Н.К.Рерих в Новгородском крае
Крупные события истории и великие личности сильнее задевают душу и сердце, если чувствуешь причастность к событию или творцу. Рерих-художник завладел моим сердцем и душой в то мгновение, как я увидел впервые его картины. Но о какой причастности идет речь? Я говорю о причастности, может быть, точнее — прикосновении — к местам, где творил художник. В течение нескольких лет, приезжая по работе в Новгородскую область, я имел возможность посещать места, где Николай Константинович создавал свои картины и проводил археологические исследования, и смог любоваться теми же пейзажами, держать в руках предметы, извлеченные им из раскопа, ощущать его рядом...
Об этих местах хочу рассказать.
Боровичи. «Дом с привидениями»
На востоке Новгородской области, пересекая отроги Валдайской возвышенности, течёт живописная порожистая река Мета. На береговых террасах этой реки расположился славный и старый город Боровичи. В 947 году по льду Меты проезжала великая княгиня Ольга, утверждая здесь власть Киева. Вместе с лоцманами не раз проходил боровичские пороги Петр I. Совершала путешествия по реке Екатерина II, для которой в Боровичах был построен специальный «путевой дворец». В здешних окрестностях много лет охотился Н.А.Некрасов.
Прекрасна природа этого края: синие озёра, изумрудно-зелёные леса, а голубое небо так близко, что можно потрогать руками. В начале века здесь неоднократно бывал Николай Константинович Рерих. Здесь он писал этюды для многих картин: «Гонец», «У дивьего камня неведом старик поселился», «Озеро», «Лес», «Домовичи», «Волокут ладьи». Старейшие боровичские писатели-краеведы В.Грановский и Л.Фрумкин указывали мне места, где работал художник. Этюды для картины «Гонец» Рерих выполнял на реке Березайка близ озера Пирос.
Да, природа здесь обладает сказочным очарованием. И дело не только в сознании, что в этих местах начиналась история Руси. Строгость лесов и торжественность небесного свода настраивают душу на эпический лад. Однако же историческую подлинность сюжетам давали материалы археологических исследований, раскопок курганов, которые проводил здесь Н.К.Рерих. В Боровичском краеведческом музее сохранилась «Карта археологических обследований и раскопок, произведённых Н.К.Рерихом в Боровичском уезде в 1902 году». На ней обозначены исследованные художником-археологом сопки, курганы и жальники в деревне Тини, у берегов озёр Пелено, Люто и Шерегодро, а также реки Уверь. Выезжали на раскопки рано утром. Именно о них знаменитая рериховская фраза: «Колеблется седой вековой туман, с каждым взмахом лопаты, с каждым ударом лома раскрывается перед вами заманчивое тридесятое царство».
В Боровичи Николай Константинович приезжал из деревни Окуловка, где останавливался неоднократно, или с Валдая.
Запомнилась мне одна поездка в Боровичи по этой дороге, которая то поднимается на холмы, то скатывается с них. Горючее было на исходе, под уклон шли с выключенным двигателем. Вечерело. Наша огромная красная «Татра», как диковинный зверь, бесшумно проскакивала мимо деревушек, изумляя жителей. А мы дивились сказочному вечернему пейзажу Валдайского озера. В трёх километрах от Боровичей открывается прекрасный вид на город с горы Поклонницы. Называется она так потому, что уходя из города, жители в последний раз кланялись ему с неё. Поклонился и Рерих. На правую сторону реки Меты Рерих переправлялся на пароме, а позднее по одноарочному красавцу-мосту, первому в России и Европе, который и сейчас является символом и гордостью боровичей. А дальше...
Озеро Пирос. Фото М.М.Бибичкова
Если повернуть направо, то вскоре на бывшей Вындомской набережной, за рядами лип мы увидим старинный деревянный дом. Осенью и зимой, когда деревья облетают, он хорошо просматривается, являя современнику свой старомодный благородный фасад. Дом двухэтажный, с крещатым мезонином на резных столбах. Профильная резьба балконных деревянных решёток, водосточные трубы с коронами из просечного железа — всё указывает на незаурядное мастерство строителей. Дом этот известен среди боровичан как «дом с привидениями» — за всякие чудесные явления, которые якобы происходили в нём в те годы, когда он пустовал.
В начале же века в этом доме находилась «Профессиональная школа Ю.А.Аргамаковой», «генеральши», как её называли в Боровичах, так как Юлия Андреевна состояла в браке с генералом Аргамаковым. В школе учились девочки из крестьянских семей. Помимо общеобразовательных предметов здесь преподавался теоретический и практический курс кройки и шитья дамских нарядов, а также разных рукоделий. Выпускницы школы получали места «начальных учительниц» или мастериц. Школа за короткий срок сумела завоевать симпатии общества и «распространить» славу о себе далеко за пределы Боровичского уезда. Школа заслужила медаль на выставке в Валдае. Газета «Мстинская волна» писала: «Попечитель Петербургского учебного округа гр. Мусин-Пушкин, в бытность свою в Боровичах в 1909 году, посетил школу и, ознакомившись с нею, остался настолько доволен ею, что перевёл из третьего разряда во второй».
