На перекрёстке цивилизаций
Честно говоря, на Кипр не тянуло. Зона свободного бизнеса, развлечений «новых русских», жаркий, маленький безлесный остров, особо никуда не поедешь... И вдруг пришло новое решение — Кипр как опорная база для изучения всего Восточного Средиземноморья — района древнейших (по крайней мере из доступных историческому анализу) цивилизаций Земли. И поездка состоялась. Правда, поразила ограниченность туристических маршрутов с острова. Нет Сирии, нет Ливана. Отсутствие Турции, впрочем, вполне объяснимо политическими причинами. Наиболее отработанные маршруты — Египет и Израиль.
Впрочем, при ближайшем рассмотрении, на духовном плане выбор этих трех точек оказался вполне удачным: Египет (древняя история которого достаточно скрыта) претендует на роль лидера в исламском движении, Израиль (и Иерусалим в частности) хранит реликвии мусульманства, иудаизма и христианства, а Кипр, хоть и стал первой в мире христианской страной, но может по праву быть заповедником языческих богов.
Что означает имя Мория?
При предварительном изучении истории и географии «города трех религий» Иерусалима мое внимание привлекла расположенная в его восточной части гора Мориа. Что это значит? Случайное созвучие имени Мастера М. (Учителя, руководившего написанием Учения Живой Этики)?
Частичный ответ на этот вопрос дает «Теософский словарь» Е.П.Блаватской, которая приводит два значения этого слова: «Мориа» (санскр.) — одна из буддийских царских династий Магадхи, к которой принадлежал Чандрагупта и Ашока, его внук; также название племени раджпутов.
Мориа, гора. Согласно традиции, местонахождение первого храма Соломона в Иерусалиме. На эту гору отправился Авраам, чтобы принести в жертву Исаака».
При более внимательном сличении английского и русского текстов словаря выяснилось, что речь все-таки идет о разных словах, хотя и не исключен их общий корень. Имя раджпутского племени пишется Moria (аналогично в работах Е.П.Блаватской и Рерихов приводится имя их Учителя). А одна из старозаветных вершин в Палестине — Moriah. Отличается (хоть и незначительно) не только написание, но и ударение: израильтяне называют свою гору Мор'иа. Есть у этой вершины (высота 733 метра) и другое название — Храмовая гора, которое является более официальным, а Мориа — священным и редко произносимым.
Значение горы Мориа для мировой истории трудно переоценить: здесь 7505 лет назад при сотворении мира, когда было сказано: «Да будет Свет!» — упал первый солнечный луч; примерно в 1900 году до н.э. Авраам общался с архангелом; здесь в 967 г. до н.э. царь Соломон заложил Первый Храм, в котором хранились данные Моисею в 1250 году до н.э. скрижали с Заветом; в 30-е годы н.э. уже во Втором Храме учил Иисус; отсюда в 632 году со скалы вознесся на небеса на своем белом коне Мухаммед. В основании скалы имеется пещера, в которой, согласно преданиям, совершали обряды древние пророки и цари. Над этой скалой сейчас возвышается величественная золотокупольная мечеть Скалы (мечеть Омара) — символ всего Иерусалима, третья по значению в мусульманском мире. Невдалеке, под основанием мечети Аль-Акса, скрыты Соломоновы конюшни, где обитали рыцари Ордена тамплиеров. А на юго-западном склоне горы Мориа находится Западная стена (Стена плача), напоминающая евреям всего мира о разрушении Второго Храма римлянами в 70 г. Такова «плотность» истории в старой части города трех религий, на одной небольшой площади Харам-эш-Шариф (буквально «благородное святилище»).
Удивительно и обидно, что об этом, может быть, самом главном в мире месте практически ничего отдельно не написано. Только разрозненные упоминания. Тщательно избегается вопрос о происхождении и смысле названия. И лишь в одном путеводителе по Израилю из серии Lonely Planet («Одинокая Планета») мне встретились варианты расшифровки с древнееврейского: либо от «orah» («свет»), либо от «more» (т.е. «awe», что означает «благоговейный страх»). И совсем неожиданный вариант предлагает «Мифологический словарь», который со ссылкой на «Песни о Дионисе» Панополитанского (XXV. С. 486 — 521) приводит легенду о нимфе Мориа, брата которой, Тила, убил дракон и которая попросила бородатого гиганта Дамасина отомстить.
