнюдь не означает пассивного поведения или вовсе бездействия. Учение говорит: «Вселенная зиждется на трёх великих энергиях — Любви, Воли и Действия» [1, 97]. Но любить надо не себя, а других людей, даже согрешивших и обидевших нас, проявлять не своеволие, а направлять свою волю в русло Божественных законов, действовать не вразрез, а в соответствии с Божественным планом. Не будем забывать, что Природа наделяет каждое из своих царств совершенной формой и такими же совершенными принципами управления. Наша задача — уметь примечать эти формы и постигать эти принципы. История знает примеры справедливого управления. В Учении Храма к подобным отнесены принципы управления «у аборигенов, "шести народов" индейцев. Эти законы были даны индейцам Гайаватой — посланником Белой Ложи. Древние перуанцы, атланты и многие другие расы и нации подчинялись таким же законам. Эти же законы управляют пчёлами, муравьями и другими насекомыми и животными...» [1, 105].
Согласно Учению Храма, демократия устанавливается в том или ином обществе лишь на определённых этапах его развития, но «народ неизбежно будет возвращаться к первоначальной, исконной форме правления — отеческой» [2, 29]. И это верно так же, как то, что, повинуясь установленному ритму, день следует за ночью, а за приливом волны на берег придёт её отлив, говорит Учитель. Вероятно, создавая небольшие группы единомышленников, мы должны учиться в этих малых формах общественного устройства постигать великие истины Мироздания. «Нужно понять эти завязи (малые группы. — Н.Т.) как образования будущих частей построения», — говорится в книге «Сердце» (п. 132) Учения Живой Этики, имея в виду будущее Братство человечества.
Рассуждениям о возможных моделях взаимоотношений людей и мира, людей и Бога посвящена статья В.И.Самохваловой «Человек и мир: три модели отношений» в данном номере «Дельфиса», которая продолжает нашу тему, но на ином уровне. Наша редакция уже два года проводит пользующиеся большой популярностью междисциплинарные конференции «Этика и наука будущего», и в этом номере мы даём краткий отчёт о последней (сборник докладов будет выпущен позже), состоявшейся в феврале нынешнего года. И, как читатель мог заметить, вся статья «Закон Централизации» — это также по сути разговор об этике взаимоотношений людей, о науке построения или организации систем, который мы уже давно ведём и на конференциях, и на страницах нашего журнала.
- Ваши рецензии