Боровичские краеведы считают, что Николай Рерих «в бытность свою в Боровичах» также посетил школу Ю.А.Аргамаковой. Документальное подтверждение этому факту ожидается, но сомнения не вызывает. Педагог божьей милостью, руководитель школы Общества поощрения художеств, Рерих не мог пройти мимо интересного опыта профессиональной школы. Газета «Биржевые ведомости» от 10 октября 1915 года подчёркивает его «отвращение к рутине, большую терпимость по отношению ко всевозможным методам преподавания, лишь бы в каждом из них чувствовался живой подход к делу». С деятельностью Николая Рериха в Обществе поощрения художеств пересекается жизненный путь ещё одной представительницы рода Аргамаковых. Это Анастасия Фёдоровна Аргамакова, которая была сестрой милосердия на фронтах русско-японской войны 1904—1905 годов, а позднее училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. За успехи в учёбе Анастасия Фёдоровна была отмечена: сын Аргамаковой, Константин Александрович, подарил мне рисунок матери и грамоту о награждении её малой золотой медалью. Подписано: председатель Императорского Общества поощрения художеств принцесса Евгения Ольденбургская, директор школы — Николай Рерих.
Загадка кургана № 23
В 35 километрах от Боровичей находится село Кончанское — бывшая усадьба и место ссылки Александра Васильевича Суворова. Отсюда великий русский полководец отправился в свой последний Альпийский поход. Сейчас здесь открыт музей-заповедник А.В.Суворова, диорама сражения у Чёртова моста. На горе Дубиха — суворовская светёлка, за горой — суворовский колодец, где зимой и летом родниковая вода. А в полутора километрах — озеро Шерегодро, светлыми просторами которого любовался великий полководец.
На северном берегу озера Шерегодро в 1902 году Н.К.Рерих произвёл частичные раскопки курганов. Известно, курганы являются кладбищем древних славян, в них хоронили прах умерших, нередко в глиняных урнах. Однако в насыпях курганов были найдены и предметы каменного века: кремневые отщепы и орудия, черепки глиняных сосудов с ямочно-гребенчатым орнаментом и янтарные украшения-подвески в форме язычков и пуговок. Возник вопрос, почему и как попали эти предметы в славянские погребальные сооружения? Вариантов ответа было два: или курганы расположены на неолитической стоянке, или для их сооружения песок был принесён с берега озера, где находилась древняя стоянка, и озеро, разрушая её, вымывало кремневые орудия и другие фрагменты.
Николай Константинович не успел выяснить загадку раскопа. К ней вернулись лишь спустя 70 лет. В 1973 году на берега озера Шерегодро прибыла из Боровичей экспедиция с целью произведения частичных раскопок тех же курганов, где трудился Н.К.Рерих. Руководил экспедицией профессор Новгородского педагогического института доктор исторических наук С.Н.Орлов, в составе экспедиции были юные члены школьного краеведческого кружка. Для раскопа был выбран курган № 23, согласно карте Н.К.Рериха. В результате частичного раскопа северной ополины снова были найдены кремневые орудия, черепки керамики и янтарные украшения. Однако по-прежнему было не ясно, как попали в курган неолитические вещи.
На следующий год экспедиция в том же составе снова прибыла на берега Шерегодро. Опять сделали небольшой секторный раскоп северо-восточной ополины кургана № 23. И снова были обнаружены янтарные «пуговицы», но на этот раз в куче охристого песка. Загадок прибавилось. Тогда было решено прорезать весь курган траншеей, чтобы выяснить, сооружён ли он на культурном слое стоянки. Под южной ополиной кургана, ниже погребения, вновь обнаружили охристый красный песок. И тогда раскоп в этом месте расширили, а весь грунт выше красного песка осторожно удалили. После тщательной расчистки представилась интересная картина: красный песок образует овальную насыпь длиной около двух метров и шириной 60 сантиметров. И на ней в определённом порядке лежат янтарные украшения в виде большого ожерелья из крупных подвесок и мелких «пуговиц». К сожалению, от костяка погребённого ничего не осталось.
Загадка захоронения была раскрыта: в эпоху каменного века существовал обычай обсыпать покойников красной охрой, значит славянский курган был расположен на неолитическом могильнике. Уникальные находки экспедиции были переданы сотруднику Института археологии АН СССР Майе Павловне Зиминой. А в мае 1987 года, во время встречи со Святославом Николаевичем Рерихом, по поручению работников краеведческого музея, я рассказал ему, что нераскрытая Николаем Константиновичем загадка на озере Шерегодро ныне разгадана, и вручил ему осколок неолитического сосуда из кургана № 23 и фотоальбом Боровичей.
«Память отца для меня священна», — сказал тогда Святослав Николаевич.
Пирос находится не в Греции
Когда я впервые приехал в Боровичи, то увидел на многих зданиях название «Пирос».
— Откуда здесь это греческое слово? — удивился я.
Мне объяснили:
— По имени озера Пирос, оно тут неподалёку.
— А откуда взялось название озера — может быть, от того самого пути — «из варяг в греки»? — задумался я.
Побывать на озере я не торопился.
