Умерло ли образное искусство?
(Обзор рубрики «Галерея» за 10 лет)
Мир – это очень сложный клубок взаимоотношений между людьми, странами, политическими партиями и общественными организациями. Сегодня он удерживается силовыми приёмами: военными действиями, экономическим давлением, информационными «баталиями». Антиподом таких взаимоотношений является мир культуры. В нём личность – это носитель культурных ценностей, общество – создатель и охранитель их, а народ – их представитель. Этого в реальности нет, но так должно быть.
«Мир через культуру», провозглашённый Н.К.Рерихом, – это новые мировые взаимоотношения. «У людей национальность одна, но национальных культур очень много» (как говорит писатель, философ Армен Зурабов). Президент Флорентийского общества1 и его вице-президент адвокат Пётр Баренбойм и Александр Захаров написали книгу «Пакт Рериха в XXI веке». Она выпущена к 75-летию Пакта Рериха по защите культурных ценностей во время вооружённых конфликтов. Авторы книги показали, что даже такая консервативная гуманитарная дисциплина, как юриспруденция, приходит к выводу, что единственный путь эволюции мировых взаимоотношений лежит через культуру.
Все проекты журнала «Дельфис» пронизаны этой идеей на протяжении почти 20-летнего творческого пути. Появившаяся в 2001 году рубрика «Галерея» также посвящена этой теме. Её инициировали идеи Владимира Васильевича Надёжина (тогда председателя Совета учредителей, а позже президента Фонда «Дельфис») о «братстве художников», которое может положить начало «общечеловеческому братству». К этим выводам он пришёл на основе профессиональной деятельности при создании целого ряда музеев в нашей стране и за рубежом. Следуя идеям, заложенным при строительстве нью-йоркского музея Н.Рерихом, В.Надёжин предлагает воспринимать музей как виртуальное образное пространство для творческой, созидательной среды не только искусства, но и всех феноменов культуры2.
Художники разных направлений объединяются, когда создают музей (который, по крылатому выражению критика и искусствоведа М.Майстровской, является «направлением арьегарда» в искусстве; в авангардном искусстве художники пробиваются «по одиночке»). А для объединения художников необходима концепция «синтеза искусств», выражающая как раз ощущение ими разных направлений «общего дела» в ходе их индивидуального творчества. Такая концепция подключает к этому интуитивному ощущению сознание и предоставляет художнику дополнительные аргументы в пользу совместных проектов. Она есть теоретическая основа для братства, позволяющая с пониманием относиться к художникам, которые для творчества используют другие выразительные средства. Для Надёжина философия и теория искусства (в которой живопись не обязательно будет главной) важна, прежде всего, как вспомогательное средство, чтобы было легче почувствовать родство друг с другом3.
Вопросами синтеза занимается теософия, и для «Дельфиса» эта тема близка. Тем не менее к теософской концепции искусств мы (ведущие рубрики С.К.Борисов и В.В.Надёжин. – Ред.) пришли не сразу, хотя бы потому, что у Е.П.Блаватской искусство не значилось среди дисциплин, подлежащих синтезу. Поэтому мы начали с создания рериховской концепции искусств и погрузились в атмосферу русского Серебряного века. В ней формировалось и сознание Рерихов. (Прежде всего – Николая Константиновича, крупнейшего художника этого периода. Он активно учавствовал в деятельности занимавшегося синтезом крупного объединения художников «Мир искусств», организованного А.Н.Бенуа и С.П.Дягилевым.) Вот почему в публикуемых статьях мы поставили акцент на сказочных и мифологических образах модернистского искусства, на символизме романтического искусства, который послужил основой модернизма – так и не сложившегося в очередной эпохальный стиль движения «рубежа веков», века XIX и XX4. К такому порядку работы над концепцией нас подтолкнуло и направление творчества В.В.Надёжина5.
Красота как предмет образного искусства претерпевает в модернизме изменение в сторону реализма и «истин» науки. Модернизм требует от специфических средств каждого из искусств полноты эмпирического впечатления (синопсиса) – вместо той иномирной (в том числе) целостности эмпирических образов, которые отвечают идее. Именно через «целостность» определял свои идеи и Платон. С воплощёнными в произведениях искусства идеями связано определение образа у Фомы Аквинского и известного теоретика и гуманиста эпохи Возрождения Леона Батисты Альберти [1], который сравнивал художников с пчёлами, собирающими красоту «со всех цветов земли».
Красота – это целостность природного, созданного до людей Богом или «богами» мира, которую может скопировать и упрочить человек, создавая образы в виде «островков целостности», а может и разрушить, исследуя открывающиеся через них спектры возможностей и неловко подсоединяя виртуальный мир к миру реальному или полностью его игнорируя. Как пример можно привести алхимию, относимую к магии. В этой оккультной науке одним из агентов в химических превращениях является человек с его психическими способностями, причём «агентом, задающим направление превращений», являющимся их катализатором! Так же и в астрологии человек невольно становится катализатором будущих событий, а значит, может стать «насильником над временем», если упустит тонкую сеть корреляций в намеченных в настоящем и только что приоткрывшихся событиях! <...>
Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».
- Ваши рецензии