На современной географической карте мира название Мориа (в иерусалимском варианте написания) не уникально, хотя встречается и редко. Есть гора Мориа на границе штатов Невада и Юта, недалеко от тех мест, где в 1921 году путешествовал Н.К.Рерих (кстати, это одна из вершин Змеиного хребта). Есть несколько населенных пунктов с таким названием в Драконовых горах Южной Африки (Королевство Лесото), на греческом острове Лесбос в Эгейском море, в отдаленном уголке штата Нью-Йорк. Большая их часть, очевидно, гораздо позднего происхождения и производна от названия горы Мориа в Палестине.
Таким образом, вопрос о связи имени Учителя М. и горы Мориа остается открытым. Есть еще одна ниточка для поисков: в 10-ти километрах на юго-восток от города Хайфа, если ехать по бульвару Мориа (!), расположены две деревни — Исфия и Далият ал-Кармел, где живут друзы — народ, исповедующий наиболее скрытую эзотерическую ветвь мусульманства.
Тайна Камня
Священный камень из Храма Афродиты
Не менее вдохновляющи названия улиц и на Кипре: в столице Никосии можно постоять на углу Солона и Анаксимандра, проехать на автобусе по бульвару Платона и выйти на углу Эпикура... Что характерно — такие имена не только сохраняются в старой части городов, но и даются новым улицам на окраинах. Однако не эти очень уважаемые герои древней истории привлекают здесь наибольшее внимание, а те, которые в традиционной научной и справочной литературе именуются «вымышленными», «легендарными», «сказочными» — речь идет о богах и богинях. Складывается впечатление, что здесь и именно здесь ты купаешься в тех же водах, в которых купались они, ходишь по улицам городов, по которым ходили они, — тысячи (а, может быть, миллионы!) лет назад. В конце концов, для атеистов и сейчас жизнеописания Будды, Христа, Конфуция — не более чем красивые мифы. Наверное, и реальность богов когда-нибудь будет доказана.
А пока пройдем очень коротким географически, но чрезвычайно длинным исторически путем самой вдохновляющей богини греческого пантеона — богини любви, красоты и плодородия Афродиты. Наиболее популярная фраза из рекламных буклетов: «Кипр — остров любви. У его берегов из морской пены родилась Афродита». На самом деле все сложнее и интереснее.
Petra tou Romiou — Скала греков — небольшой участок побережья в 25-ти километрах восточнее современного города Пафоса, куда туристов завозят для почти ритуального «омовения» в том самом месте, где чудесным образом явилась Афродита (но это лишь часть необычного мемориального комплекса «Пенаты богов»). Дело в том, что на месте нынешнего города располагались лишь крепость и порт, куда в течение почти 1600 лет (!) прибывали корабли с паломниками, проходили несколько десятков километров по горам и специально устроенным для церемоний садам и паркам к Храму Афродиты. Причем во время специальной экскурсии в Пафос не удалось даже приблизиться к Храму (точнее, к тому немногому, что от него осталось, — но ведь и большинство других посещаемых античных памятников не блещут сохранностью), под странным предлогом, что «русским туристам это не интересно, мы возим туда только немцев и французов». И закралось подозрение: может быть, действительно там нечего смотреть привыкшему к монументальности и обстоятельности отечественному туристу? Но вдруг чудесным образом вмешался путеводитель «Кипр» из серии «Обитаемый остров»...
«Находившийся прежде в святилище Афродиты черный конический камень неизвестного происхождения ныне хранится в Археологическом музее (Замке) Старого Пафоса», — было сказано как бы между прочим. Во многих эзотерических учениях тому или иному Камню отводится ключевая роль (Рерихи, например, получили посылку с Камнем в Париже в 1923 году, перед отъездом в Центрально-Азиатскую экспедицию). А здесь — «живой» свидетель древних эпох, всего в нескольких десятках километров от нашего местонахождения (в Лимасоле)!