В ноябре 1984 года на юбилейной выставке Н.К. и С.Н.Рерихов в Государственном Музее Востока я увидел картину «Камни. Озеро Пирос». Картина небольшая, строгая и неяркая, но чем-то она привлекала к себе внимание. Я возвращался к ней, желая увидеть больше, чем фрагмент, ограниченный рамкой. Помнится, там была табличка «Из частной коллекции Е.М.Величко»1. И вскоре я уже был на берегах озера Пирос. Стояла глубокая осень, небо хмурилось и озеро показалось мне ещё более суровым, чем на картине.
В 1992 году на конференции, посвященной юбилею Юрия Николаевича Рериха, я услышал рассказ Евгении Михайловны Величко о том, с каким волнением встретился Юрий Николаевич с картиной «Озеро Пирос»: «Он долго стоял перед картиной, вероятно, мысленно перенесясь в далёкие годы, на Валдай. Через некоторое время Юрий Николаевич сказал: "Это любимая картина моей матушки, она висела в её комнате в нашей петербургской квартире".
Вам приходилось ощущать необычайное чувство... парения, трепета, когда вы вдруг услышали о предмете, безмерно вам дорогом, о котором по крупицам собирали сведения, а теперь вам открылась информация, каждое слово которой вы воспринимаете как жемчужину или алмаз? Такое ощущение я испытывал не раз на той интересной конференции.
У меня не возникло вопроса, за что же так любила Елена Ивановна озеро Пирос. К тому времени я не раз побывал на этом озере, расположенном в 25 километрах от Боровичей и в 10 километрах — от ближайшей железнодорожной станции Лыкошино. Озеро бывает разным, но особенно прекрасно оно летом. Лес рядом с озером, и в жаркую погоду воздух напоён запахом хвои. Берег пологий, вокруг зелёные поляны и пляжи. Можно купаться, можно ловить рыбу — с берега или с лодки, можно просто покататься на лодках. Сюда приезжают отдохнуть на несколько дней и на несколько месяцев. «Наше маленькое лесное озеро — Пирос — прекрасно», — писал Виталий Бианки.
На той встрече со Святославом Рерихом я спросил его, участвовал ли он в экспедициях с родителями, помнит ли то время. Он заметно обрадовался: «Да, я помню все эти места и всю работу, которая там проводилась. Особенно Николай Константинович любил окрестности озера. Там на пляжах оно выбрасывало кремневые изделия, орудия, и их было так много, что казалось, будто кто-то высыпал их из мешка. Знаете... я не знаю, в каком состоянии сейчас Пирос, но, очевидно, оно было когда-то центром оседлой жизни, и там, несомненно, находились обширные поселения, между собой связанные».
Камень у источника
«А вот чудо. Среди зелёного мшистого луга, около овечьего стада, наехали на ключ живой воды. Среди кочек широкая впадина. Чаша неотпитая».
Да, это слова Николая Рериха — «Чаша неотпитая», его рассказ о красотах Новгородского края. «Причудны леса всякими деревьями. Мшистые ковры богато накинуты». Я сразу вспомнил свой поход за клюквой. Никогда я не испытывал такого тревожно-радостного чувства, как в этот раз, когда шагал между кочками, и этот «мшистый ковёр» пружинил под ногами, и сердце ухало куда-то вниз. Но и в наши дни бы- вает чудо, и чудо в том, что сохранился у «Чаши неотпитой» тот родник в неприкосновенности. И зеркало воды среди зелени луга, как драгоценный камень в оправе.
А находится он близ села Мшенцы Бологовского района Тверской области. Есть здесь и второй родник, над ним раньше стояла часовня. Неподалёку церковь с колокольней. За последние годы пейзаж здесь изменился к лучшему, и немалый «виновник» этого — окуловский краевед, любящий свой край — Леонард Эдуардович Бриккер. Много лет он искал дом, где останавливался Николай Константинович с Еленой Ивановной и где родился их сын Юрий. Кажется, нашёл — это дом аптекаря Манасевича. Затем его стараниями была увековечена и память земляка Н.Н.Миклухо-Маклая. Сначала установили камень с табличкой, а теперь уж бронзовый памятник стоит, и Маклаевские чтения не один год собирают немало народу.
Десять лет назад задумал Бриккер установить камень возле родника в Мшенцах и с помощью учащихся Бологовского сельхозтехникума осуществил эту мечту. И стоит теперь возле «Чаши неотпитой» громадный валун, и на нём литая табличка: «Точно неотпитая чаша стоит Русь... Самоцветами горит подземная сила. Пройдёт испытание. Русь стряхнёт пыль и труху. Сумеет напиться живой воды. Наберётся сил».
Уже срублена часовня и встала как прежде над вторым родником. Установлены леса для ремонта церкви. Готовятся документы для охранной зоны.
Испейте целебной воды из «Чаши неотпитой»! Утром из Москвы до Бологого, затем элек- тричкой до станции Алешинка, оттуда на автобусе — а лучше пешком — четыре километра до совхоза «Всходы» и чуть по грунтовке до села Мшенцы. Ходить пешком здесь — сплошное удовольствие!
г. Белгород
- Ваши рецензии