Живописный гимн России
В г. Тверь с 21 февраля по 16 марта 2008 года по инициативе Совета Федераций проходила выставка работ заслуженного художника РФ Владимира Леонидовича Крылова. В четырёх номерах журнала «Дельфис» в 2007 году публиковались его очень интересные размышления о современном и классическом искусстве «Авангард и цивилизация». На выставке, кроме картин, были представлены и его искусствоведческие работы, прежде всего, монография «Убить искусство», главы из которой были предложены для указанной публикации в нашем журнале. Там же можно было увидеть каталоги выставок и множество рисунков (пейзажные пастели).
В.Л.Крылов (справа) и В.В.Надёжин на открытии выставки
Состоялось это событие в просторных залах Музейно-выстовочного комплекса имени Лизы Чайкиной (пл. Славы), в самом центре Твери. В этом городе родились и сам Крылов, и его сын, там руководил подпольным и партизанским движением его отец во время Великой Отечественной войны. С этими местами связаны и представленные на выставке картины цикла «Времена года». Всю композицию как бы объединяло изображение местного Свято-Успенского старицкого монастыря — новая работа художника, которая встречала зрителя сиянием закатного Солнца в центральном зале экспозиции. На выставке постоянно звучали произведения Чайковского, являя своеобразный синтез живописи и музыки.
К теме «времён года» не часто обращались художники. На память приходят только сказочные сюжеты Чюрлёниса из цикла «Знаки зодиака». У Крылова мы видим другой подход, который тесно связан с современной эпохой, с неповторимым и тревожным временем природных катастроф. Вызовы времени Крылов встречает весьма своеобразно — на его картинах мы видим только изображение храмов и природных пейзажей, не затронутых цивилизацией. Люди встречаются на этих картинах редко. Изображения как бы намеренно натуралистичны, однако, внимательно вглядываясь в полотна, мы сталкиваемся не с «буквой», не с «протоколом» об увиденном и замеченном, а с бережной и беграничной любовью к родной природе — может быть, к чему-то навсегда уходящему. Несломимая мощь природных равновесий, плавная (буквально по неделям) смена её состояний — вот вечная ценность для гармонии и радости человеческой души, которые предлагает художник зрителю в наше суетное время.
Идёт просмотр фильма. С.К.Борисов (слева) и автор картин
Главными действующими лицами на картинах оказываются Солнце и Луна. В экспозиции, расположенной в трёх залах, было представлено 44 полотна — немалое число, и всех их объединяет солнечный и лунный свет. Вспоминается невольно астрология, которая имеет дело не с сухими и условными цифрами календарных дат, а со сменой качеств времени, которые улавливает чувствительная душа в сменах настроения в течение года. На каждый месяц у Крылова приходится 3, 5 или 7 работ, позволяющих эту смену качеств физически почувствовать. Вспоминается также музыка Вивальди, Гайдна, Чайковского, Глазунова, которая обязательно сопровождала показ картин на уже прошедших выставках художника. Но помимо этого, к каждой картине художником подобрано своё стихотворение из русской классики — прежде всего, это Лермонтов и Тютчев.
На открытии выставки выступали представители администрации и культурных учреждений города, давние друзья и соратники художника, были журналисты и местное телевидение. Крылов подготовил фильм о своём художественном цикле с видами сакральных мест России, изображённых на картинах. В показаном при открытии фильме «Родная Земля, освящённая Солнцем» приводятся интересные мысли об искусстве, путях человеческих и смысле жизни, в частности, о том, что искусство имеет глубоко прочувствованные национальные корни. Кадры фильма сопровождают пение птиц и колокольные звоны, иллюстрируя главную мысль художника о том, что к природе следует относиться, как к духовно-нравственной среде обитания человека. Чувство родины и своего места на земле начинается, по мнению художника, с физического ощущения, с вида первого снега или с запаха палой листвы. Не всё можно изобразить средствами живописи, да это и не нужно. Искусство тем и замечательно, что позволяет каждому «достать» из сердца и души собственные впечатления, присоединить их к изображению, но только в том случае, если это подлинное искусство! Именно такой случай представляется зрителям на выставках художника, творчество которого критики уже не раз называли «живописным гимном России».
- Ваши рецензии