«Эмпириокритицизм» постконструктивизма – шаг в сторону, два шага назад
На заре «нового мира» только что народившийся «младенец», сделав первые, хотя и скандальные шаги, споткнулся о ... кирпичик ... и испустил дух. Тем жизнерадостным «мальчиком» был советский конструктивизм, а роль «камня преткновения» исполнил тоталитарный режим Сталина. Торжественно и шумно свершив обряд погребения, традиционалисты 30-х водрузили на холмик конструктивизма тот самый кирпич в надежде на то, что незаконнорожденное дитя функционализма уже никогда не поднимется из могилы. И, пожалуй, в этом они преуспели. Но вот уже в начале 80-х годов ХХ столетия то там, то здесь на архитектурной карте мира стала появляться странная, загадочная архитектура, внимательно присмотревшись к которой, можно было отметить «черты высокой породы». Её назвали «деконструктивизмом». Наличие одного корня и единых формообразующих принципов давало основание предположить, что прототипом в этом случае был наш родной конструктивизм.
Ещё в начале 60-х годов предпринимались первые попытки реанимации конструктивизма, и нужно отдать должное – приоритет был за советской наукой. Очень плодотворно в этом направлении работал О.С.Хан-Магомедов. Во многом благодаря именно ему весь мир заговорил о феномене советского конструктивизма. Можно было бы только порадоваться за столь счастливое возвращение из небытия, если бы не некоторые оговорки, которые, конечно же, были обусловлены давлением идеологических стереотипов, но которые в итоге решают всё.
О периоде, следующем сразу же за конструктивизмом, Хан-Магомедов пишет: «Постконструктивизм 1932-1936 годов долгое время не привлекал пристального внимания ни историков, ни архитекторов. В нём видели лишь переходный этап. Только в последнее время, когда обозначилось такое явление, как постмодернизм, мы более внимательно стали присматриваться ко всем этапам развития советской архитектуры. И обнаружилось, что в довоенный период наша архитектура создала не только оригинальные творческие концепции новаторских течений (символический романтизм, рационализм и конструктивизм), но и, пожалуй, впервые в архитектуре ХХ века, проходя через этап отказа от этих новаторских течений, сформировала в полемике с ними различные оттенки того, что через сорок лет окрестили термином постмодернизм. Оказывается, и здесь мы были первооткрывателями» [1]. И далее: «...постконструктивизм – это не просто возвращение к неоклассике, а творческое стремление к ней (не всегда осознанное) через опыт конструктивизма» [2].
<...>
Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».
- Ваши рецензии