Не буду подробно описывать все препятствия на пути к Камню Афродиты. Достаточно сказать, что пришлось поменять шесть автомобилей, попасть в две аварии, потерять фотоаппарат и заблудиться при восхождении на гору, где располагался Замок. Горечь потерь скрасило объявление при входе в музей, что фото- и видеосъемки категорически запрещены. Зато в кассе продавались открытки с общим видом памятника, мозаикой III века н.э. «Леда и лебедь», женской головкой из известняка V века до н.э. и, конечно, самого Камня (см. фото). Удалось даже встретиться с человеком, который возвращал этот примерно 300-килограммовый и полутораметровый по высоте черный андезитовый монумент (монумент ли?) из столицы Республики Кипр — Никосии, на его первоначальное место в Старом Пафосе. Мне назвали и имя швейцарского археолога, который ежегодно уже длительное время приезжает сюда с экспедициями.
Сам Камень занимает одно из центральных мест в экспозиции музея, хотя и находится (пока?) не на своем истинном месте (вся местность пострадала не только от времени, но и от деятельности сахарного завода, который располагался здесь в средние века). Надо сказать, что культ Афродиты существовал не только в Старом Пафосе, но и в Греции и на Средиземноморских островах, но лишь здесь главным объектом поклонения была не статуя, не настенное изображение, а именно Камень. Однако происхождение Камня, его символика и другие интересные и важные для исследователя детали все же не были раскрыты. Пришлось обращаться в местную библиотеку за историческими и энциклопедическими справками, а оттуда мне был указан путь к местному художнику Горису Грегориадису — хозяину философско-экологического кафе в центре Лимасола. И родились две версии истории Камня: официально принятая по материалам архивов и раскопок и индивидуальная, полученная от внутреннего видения. Они далеко не во всем стыкуются.
Официальная, распространенная на Кипре, история такова. Храм, посвященный поклонению богине Афродите, существовал здесь с давних времен, он был широко известен в языческом мире. В «Одиссее» Гомер около 850 года до н.э. упоминает, что Афродита прибыла на Кипр, в Пафос, где есть ее территория и благоухающие алтари. Ежегодные празднества в честь Афродиты проходили весной с участием тысяч паломников, которые сходили на берег в Новом Пафосе и образовывали процессию протяженностью более 10 километров, следующую через священные сады Афродиты, наполненные ароматом роз и других цветов. Судя по изображениям на римских монетах, в святилище располагался Камень конической формы с двускатным навершием. Верховным жрецом храма история называет современника Троянской войны царя Кинираса, династия которого правила Пафосом более тысячи лет.
Именно «легендарного» Кинираса мой новый знакомый Горис Грегориадис считает ключевой фигурой истории с Камнем Афродиты. Именно он, полагает Горис, а не другой царь, Агапенор, был основателем Храма и привез Камень откуда-то из Малой Азии, возможно, из района Трои. Храм являлся как бы астрономической обсерваторией, подобно Стоунхенджу, считает Горис. Впрочем, скоро свое видение истории художник изложит в книге, и нам остается подождать ее русского издания. В ней будут помещены два портрета, выполненные Горисом в 70-е и 80-е годы, — Христа и Пифагора. В последние годы автор стал лидером «зеленого движения» острова, общается с парламентариями и даже Президентом Республики Кипр.
Но вернемся к Камню. Если принять датировку Троянской войны примерно 1200 годом до н.э., то получится, что Камню в нынешнем его виде не менее 3200 лет! Хотя я уверен, что намного больше. Есть такое предчувствие, что Кипр с Камнем Афродиты унаследовал некий символ Хеттской цивилизации — предполагаемой прародины всех индоевропейцев. Впрочем, все еще надо исследовать. А загадок множество. Вот еще одна: деревня, на окраине которой размещаются остатки Храма Афродиты, называется Куклия (или, на других картах, Кувуклия). Точно так же — Кувуклия — обозначается на старых русских картах Храм Гроба Господня в Иерусалиме, вблизи горы Мориа. Вот так и замкнулся цивилизационный круг. Между прочим, как указывает в своем словаре Е.П.Блаватская, «куклос» по-гречески — цикл...
- Ваши рецензии